Вперед, в прошлое! Бийск

Вперед, в прошлое! Бийск

Фото Владимира Новицкого

Пробег Пекин-Париж… И что? По Алтаю регулярно идут какие-то пробеги, в том числе и ретро.

Но тут не совсем обычный пробег: он повторяет маршрут вековой давности. И среди 130 машин немало 100-летних; на нашем веку такое событие уже не повторится…

Часть I. В бийске

Наступило 7 июня; диковинные машины все прибывали и прибывали в закрытый парк, расположенный на территории предприятия «Бийсктранссервис». Не менее интересно выглядели их экипажи. Грязные плащи и шлемы. На пропыленных, обветренных и обгоревших на солнце лицах по два светлых пятна – от защитных очков. Каждый из раритетов окружали толпы зевак, кто-то брал автографы.

Ралли Пекин-Париж

От одной из машин ощутимо несет бензином. «Наши» установили, что у нее пробит бензобак, и без промедления замазали повреждение обычным мылом. До Парижу протянет…Похоже, кое-кому из участников нужна техническая помощь. У первого автомобиля, лихо пролетевшего мимо нас на трассе (Alvis Speed 20 с немецким экипажем), на монгольских дорогах лопнул коренной лист передней рессоры. Пока идет консилиум среди бийских умельцев, самодеятельная переводчица объясняет, что наши мастера все отремонтируют. Однако Хорст Фридрих и Герхард Люкс серьезно обеспокоены: они понимают, что в такой глуши рессоры для модели 1933 года выпуска предлагают не на каждом углу, а дело уже к закату. Хорст допытывается насчет spring size (размера рессоры). Вмешиваюсь в разговор и на ломаном английском объясняю немцам, что в России размер не имеет значения. «Спринг» возьмут от другого автомобиля и переделают под Alvis, надо лишь снять сломанную. Водитель удовлетворенно кивает: «О’кей!» – и приступает к работе. Странно, но грубые работы немцы выполняют голыми руками; о том, что такие операции лучше делать в х/б перчатках, они явно не догадываются. В «скорой» сопровождения (питерской!) взял у наших ребят 2 пары перчаток, одну из которых всучил Хорсту; он никак не мог взять в толк, зачем они. Наверное, не доводилось ему травмировать руку с сорвавшимся с крепежа ключом об острые детали…

В сгущающихся сумерках под желтым раритетом (Mercedes 630 K 1927 года с экипажем из Нидерландов) ползает мужик в мерсовской робе с налобным фонариком. Однако от помощи отказывается. Не доверяет? Через десяток минут голландец с какой-то загогулиной в руках сам разыскал нас и попросил помощи в ремонте. Загогулину мы, конечно, сразу узнали: рычажно-дисковый фрикционный амортизатор, такие ставили на машинах 20-30-х годов. Осмотрев повреждение, заверяю Яна: «Ноу проблем». В ремзоне «Бийсктранссервиса» попытались вернуть амортизатору прежнюю форму кувалдой, но по настоянию Яна (ноу кувалда!) узел разобрали и правили по частям. После этого Ян запросил «дрилл-машин». Оказывается, рычаг амортизатора гнется уже не в первый раз, и Ян решил усилить пакет болтом. Но единственной «дрилл-машиной», какую мы нашли в час ночи, оказался здоровенный станок со сверлом «на 30». Уговорили на сварку.

Тем временем Хорст уже ставил на «алвис» новую рессору, однако на ее кронштейне сорвали резьбу – дюймовую. Дюймовый резьбонарезной инструмент во 2-м часу ночи найти непросто, и «алвис» подкатили к сварочному аппарату… В конце концов Ян смонтировал амортизатор и чуть не ползком отправился в гостиницу; нелегкий у него выдался день…

Всего в закрытый парк своим ходом прибыли 80 машин, а 20 «потерялись» в Монголии. Другие остались в Китае или застряли у российской границы.

Ралли Пекин-Париж

А еще в пробеге участвовали «роллс-ройсы», «бентли», «лагонды», «форды», «ягуары», «делажи», «талботы», «крайслеры», «воксхолы», «роверы», «кноксы»… К сожалению, «мерседес» 1903 года сошел с дистанции раньше, и живьем мы его не увидели. Поразил 2-местный «ла франс родстер» 1918 года с двигателем на 14,5 л(!) рабочего объема и деревянными колесами соответствующего размера. Причем цилиндров у двигателя всего 3 (три) – напичканных свечами как ежики. Если сильно не газовать, то «родстер» обходится на сотню километров всего 55 л бензина… Ну и, конечно, «итала-40» 1907 года, та самая, что выиграла гонку 100 лет назад! Работы завершились; но мы до рассвета как призраки бродили в темноте среди десятков аппаратов начала прошлого века, отказываясь верить в реальность происходящего…В полной темноте машина барнаульского «АвтоСПАСа» буксировала что-то огромное и черное. «Паккард», – мелькнула мысль. И верно: «паккард твин сикс» 1917 года(!). Австрийский экипаж (весьма немолодой) застрял посреди диких гор с погасшей светотехникой.

Ралли Пекин-Париж

Добрались ли до Новосибирска наши рессоры и амортизаторы? Да куда они денутся? Сотню лет назад у одного из экипажей пробега оказалось напрочь разбито колесо. Русский мужик смастерил такое же из дерева (их тогда и делали из древесины…), а на вопрос, доедет ли оно до Парижа, ответил уверенно:Машины продолжали прибывать и на рассвете, в основном в кузовах КамАЗов. Часов с 7 утра на стоянку начали возвращаться экипажи. Острая головная боль для участников пробега – шины, поврежденные в Монголии. Многие вновь занимались ремонтом, доливали воду, что-то регулировали. Отказался заводиться мотор того самого «ла франса», но экипаж справился с неполадками. С половины 9-го машины стали вновь выходить на трассу.

– Доедет!