Урок №33. Случай

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Здравствуйте, коллеги! Лето в разгаре, движение на дорогах в пиковом состоянии, «пробки» сплошь и рядом… Казалось бы, разогнаться негде, но ничего подобного: какой российский водитель не найдет место для быстрой езды?

Написать эту статью меня подвигла встреча с моим товарищем, который хорошо знал девушку, погибшую совсем недавно на Мочищенском шоссе (этот случай взбудоражил наверное, весь автомобильный Новосибирск). Он рассказал, что девушка была за рулем всего несколько дней, и он советовал ей пройти обучение в Центре высшего водительского мастерства. И услышал в ответ:

– Мне в ГАИ выдали права, значит, я умею ездить. К тому же там не учат ездить по городу!..

Сегодня мы поговорим о психологическом состоянии водителя.

Случай

Большинство из нас, когда слышит рассказы об авариях на дорогах, или видит разбитые автомобили, думает: «Со мной этого не случится». И это здорово! Чувство оптимизма позволяет водителям уверенно ездить. Но при этом некоторые из них теряют благоразумие. Они СЛИШКОМ уверены в быстроте своей реакции, в «умном» автомобиле, в своей неуязвимости и своем… везении. Поэтому считают, что смогут выйти из любой опасной ситуации победителем. Однако бывают ситуации, когда даже тренированные люди, обладающие мгновенной реакцией, не могут справиться с обстановкой.

Несколько лет назад в одной из центральных газет был описан случай, произошедший с известным боксером. Управляя автомобилем в критической ситуации, он впервые узнал, что это такое – ощущать собственное бессилие. Автомобиль крутило и швыряло из стороны в сторону, как кусочек мыла в ванне с открытым краном. А руки боксера, привыкшие к молниеносным действиям, ничего не могли поделать; его разум, привыкший мыслить мгновенно, не мог найти верного решения! …Ему повезло, он остался цел и невредим.

Фактор времени

Почти каждый человек когда-либо оказывался в ситуации, когда все происходило до того быстро, что хотелось остановить время, чтобы успеть что-то сделать. В таких ситуациях большинство водителей конкретно ощущает нехватку времени. При этом теряются хладнокровие, рассудительность, благоразумие и уверенность. Делать что-либо, и побыстрее – вот первое желание. В голове мелькают разные мысли. Следуют судорожные попытки принять какое-нибудь решение… А драгоценное время уже упущено. Ситуация усложняется, появляется растерянность. Но чувство необходимости что-то делать заставляет делать не то,  что лучше и правильнее, а то, что «получилось». Потом, рассказывая, мы оправдываемся: мол, перебрал все варианты, лучшего найти не мог. Либо: пока прокручивал в голове варианты и нашел нужное решение, времени его выполнить уже не было!

Критическая ситуация

Ничего необычного в ней нет – это… обычная ситуация. Да, обычная! Только происходит она в необычных условиях или в необычной последовательности. Кроме того, она никогда не предупреждает: «Встречай меня, я щас возникну», она возникает мгновенно! Здесь и выходит на сцену классический вопрос: что же с ней в таком случае делать?

Чтобы критическая ситуация не застала вас врасплох, научитесь с ней бороться. Обучившись, вы будете знать: как поступить, что сделать. Предупрежден – вооружен. Когда знаете что делать и тем более умеете это делать, тогда ситуация не будет для вас такой сложной. Она будет просто несколько труднее, чем обычная ситуация. Именно на этом принципе – выполнять привычные движения в непривычных условиях – основано обучение водителей управлению в критических ситуациях.

Чтобы уверенно и безопасно управлять автомобилем в городе, необходимо знать Правила дорожного движения и владеть управляющими действиями. Из этого следует: если водитель владеет навыками управления в сложных условиях, то в обычном городском режиме он всегда будет чувствовать себя уверенно и – главное – безопасно!

И еще два слова. В Новосибирске ни одна автошкола, и тем более ни одни курсы не учат  водителей управлению автомобилем в критических ситуациях. Методики профессора Э.С. Цыганкова имеются в нашем городе только в Центре высшего водительского мастерства.

Тему, начатую сегодня, мы продолжим в следующем номере.