Предпокупная подготовка
С наступлением холодов, думаю, многие становятся свидетелями, а порой лично сталкиваются с проблемой запуска двигателя своего автомобиля. Тут, конечно, начинаются звонки знакомым, приятелям с двумя вопросами:
– Ты далеко? А у тебя провода есть?
Причем происходит это, согласитесь, всегда не вовремя.
Как избежать этого, мне кажется, толком никто не знает. При выборе аккумулятора можно, конечно, понадеяться на совет продавца в магазине, который в начале беседы с вами вежливо спросит:
– На какую сумму вы рассчитываете?
Это приятно любому покупателю, но частенько бывает так, что красноречивый продавец продвигает именно ту марку, которую ему надо продать. Ну, по какой-то там причине не пошел тот или иной брэнд. И это все закономерно – бизнес.
Мой вам совет: если вы решили приобрести новый аккумулятор – не поленитесь, соберите все рекламные буклеты, проедьте по всем магазинам, выслушайте информацию обо всех марках. Вечерком, в спокойной обстановке проанализируйте собранное и услышанное, изучите достоинства, описанные в буклетах, и определитесь, какой именно нужен аккумулятор именно для вашей машины. И еще один совет, как избежать нервного срыва (особенно начинающим автомобилистам). Прежде чем нестись сломя голову через весь город за новым мощным и стильным аккумулятором, а потом обратно в свой гараж – примитивно линейкой замерьте площадку под его установку. Бывает так, что купил, а по габаритам он не подходит. Особенно это касается машин японского производства.
Конечно, навык можно приобрести самому, помучась с запуском двигателя при температуре -35°С, но иногда не следует игнорировать советы водителей с большим стажем. И специалистов тоже не вредно послушать! А они предупреждают о саморазряде аккумуляторов.
Берем на заметку
Аккумуляторные батареи постоянно разряжаются даже при отсутствии нагрузки. При комнатной температуре современные батареи с низким содержанием сурьмы теряют примерно 0,1…0,2% первоначального заряда в течение суток. По мере старения аккумуляторной батареи эта величина возрастает до 1% в сутки в результате перехода сурьмы к отрицательной пластине и различных загрязнений. Уровень саморазряда удваивается на каждые 10°C повышения температуры. У свинцово-кальциевых аккумуляторов он составляет одну пятую этой величины и остается постоянным в течение всего срока службы батареи. На сегодняшний день наиболее распространены автомобильные аккумуляторы номинальным напряжением 12В. Их емкость составляет от 36 до 255 А•ч. Свинцовые стартерные аккумуляторы в зависимости от исполнения имеют свои конструктивно-технологические особенности, однако в их устройстве много общего. Все они содержат разноименные электроды, разделенные сепараторами, которые помещают в сосуд, заполненный электролитом. В зависимости от применяемых материалов и используемых конструктивных, технологических и эксплутационных особенностей, современные аккумуляторы можно подразделить на два основных вида: классического исполнения и необслуживаемого исполнения.
Российские аккумуляторы традиционного исполнения выпускаются как в моноблоках с отдельными крышками, так и в моноблоках с общей крышкой. Первые герметизируют битумной мастикой, вторые – контактно-тепловой сваркой. В таком исполнении батареи требуют интервального обслуживания. Недостатки традиционных свинцовых батарей обусловлены тем, что содержащаяся в сплаве положительных токоотводов сурьма постепенно, по мере их коррозии, через раствор переходит на поверхность отрицательного электрода. Осаждение большого количества сурьмы на поверхности отрицательной активности массы снижает напряжение на электродах батареи, при котором начинается разложение воды на водород и кислород. Поэтому в конце зарядного процесса и при небольшой перезарядке во время эксплуатации увеличивается скорость электролитического разложения воды, которое сопровождается бурным газовыделением, похожим на кипение электролита.
По мере развития технологии и совершенствования оборудования появилось несколько разновидностей аккумуляторных батарей так называемого «необслуживаемого» исполнения. Их основная отличительная особенность – использование сплавов с пониженным содержанием сурьмы или вовсе без нее для производства токоотводов. Аккумуляторы в таком исполнении не требуют ежемесячной доливки дистиллированной воды при эксплуатации или ежемесячной подзарядки при бездействии, как это имеет место у батарей с токоотводами, содержащими более 5% сурьмы. Усовершенствование конструкции при создании необслуживаемых аккумуляторов заключается еще и в том, что для увеличения запаса электролита без изменения высоты батареи, один из аккумуляторных электродов помещают в сепаратор-конверт, который изготовлен из микропористого полиэтиленового материала с низким электросопротивлением. В этом случае замыкание электродов различной полярности, при отсутствии сбоев в работе сборочного оборудования, практически исключено. Поэтому опорные призмы становятся ненужными, и блок электродов можно установить прямо на дно ячейки моноблока. В результате та часть электролита, которая раньше находилась в шламовом пространстве между призмами и не принимала участия в работе аккумулятора, теперь находится над электродами и пополняет его запас, расходуемый при эксплуатации батареи. Первоначально такие батареи выпускались на базе свинцово-кальциевого сплава (0,07-0,1% Са; 0,1-0,12% 5п; остальное Рb) для токоотводов, положительного и отрицательного электродов. Это снизило газовыделение, что обеспечило эксплуатацию аккумуляторов без доливки воды в течение как минимум двух лет. При этом саморазряд батарей замедлился более чем в 6 раз. Однако при нескольких глубоких разрядах такие аккумуляторы быстро теряют емкость, и их стартерные характеристики резко снижаются, из-за чего они не нашли широкого распространения в Европе и России.
С усовершенствованием технологий в США появились батареи системы «кальций плюс» (гибридные) с содержанием до 1,5-1,8% сурьмы и 1,4-1,6% кадмия в положительном токоотводе и свинцово-кальциевым отрицательным токоотводом. Характеристики этих батарей по расходу воды и саморазряду вдвое лучше, чем у малосурьмянистых, но все же не такие хорошие, как у свинцово-кальциевых. В Европе пошли по пути применения сплавов с пониженным до 2,5-3,0% содержанием сурьмы. Иногда такие батареи называют «малообслуживаемыми»; у них расход воды и саморазряд в 2-3 раза выше, чем у батарей с кальциевыми токоотводами. Позже в Европе появились так называемые гибридные батареи. В конце 90-х годов и в США, и в Западной Европе началось производство батарей с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава с добавкой новых легирующих компонентов, в том числе серебра, которые не боятся глубоких разрядов. Расход воды у этих батарей так мал, что конструкторы убрали из крышек отверстия для доливки воды. Батареи, у которых нет пробок, стали называть абсолютно (полностью) необслуживаемыми. При этом подразумевается, что в продажу такие батареи поставляются только залитыми и заряженными. Они не требуют долива воды; исключена возможность контроля плотности электролита в процессе эксплуатации (при исправном состоянии электрооборудования автомобиля и соблюдении условий эксплуатации, указанных производителем в инструкции). Полностью необслуживаемые аккумуляторные батареи снабжают индикатором плотности электролита – «глазком», цвет которого говорит о готовности аккумуляторных батарей к работе или необходимости ее подзарядки. Так что надо хотя бы изредка поглядывать в этот «зелененький» глазок.
Немного советов
Конечно же, потребителю хочется конкретики. А именно – обычных советов: как наиболее выгоднее эксплуатировать аккумулятор (при этом не «травмируя» его)? На этот вопрос мы получили ответ у крупного новосибирского поставщика батарей: не оставлять включенным свет и габариты, проверять свечи зажигания, смотреть за исправностью генератора. Впрочем, об этом знает каждый автомобилист со стажем; все остальное напрямую зависит от сурового сибирского климата.
В сильный мороз, если автомобиль стоит в гараже, стоит снять аккумулятор и поставить в теплое место. Тем же, кто оставляет своего железного коня на стоянке, стоит поинтересоваться о наличии мобильного пускача либо установить автоматический прогрев, тогда проблем утром с запуском двигателя не будет. Правда, с современными подогревательными системами уже случались курьезы. Например, в одной такой установочной компании разъяренный клиент приехал на следующий день после установки, ссылаясь на гипербыструю разрядку аккумулятора. Специалисты буквально голову сломали в поиске причины, но как только милая девушка сказала, что утром до работы проезжает всего метров триста, все сразу стало понятно. Аккумулятор просто не успевал заряжаться за столь короткое расстояние, а весь ток тратился на подогреватель. Мораль: следите за сопутствующими агрегатами автомобиля!
Рынок и цены
Наличие аккумуляторов в автомагазинах Новосибирска давно уже никого не удивляет. Выбор огромный. Что предлагают консультанты и специалисты некоторых фирм, специализирующихся в этом направлении?
Чем больше выбор, тем сложнее выбрать. После всего вышесказанного возникает вопрос: так какой же аккумулятор все-таки лучше? Все зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если вы житель поселения, находящегося вдали от города, или любитель экстремальных путешествий, то вам, по-видимому, выгоднее приобрести обслуживаемый аккумулятор. Тем же, кто обитает в городе и знаком с трофи-рейдами лишь по информации в журнале, конечно же, удобнее приобрести малообслуживаемый или необслуживаемый.
Стоимость зависит от количества ампер часов (емкости), страны производителя и, конечно же, популярности марки. Для любых автомобилей предлагается широкий ассортимент как импортных, так и отечественных аккумуляторов.
По цене наиболее привлекательны «наши». Жигулевские аккумуляторы «Аком» стоят примерно от 1400 руб., с емкостью 55 А•ч, и выше. Тюменские «Tumen Battery» чуть дешевле: от 1200 до 2000 руб. Новгородские «Titan» и «Arctic» – от 1450 руб. Все эти марки чаще спрашивают на отечественные автомобили. Днепропетровские «Westa» с маркировкой Са+ емкостью 65 А•ч вам отдадут за 1670 руб. В итоге самыми доступными смотрятся аккумуляторы «Электро Источник» (Саратов) – они стоят от 950 до 1350 руб.
Можно, конечно, переплатить за импортный аккумулятор. Вот словенский «Tab»: стоит от 1600 до 3000 руб.; но не факт, что проработает дольше и лучше.
Вообще говорить о надежности того или иного аккумулятора (я имею в виду марку) очень трудно. Со слов самих продавцов: были случаи, когда перед прилавком стоят два автолюбителя, излагающих две точки зрения. К примеру, один говорит, что лучше американского аккумулятора «Deka» емкостью 78 А•ч за 3000 рублей нет больше ничего; а второй отвечает: мол, в прошлом году он у него «умер» через два месяца. В среднем большинство владельцев иномарок привлекают турецкие аккумуляторы «Mutlu» и южнокорейские марки «Solite», «Indigo star»; находятся примерно в одной ценовой категории – от 1400 до 5000 руб. Думаю, конкуренцию им составит итальянская новинка «Vipiemme»; эти аккумуляторы стоят примерно так же: от 1800 до 3500 руб., однако о качестве и надежности судить придется только в процессе эксплуатации. Тем, кто вдруг захотел поменять свой аккумулятор на более мощный, стоит поинтересоваться: сможет ли ваш генератор вырабатывать такую мощность? А лучше всего без специалистов не изменять самостоятельно какие-либо технические параметры в автомобиле. Если уж задумана производителем емкость аккумулятора в конкретном автомобиле 65 А•ч, то ставить мощнее не желательно. Одними из самых дорогих остаются немецкие «Varta» и «Bosch», начальная стоимость которых идет от 2000 руб. и постепенно задирается выше…
Естественно, рассказывать о каждой модели аккумулятора отдельно, при этом осветить каждую марку в отдельности невозможно. С помощью специалистов мы постарались дать вкупе несколько банальных, но важных советов, попутно осветив ситуацию на рынке.
Подавляющее большинство аккумуляторов, поступающих в Россию из стран Европы, выпускают, как правило, в гибридном исполнении. Так что следите за своим автомобилем, и он вас не подведет в самый ответственный момент!