Урок №7. На льду

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Рыхлый и укатанный снег, гололедица – наши постоянные (и коварные!) спутники на зимних дорогах. Сегодня мы продолжаем разговор о вождении автомобиля в сложной дорожной обстановке. Как обеспечить безопасность при движении в условиях постоянного и местного гололеда? Маневрировать!

При движении на гололеде резко повышаются требования к мастерству управления автомобилем, так как на участках дороги, покрытых льдом, сцепление колес с дорогой снижается в 4-6 раз. Для водителя автомобиля, попавшего на абсолютно гладкую поверхность, особенно опасен первый «скользкий» момент. Человек за рулем по инерции полагается на навыки вождения по сухой дороге и не в состоянии мгновенно «перестроиться» на гололед.

Одна из коренных слабостей малоопытных водителей, лишь в конце лета выехавших на сухую дорогу, – отсутствие у них спецнавыков движения по льду. Главное здесь – умеренная (а то и малая) скорость и принцип: все движения водителя спокойные и умеренно-уверенные, а не резкие! Ведь ГОЛОЛЕД И РЕЗКИЕ МАНЕВРЫ НЕСОВМЕСТИМЫ!

Резкие движения вообще исключены. В принципе!!! Резко не тормозить, резко не крутить «баранку», резко не менять обороты двигателя (как на повышение, так и на понижение).

Исключительно опасен временный гололед – утренний и вечерний, который нередко остается незамеченным. До критического момента. Поток машин на дорогах к вечеру уменьшается, а мороз усиливается; к утру холодает, а влажность увеличивается.

Особую опасность представляет местный гололед – отдельные участки дорог, покрытые тонкой корочкой льда. Подъезды к перекресткам, остановки общественного транспорта, продуваемые ветром участки дорог, поверхность моста, участок перед путепроводом и на выезде из него; а также те отрезки, где автомобили часто тормозят.

Местные «пятна» гололеда зачастую трудно обнаружить, если тонкий ледок образовался без примеси снега – прямо на дороге. Или когда конденсат из воздуха превращается в тонкую корочку льда. Черная корка льда может образоваться из грязи.

На гололеде автомобиль начинает слегка «рыскать» – из-за кратковременной потери сцепления колес с дорогой. Когда колеса теряют сцепление, возникает занос. В основном на поворотах – из-за того, что наружные колеса «загружаются», а внутренние – «разгружаются».

Представьте, что колеса по одному борту стоят шипованные, а по другому – совершенно «лысые». Что произойдет на льду?
Водители с навыками движения по гололеду не теряются при возникновении легкого заноса, а уверенно и плавно, без резких движений восстанавливают прямолинейную траекторию, чем увеличивают сцепление колес с дорогой. Водители же без навыков «гололедного» вождения при заносе часто теряются. Их естественной реакцией становится торможение, чего как раз делать нельзя!

Чтобы избежать юза (боковое скольжение), необходимо кое-что знать и уметь – а это не одно и то же! Главное: нельзя блокировать колеса, то есть тормозить!

В зимнее время на льду необходимо исключать резкие

– разгоны,

– торможения и

– маневры.

Поэтому возможности маневрирования для всех участников дорожного движения резко сокращаются!
Самое время вспомнить о приемах движения по скользкой поверхности (см. «Турбо», 2005, №12, стр. 17). Удачи!