Внимание! Шины!

Внимание! Шины!

От ДТП практически никто не гарантирован – даже при наличии всевозможных страховок. Когда случается беда, то виновник, на первый взгляд, очевиден. Тем не менее, лишь тщательная экспертиза способна подтвердить или опровергнуть первоначальные выводы, оголив порой неожиданные результаты. В чем и убеждает обстоятельная беседа с одним из классных специалистов «Автотехстандарта», занимающегося выявлением причин преждевременного выхода шин из строя.

Изношенная шина причина ДТП

На эксперта надейся…

Анализ дорожных происшествий показывает, что львиная доля «странных» аварий непосредственно связана с ходовой частью автомобиля. А такая хрестоматийная неприятность, как лопнувшая на высокой скорости шина, не миновала даже генсека Л.И.Брежнева. И только «зачищенность» трассы от посторонних машин и пресловутое водительское мастерство Леонида Ильича спасли ситуацию. Простым же водителям намного сложнее – особенно доказывать непреднамеренность выезда на встречную полосу или открещиваться от других отягчающих обстоятельств. И здесь за дело берется эксперт, располагающий не только специальным оборудованием и богатым опытом, но и дипломированными полномочиями влиять на судебное разбирательство.

Оказывается, такой распространенный случай, как «взрыв» покрышки на скорости, не всегда спровоцирован отклонениями от норм эксплуатации, а зачастую зависит от качества изделия. Так, прореженные нити корда или сомнительные материалы способны уже на ранних этапах эксплуатации шин привести к катастрофическим последствиям. Но порой дефекты затаиваются в ожидании благоприятных условий для развития «грыжи» и прочих болезней – с летальным исходом. Там, где «здоровая» шина выдержит расчетные нагрузки, брак обязательно даст слабину. И роль экспертизы в выявлении нарушений переоценить сложно. О чем свидетельствует история Федора О.

Тот недавно приобрел новую резину на свою «тойоту», и на бердской трассе при скорости 80 км/ч его вынесло на встречную полосу, где и произошло столкновение с «ГАЗелью». Пострадало «железо» обеих машин, в чем, естественно, обвинили Федора. Но он не согласился с таким решением и обратился к нашему эксперту. После тщательного изучения «останков» вынесен вердикт: виной всему «грыжа» левого управляемого колеса, возникшая из-за прореженных нитей корда. То есть заводской брак; решение эксперта освободило без вины виноватого водителя от ответственности.

…Да сам не плошай!

Как же подстраховаться от подобных ситуаций? Немалую роль здесь играют удача и везение – вкупе с правильным выбором поставщика автомобильной «обуви». А при наличии средств, одну из шин из партии неплохо подвергнуть разрушающей экзекуции в экспертной лаборатории. Но главным приоритетом правильного выбора «резины» остается ее соответствие всем техническим условиям и особенностям эксплуатации, в том числе и по индексам грузоподъемности и скорости (расшифровка есть у продавцов – или см. «Резиновый ребус», «Турбо», 2004, №1). Так, согласно экспериментальным данным НИИШП, температура протектора грузовых шин 220-508 с увеличением скорости от 50 до 80 км/ч повышается приблизительно на 20%. Такое же повышение температуры наблюдается у легковых шин 165/R13 при увеличении скорости от 80 до 120 км/ч. А дальше – больше, плюс жаркая погода…

Особое внимание следует уделить грамотному монтажу колес. Работа «на коленке» или на изношенном оборудовании чревата повреждениями посадочных бортов (см. фото), герметизирующего слоя, камер и ободных лент, механическими повреждениями закраин, посадочных полок ободьев и дисков. При обращении на «шиномонтаж» нелишне сохранить соответствующие чеки и квитанции. Которые впоследствии могут стать звеньями доказательной базы в экспертной оценке причин возможного ущерба.

Несоблюдение или отклонение от эксплуатационных показателей своеобразно отражается на состоянии резины. Недокачал (перекачал) шины, «сэкономил» на развале-схождении и балансировке, и на горизонте маячат не только ускоренный износ протекторов и повышенный расход топлива, но и неприятности гораздо серьезнее… И здесь эксперта не обманешь. А ссылки на якобы неточный манометр или другой диагностический прибор – не принимаются. Будьте добры своевременно проверить оборудование на соответствие стандартам, – если уж вы им пользуетесь.

Но если вы все делали правильно и все же попали в неприятную историю, эксперт вам в помощь.