Голливудские «звезды» не упускают возможности поучаствовать в PR-шоу, особенно когда речь идет о защите природы от окружающей ее среды. Или об альтернативных источниках энергии для автотранспорта – в пользу независимости США от импорта нефти. Взгляните: Джордж Клуни позирует возле своеобразного транспортного средства. Tango T600: узенький как закапотированный мотоцикл, однако же на 4-х колесах. И вдобавок без двигателя внутреннего сгорания – на электротяге от аккумуляторов.
Только не ошибитесь насчет динамики анекдотической машинки: T600 снаряженным весом в 1385 кг (из которых добрые 4,5 центнера приходятся на аккумуляторы) способна разогнаться от 0 до 96,5 км/ч (60 миль) за 4 сек.! Пройти дистанцию в 1/4 мили (стандартные 402 м) с места за 12 сек. Безо всякого переключения передач; Tango уступает лишь единичным моделям супер-спорт, стоящим огромных денег. Объявленная максимальная скорость электромобиля превосходит 240 км/ч; откуда такая прыть?Любимец публики – один из немногих счастливых обладателей необычной легковушки под полным названием Tango Ultra-Narrow Electric Car (сверхузкий электромобиль). И в самом деле у 2-местного Tango T600 невероятная ширина – всего 990 мм; лишь на 70 мм шире супер-«байка» BMW K1200 GT! При длине 2565 мм и высоте 1524; двое седоков размещаются, понятно, один за другим – тандемом.
Энерговооруженность: два тяговые электромотора Advanced DC FB1 приводят задние колеса; их общий крутящий момент превышает 1350 Нм! Сведений о мощности нет, но 250 кВт/340 л.с. где-нибудь при 2000 мин-1 они выдают наверняка. «Красная зона» на тахометре – до 8 тыс. оборотов.
Американская Commuter Cars, город Spokane, Вашингтон, принимает заказы на Tango T600 – по цене от 108 тыс. долл. В пакет входят кожаная обивка от Connolly, классная «музыка» на 400 Вт, климат-контроль и много чего еще. Недорого, правда?
Основатели компании и авторы проекта отец и сын Woodbury – Rick и Bryan. R.Woodbury давно замышлял конструкцию с топливными элементами на водороде, но однажды увидел статистику, из которой следовало, что редкий городской автомобилист наматывает в день 35 км (или больше). Стало ясно, что вполне реален несложный проект с обыкновенными свинцово-кислотными аккумуляторами – безо всякой водородной экзотики.
Аппарат поставляется в виде набора «сделай сам» – готовность на 95%; «отверточная» сборка. Просто чтобы уклониться от неподъемных федеральных требований по испытаниям легковушек на безопасность (хотя T600 прошел «крэш»-тестирование по спецпрограмме для гоночных автомобилей).
Tango вовсе не первый тандем в истории автомобилестроения. Полвека назад Messerschmitt (тот самый) выпускал 2-местные тандемные мотоколяски KR, а в 2002 Volkswagen демонстрировал на ходу так называемый «литровый» автомобиль (шириной все-таки в 1,25 м). У Volvo пару-тройку лет назад появился узкий 2-местный прототип Tandem.
Короткий узенький автомобиль исключительно удобен в мегаполисе: протиснуться в зазор в городском потоке, развернуться на «пятачке». Прикиньте возможности T600 в московской «пробке». Плюс налоговые льготы, бесплатная парковка…
Э-двигатели питаются от 25 свинцово-кислотных аккумуляторов Exide (или Optima) общей емкостью около 14 кВт•ч; при полной зарядке машинка способна пройти 100-125 км. То есть, расход э-энергии – около 10 кВт•ч на 100 км пробега (разряд свинцово-кислотных батарей в «нуль» нежелателен); посчитайте затраты.
Заправляются аккумуляторы от общей электросети напряжением в 110/220 В; (ночная) зарядка продолжается 3-4 часа. А если от 400-амперного(!) спецразъема на электро-АЗС, то за 10 мин. «набегает» до 80% емкости. Оборотная сторона: если регулярно «высаживать» батареи на 3/4 емкости (пробег между дозаправками 100-125 км), менять их придется каждые 250 циклов. По 100 долл. за «банку» – всего 2,5 тыс. Плюс работа… Если же они разряжаются обычно только на 1/4 (пробег 32-38 км), то прослужат все 4 тыс. циклов! Пересчитайте текущие расходы.
По заказу ставят никель-металлгидридные батареи; hi-tech. Тогда пробег достигает 225-250 км; к сожалению, они намного дороже свинцово-кислотных.
Агрегаты собраны на несущей структуре из стальных профилей, скорлупа кузова – из углепластиков. У Tango тщательно настроенная подвеска: спереди на двойных поперечных рычагах, сзади на продольных; винтовые пружины и «однотрубники» Bilstein. Машинка катится на покрышках BF Goodrich размером 175/50R спереди и Yokohama Advan215/50R сзади, смонтированных на 13–дюймовые легкосплавные колеса; дорожный просвет чуть выше 100 мм. Реечный рулевой механизм, дисковые тормоза «по кругу». «Развесовка» по осям 44,5/55,5% – как у хорошего супер-спорт.
Понятно, что безумная динамика создает для автомобильчика с крайне узкой колеей (не шире 800 мм) особые трудности. Однако создатели T600 сумели извлечь выгоду из вынужденного применения тяжелых аккумуляторов: они размещены на шасси предельно низко. Как и другие агрегаты (несущая структура с подвеской, блок зарядки батарей, тиристорный контроллер, тяговые э-моторы с редукторами и пр.) – в общей сложности около 900 кг. А над уровнем пола (он где-то на высоте 300-325 мм от ходовой поверхности) находится только скорлупа «кокпита» c капсулой безопасности (а также дверями, передней панелью и рулем Momo Corse). В легких индивидуальных сиденьях Sparco Roadster (с 4-точечными поясами) два ездока – в среднем по 75 кг; сравнимо ли с массами, размещенными под полом?
Так что центр тяжести Tango (с полной посадкой и каким-то багажом) вряд ли выше 250 мм; фантастика. Плюс спецпрограмма динамической стабилизации; как утверждают у Commuter Cars, при крайне узкой колее микроэлектромобиль по держанию дороги и управляемости не уступает нормальным легковушкам – даже лучшим из них. Допустим. Обратите внимание: замечательный результат достигнут именно благодаря свободе размещения электроагрегатов. С обычным д.в.с. и трансмиссией так не получится.
Замечательно, что неординарное изделие Commuter Cars опрокидывает устоявшиеся взгляды на электромобиль как на ТС с крайне ограниченными возможностями. На короткой дистанции Tango T600 не уступит никому; Дж.Клуни не без удовольствия рассказывает, как забавно выглядит иной стритрейсер, когда на светофорном перекрестке «попадает» под смешной электромобильчик… И еще «звезда» Голливуда гордится своим личным вкладом в независимость США от импорта нефти. Слегка преувеличивает, наверное.
Браво, Рик и Брайэн! Хотя они отнюдь не первые – и, видимо, не последние. Так заманчиво заряжать аккумуляторы от электросети и раскатывать, не заправляясь бензином и не загрязняя атмосферу выхлопными газами. Если не вспоминать, какими способами э-энергию вырабатывают на силовых станциях. Так или иначе, «альтернативный» бал продолжается; танцуют все. И гиганты автомобилестроения, и крохотные пионерные компании – вроде Commuter Cars. К общему удовольствию.