Урок №28. Темнота и безопасность

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

На улице – красота! Особенно ночью: белый снег, яркие фонари, рекламные огни… А где фонари не горят, светло от снега. От некоторых водителей можно услышать, что ночью им легче работать, так как из-за меньшей интенсивности движения можно ехать спокойнее и в то же время быстрее.

На первый взгляд это рассуждение кажется верным, но давайте обратимся к статистике.

Количество ДТП в ночное время составляет 50% от общего числа аварий. Зимой темнеет рано, вот об этом и поговорим. Тема сегодняшнего урока: управление автомобилем в темное время суток.

Действительно, в темное время суток интенсивность движения в 10 раз ниже, чем днем. Эти две цифры (50 и 10) как нельзя лучше свидетельствуют о том, что управлять автомобилем в темное время суток сложно – с точки зрения работоспособности водителя и выбора им безопасного режима движения.

В дневное время водители, в своем большинстве, умеют правильно определять и выбирать безопасные интервалы между автомобилями, зазоры при различной ширине проезжей части. Но в темное время суток они зачастую не могут этого сделать. Такое «явление» связано с тем, что большинство водителей не имеют достаточного опыта управления автомобилем в ночное время.

Еще одна причина ночных дорожно-транспортных происшествий – недостаточно  равномерное освещение городских улиц.

При достаточной ширине улицы, когда светятся окна домов и горят фонари, водителю кажется, что он едет в светлом коридоре; и ему трудно определить безопасную скорость.

Этот светлый коридор таит в себе огромную опасность. Почему? Дело в том, что контраст между освещенными и неосвещенными зонами очень большой. Поэтому расстояние до пешехода/автомобиля, внезапно появившегося из затемненной зоны (и быстро перемещающегося в освещенную зону), часто оказывается таковым, что водитель не в силах остановить автомобиль. В результате – наезд или столкновение.

Каким же образом водитель может избежать такой ситуации?

Основное правило – держаться как можно дальше от затемненных зон, потому что в таких зонах низкая видимость (невозможно просмотреть в «глубину»); соответственно, необходимо все время сопоставлять путь, необходимый для остановки при данной начальной скорости, с расстоянием до затемненной зоны.

Особое внимание уделяйте участкам с неравномерным освещением. Между фонарями образуются более темные участки, да и фонари зачастую горят не все – вот и образуются плохо просматриваемые зоны. В таких местах  водители должны двигаться особенно осторожно!

Кроме того, водителям необходимо знать и помнить следующее. При попадании с освещенного участка в неосвещенную зону требуется в среднем 6 сек. для того чтобы глаза «адаптировались» (привыкли к темноте) и можно было воспринимать предметы хотя бы в свете фар. За это время, при скорости 60 км/час, автомобиль проходит более 100 метров. Следует ли так спешить, если нет уверенности в безопасности проезда затемненного участка? Решать вам.

Сейчас на дворе зима. Некоторым водителям кажется, что на фоне белого снега значительно легче разглядеть пешеходов и другие движущиеся объекты. К сожалению, это не совсем верно. Да, на каком-то расстоянии темный предмет выделяется на фоне светлого снега; но! По мере приближения свет фар все ярче освещает предмет, а вот освещенность снега остается постоянной, и в какой-то момент их освещенность сравнивается и предмет, сливаясь с фоном, как бы пропадает.

Часто приходится слышать от совершивших наезд водителей:

– Я его (пешехода. – прим. автора) видел, потом он исчез и вдруг внезапно откуда-то появился.

Это как раз тот случай, когда водители думают, что на белом фоне все видно… Представьте возможные последствия и поразмыслите, с какой скоростью вам необходимо двигаться зимой в темное время суток.

Счастливого пути!