Урок №30. Руление и торможение

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Формула управления автомобилем: профессиональный интеллект + технические навыки + профессиональные психологические особенности водителя = водительское мастерство.

При возникновении критической ситуации водитель должен быстро (желательно — сверхбыстро) оценить степень опасности и принять верное решение.

Технические навыки помогают предотвратить ДТП — или свести к минимуму его последствия. Из технических навыков главных два: руление и торможение.

Профессиональные психологические особенности водителя позволяют ему своевременно ощутить состояние автомобиля, дорожные условия и среду движения. Это так называемые «чувство автомобиля», «чувство дороги» и «интуиция».

Сегодня мы рассмотрим технические навыки – руление и торможение.

Руление. Умение правильно крутить рулевое колесо – основа управления автомобилем.

Большинство считает, что навыки руления не требуют специального совершенствования; грубая ошибка. Почему же многие водители не успевают повернуть руль при неожиданном заносе? Почему не могут стабилизировать автомобиль на скорости, когда не вписываются в поворот? Все просто – критическая ситуация требует других скоростей руления. Необходимы специальная тактика и техника руления. Скоростное руление, излишнее в стандартных ситуациях, становится жизненно необходимым в критических. Безопасность любого водителя (и пассажира) в критических ситуациях в большинстве случаев зависит от быстроты руления. Оно позволяет компенсировать последствия допущенной ошибки. Своей или чужой. Чем грубее ошибка, тем выше должна быть скорость руления, необходимая для стабилизации автомобиля. К сожалению, ни одна автошкола и тем более ни одни курсы не учат скоростному рулению. По той простой причине, что скоростным рулением не владеют сами инструкторы.

Большинство водителей-профессионалов знают 3-5 приемов руления, в лучшем случае около 10. На самом деле их намного больше — около 160. Обычному водителю, находящемуся за рулем автомобиля, в условиях преобладающей езды «без правил» нужно не просто знать, а жизненно необходимо уметь в совершенстве выполнять 35 основных  приемов руления. Только зная и умея, можно чувствовать себя на дороге готовым к критическим ситуациям.

Торможение. Это другая важнейшая операция управления автомобилем. В критических ситуациях, когда легко потерять устойчивость и управляемость, торможение часто становится камнем преткновения для многих водителей, в т.ч. квалифицированных. Прежде всего из-за того, что большинство водителей не владеют эффективными, высокотехничными приемами, необходимыми для предупреждения критических ситуаций – и тем более для выхода из них. В большей безопасности на дорогах находятся автоспортсмены: они в своем арсенале имеют множество многовариантных приемов торможения.

Многих водителей-профессионалов подводит незнание особых приемов и способов тонкого регулирования торможения, неумение применять комбинированное включение в работу двух систем автомобиля (например, «газ-тормоз»). Арсенал тормозных действий водителей, как правило, очень скуден.

А сколько способов торможения знаете вы? От 5 до 10? Чрезвычайно мало. Только важнейших приемов торможения на сегодняшний день известно 106. Всего же их – около 240. Беда в том, что в широкой практике применяются лишь упрощенные стандартные способы. В автошколе учат тормозить «на юз» в любой ситуации, и за короткий срок удается выработать у обучаемых устойчивые навыки. Да, на скорости до 40 км/ч на сухой дороге этот способ самый рациональный. Но на скорости от 60 км/ч и выше такое торможение блокирует колеса – с полной потерей управления. Вспомните, как проходят экспертиза и разбор ДТП. Инспекторы ГИБДД ищут тормозной след на асфальте; найдя его, они заключают, что водитель предпринял меры к остановке. А у автоспортсменов след тормозов – роспись в страхе. Полный отказ от управления и растерянность водителя. И за вредный рефлекс надо «благодарить» автошколу.

Как правильно «рулить», тормозить и другим управляющим действиям можно научиться только в Центре высшего водительского мастерства.

ЗАЩИТИ СЕБЯ НА ДОРОГЕ!