Значимое событие. Омск

Значимое событие. Омск

Фото автора

Единственная в Сибири выставка вооружений и техники «ВТТВ-Омск» вновь открылась в городе на берегу Иртыша. Раз в 2 года она собирает многочисленных специалистов, любителей и просто зевак. Ведь кроме возможности посмотреть на десятки разнообразных машин военного и гражданского назначения на стоянке, чудеса родного ВПК доступны наблюдению на армейском полигоне – да еще и в действии. Ну как пройти мимо рычащей моторами и турбинами техники?

Часть I, статическая

Итак, 6 июня автор (одним из первых) проник на открытую экспозицию перед выставочным павильоном. Правда, открытой она называлась лишь потому, что находилась на свежем воздухе, а жаждавший знакомства с техникой народ получил доступ к ней лишь к вечеру… Так как выставка все-таки считается в первую очередь военной, то армейского добра на площадке чрезвычайно много.

Танки Т-80У и Т-90С (о них чуть позже), модернизированный Т-55, бронетранспортеры МТ-ЛБ, БТР-80А (с 23-мм пушкой в башне), БТР-Т (на базе танка Т-55), БТР «Водник», самоходные артиллерийские установки «Акация» (152-мм пушка) и «Нона» (120-мм пушка), зенитные установки «Шилка» и «Стрела-10», боевые машины десанта БМД-2 и БМД-3. Специалист не обнаружит в списке экспонатов принципиальных новинок «оборонки»; да, так, и потому грустновато. Омская выставка не привлекла внимания ни изготовителей новой серийной БМД-4, ни разработчиков систем ПВО, ни создателей тактического ракетного оружия (ОТР «Искандер»).

БМД-2
БМД-3

Зато порадовали автозаводы. КамАЗ привез совершенно новое изделие – внедорожник «Бархан» на базе 2-осного бронеавтомобиля, созданного чуть раньше в Набережных Челнах. Знакомимся ближе: КамАЗ-43501, внушительный и оригинальный автомобиль. Если выводить его в нишу «хаммера», то шансы на успех у «Бархана» велики. Нужен VIP-салон? На заводе сделают «под ключ». Опытная машина стоит около 3 млн руб., серийную обещают удешевить раза в 2-3, сделав доступной энтузиастам «внедорожной» техники. Впрочем, сравнивать «Бархан» надо не пошлыми «хаммеровскими» H2 и H3, которые, по мнению представителей КамАЗа, «рассчитаны только на катание модных девочек и мальчиков по городу» и «чудесно тонут в настоящей грязи», а с натуральным армейским Humvee. Оснащенная типовым камазовским «сердцем» (двигатель 740.31-240, 240 л.с.), машина преодолевает углы подъема более чем в 40°, а высокая посадка позволяет не замечать разного рода препятствия – вроде мелких речек и заболоченных лугов. Особенно ценна унификация узлов с обычными КамАЗами, что освобождает владельцев от поисков запчастей и сервиса. Опытный «Бархан» понравился всем, а его последующее выступление на полигоне только укрепило симпатии к машине.

КамАЗ «Бархан»

КамАЗовцы старались вовсю – по меньшей мере десяток моделей на самый разный вкус. Для пожарных – КамАЗ-6532 с 320-сильным мотором, отвечающим требованиям Euro2. Для военных – артиллерийский тягач нового поколения КамАЗ-63501 с колесной формулой 8х8, 5-тонным грузом на платформе и 12-тонным – на прицепе. Для искушенных – бортовой КамАЗ-6560 с 400 «лошадями» под капотом, возможностью перевозки 19 т груза (плюс 12 т на прицепе). Кстати, силовой агрегат отвечает нормам Euro3, что немаловажно для продвижения модели на мировой рынок. В экспозицию включен родственник покорителя «дакара» – КамАЗ-4911. Малосерийная модель позиционировалась как средство доставки людей и припасов в труднодоступные районы, транспортное средство МЧС Сибирского и Дальневосточного федеральных округов…

«Даккаровский» КамАЗ-4911

Уральский автозавод не остался в стороне. Во-первых, «классика» присутствовала в военном обличье; во-вторых, – новинки для гражданского рынка, о которых так много говорили в последнее время. Российско-китайский «Амур» от УралАЗа ориентирован на малый и средний бизнеса. От китайцев – кабина, наши – двигатель, прочная ходовая и… брэнд! Ну кто не уважит «урал», пусть даже не столь солидный как его армейские сородичи? Грузовик грузоподъемностью 5 т с комфортным водительским местом – прямой выход на территорию «бычков» от ЗиЛа. А также неплохая альтернатива китайским машинам подобного класса, проникающим в наши края. В общем намечается здоровая конкуренция; думается, уральцы свое от богатого рынка грузовиков возьмут.

УралАЗ «Амур»

В просторном выставочном павильоне не обошлось без фирм, специализирующихся на автотранспортном оборудовании и комплектующих. Омский «Сивик» представил оснащение для профессиональных СТО, челябинская «Элина» – разного рода «мигалки» для машин спецслужб. «Сибнефть» рекламировала свои АЗС и масло, Уральский оптико-механический завод показал новые светофоры.

Впрочем, военная тема доминировала. И здесь порадовали местные предприятия ВПК. Впервые звучали положительные новости: возрождается завод им. Баранова (выпускал двигатели РД-33 для МиГ-29 и ТВД-20 для Ан-3). Его нынешний владелец, столичное ФГУП «Салют», развертывает гамму новых двигателей для боевых самолетов СУ, а также энергетических турбин. Оживает ПО «Полет», где раньше делали ракеты «Космос-3», самолеты Ан-3 и Ан-74. Предприятие вошло в состав знаменитого ракетно-космического концерна им. Хруничева и занимается элементами новейших ракет-носителей «Ангара». Макет первой «Ангары» в натуральную величину красовался тут же в павильоне, поражая размерами и возрождая в душах посетителей и участников едва не угасшую в 90-х годах веру в отечественную космическую мощь.

АЛ-31 – двигатель СУ-27

Столь значимое событие не могло не привлечь чиновников и VIP-гостей. Представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин и губернатор Омской области Леонид Полежаев торжественно открыли выставку. Среди иностранных гостей замечены делегации посольства и минобороны Швеции, военные атташе ряда арабских стран, пара американцев и немцев. VIP-посетителем стал дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Алексей Леонов.

Одним из гостей выставки был космонавт Алексей Леонов

Часть II, динамическая

После того как павильон удовлетворил любопытство посетителей, пришел день выступления боевых и гражданских машин на полигоне. В нескольких километрах южнее Омска, как известно, расположен 242-й учебный центр ВДВ, где созданы прямо-таки идеальные условия для демонстрации техники. Трасса (с препятствиями; крутые подъемы и спуски, искусственные водоемы) обещала захватывающее зрелище.

Начало традиционное: постреляли из обычного оружия – от пистолета до пулемета на БТР-80. Потом продемонстрировали «инновационный» гранатомет, изобретенный омским кулибиным, а затем пришло время для самого интересного. Перед трибунами появились два боевых танка – Т-80У и Т-90С. Машины отстрелялись управляемыми ракетами, обычными снарядами, разбрасывали «ловушки» и дымовые гранаты.

Чтобы обалдевший от стрельбы народ пришел в себя, «на разогреве» ярко выступили автогонщики из Омского отделения РОСТО и «джиперы». Тюнинг-УАЗы и Land Cruiser смело нырнули в искусственные грязевые ванны и так же бодро оттуда выбрались, крутые холмы тоже не стали помехой «внедорожникам». Мотоциклисту повезло меньше – его боевой конь бесславно утонул в грязи, и лихой наездник покинул поле боя пешком.

LandCruiser в одной из луж полигона

Следом настал час КамАЗа. Новенький «Бархан» и его старший брат БТР КамАЗ-43269 без каких-либо затруднений преодолели маршрут с препятствиями. Именно то, чего и следовало ожидать. КамАЗы тоже не подкачали и показали зрителям немалые возможности современной российской автотехники. «Дакаровский» 4911 публика встретила с нескрываемым восторгом; выступил аппарат очень эффектно.

КамАЗ БТР-43629

Десантники продемонстрировали штатные боевые машины БТР-Д, БМД-2 и БМД-3. Высокие скорости и 100%-е выполнение задач, – а кто ожидал от них иного?

Внимание собравшихся привлек показ двух армейских мостоукладчиков, которые за пару минут возвели настоящие мосты для форсирования водной преграды. А на стоянке уже заводили двигатели танков – последующая часть «шоу» стала их звездным часом.

Модернизированный Т-55 довольно шустро преодолел дистанцию. Вслед за ним, поднимая тучи пыли и громко урча 1000-сильным дизелем, лихо промчался уральский Т-90С. Как-никак основной боевой танк по госпрограмме вооружений, расписанной впервые за многие годы почти на 10 лет вперед. Впрочем, Т-80У из Омска с ревущей газотурбиной (даже чуть мощнее) смотрелся ничуть не хуже. Для пущего впечатления омский экипаж машины сделал не только холостой, но и боевой выстрелы.

Т-90С

Ради наглядности на полигоне соорудили глубокий бассейн, куда нырнул специально оборудованный Т-80У. К сожалению, организаторы не обеспечили удобства наблюдения: слишком велика дистанция, отделявшая водоем от трибун. Трудно сделать приличные фото – да и вообще что-либо рассмотреть. Впрочем, забота об удобстве зрителей омских выставок – не самая сильная сторона их организатора, МВЦ «Интерсиб»…

Т-80У

Стрельбы и демонстрация техники на «ВТТВ-Омск-2007» удались на славу, и отданный выставке июньский день нисколько не разочаровал. С обилием впечатлений (и фото) гости и участники возвращались в павильон, где мероприятие продолжалось еще пару дней. Выставка стала событием не только для Омска, но и для всей нашей страны. Она показала, что российский ВПК жив, отечественные автозаводы делают классные грузовики и спецтехнику. А людям все так же интересно – как и в старые добрые времена.