Жестянка

Жестянка

Нынешнее поколение автомобилистов привыкло к плотной сети АЗС и избаловано изобилием всевозможного топлива. Стали забываться те времена, когда выезжать без дополнительной емкости под ГСМ в дальний рейс считалось крайне рискованным. А значение и назначение канистры в автономном путешествии без преувеличения долго оставались архиважными.

Имя нарицательное

Первые дополнительные емкости для возимого запаса топлива представляли собой разнообразные жестяные бидоны и переносные тонкостенные баки (фото 1). Свое же нынешнее название «канистра» ведет от английского canister – «жестянка», что в пору рождения спецёмкости в какой-то мере соответствовало действительности. Своим же нынешним обличием и стандартной емкостью в 20 л неотъемлемый атрибут паркогаражного быта обязан англо-американским и немецким военспецам времен II мировой войны. Существовало несколько типов канистр – с условным делением на «немецкие» и «американские».

 Фото 1

Первые (нем. – Benzinkanister) нам особенно хорошо знакомы по высокой горловине с 2-бивневой запорной крышкой (фото 2). Кстати, янки называли их «джерри-кэн» – «фрицевская бадья» (джерри – [жаргонное] немец, фриц + кэн – емкость, бадья), хотя подобные канистры выпускались и в Великобритании под обозначением gasoline can – емкость для бензина (фото 3).

 Фото 2
 Фото 3

Другие («американские») отличались широким заправочным отверстием под винтовую «бочечную» крышку без выступающей горловины (фото 4). Естественно, без специального патрубка-насадки переливать топливо из штатовской емкости в бак машины впрямую крайне затруднительно (фото 5). И те, и другие образцы оснащались штампованными ребрами жесткости и нечетным (1 или 3) количеством ручек.

 Фото 4
 Фото 5

Канистры с одной ручкой снискали популярность на Ближнем Востоке, особенно в механизированных частях израильской армии. Трехручечные канистры распространились по всему миру за счет своей универсальности. Их удобно переносить в одиночку – за среднюю ручку, или же вдвоем, – берясь за крайние приливы.

Кроме запасов топлива канистры зачастую использовались для транспортировки воды. Что было особенно актуально в районах с жарким климатом. Так, при проведении боевых операций в Северной Африке немцы и англичане помечали «водяные» емкости огромными белыми крестами. А уже после II мировой войны канистры под воду маркировались  словом WATER (фото 6).

 Фото 6

Эволюция

В нашей стране канистра прижилась настолько, что стала такой же национальной тарой и мерилом ценностей, как «поллитра», ведро  и пр. И в эволюции емкости мы – по ряду известных причин – впереди планеты всей…

Во времена «топливного кризиса» каких только вариантов индивидуальных мини-заправок ни доводилось видеть! В типоразмер входили 10, 15, 20, 30 и даже 40 л. Помимо традиционных стальных канистр появились их алюминиевые и пластмассовые аналоги. Причем канистры из пластиков меньше всего подходят для транспортировки бензина, ведь синтетика от трения электризуется и может вызывать искру в самый неподходящий момент. Упрощенные конструкции с регулярно лопающимися винтовыми пробками из пластмассы тоже зарекомендовали себя не лучшим образом. При заправке из-за отсутствия дренажных трубок топливо расплескивается мимо воронки. А удерживать 30-40-литровую «цистерну», собранную зачастую из пары «двадцаток», под силу не каждому водителю. Приходилось пользоваться специальным перекачивающим шлангом «с грушей» – или «глотать» чем придется.

Для накидных крышек придумали дополнительные насадки-непроливайки (фото 7). Но их по достоинству оценили немногие – из-за длительности заправки (порядка 10 мин.); к тому же надежно крепились они только на канистрах «доисторического» происхождения.

 Фото 7

Уместно отметить, что трофейные емкости и некоторые советские образцы – благодаря прекрасной антикоррозионной обработке – до сих пор служат владельцам верой и правдой. Тогда как тонкостенные «жестянки» 10-летней давности отплевываются кусками ржавчины и на сильном морозе съеживаются, резко сокращаясь в объеме.

Их впалые бока выравниваются избыточным давлением воздуха – с применением накидной крышки от армейского дегазационного комплекта ДК-1 (фото 8), оборудованной обратным клапаном под автомобильный насос. Кстати, нехитрое приспособление используется не только для спецобработки и мойки машины, но и в случае поломки бензонасоса. Накачка в канистру воздуха при умелом подходе позволит бензину добраться до карбюратора, а машине – до гаража.

 Фото 8

А конверсионный шедевр российской «оборонки» – 10-литровая канистра КН-10 так и не совершила АЗ-революцию (фото 9). Совмещение съемной ручки с пробкой и воронкой впечатляет новизной. Но заправка омрачается быстрым засорением фильтрующей сетки, очистить которую – из-за чрезмерной ее углубленности – невероятно сложно.

 Фото 9

Нетто и брутто

Не секрет, что в стандартную «двадцатку» входит не 20 л бензина, а больше. Ее вместимость зависит от температуры окружающей среды. Так, при комнатной температуре в канистру заливается 21,6-23,3 л, а на холоде – и сверх того (если канистра предварительно не «сжалась»); резерв емкости предусмотрен для компенсации расширения бензина (нагрев под солнцем и пр.). Поэтому контрольная заправка канистрой не дает точного расчета по расходу топлива; погрешность приблизительно 10%.

Некоторые умельцы ради увеличения запаса топлива раздували алюминиевые емкости и до 25 л; тогда округлую «бочку» просто так уже не поставишь и не положишь, и болтается она, бедная, как «неваляшка», по всей машине.

Вот такая бесхитростная и в то же время непростая формованная «жестянка» автотранспортного назначения. Она до сих пор в ходу у автопутешественников и остается обязательным атрибутом военной техники.