Урок №26. Шины и безопасность

экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту

Первый снег, ранний гололед… А вот столкновения – увы! – не первые; пришла пора, как сказал великий поэт и бард, менять «коньки на санки». Какую марку резины выбрать? Что предпочтительнее: шипы или «липучка»? Такие вопросы часто задают читатели (судя по количеству звонков, едва не половина жителей Новосибирска – автомобилисты).

Вовремя добраться куда нужно и не попасть в ДТП хотят и новички, и опытные водители. К сожалению, не все понимают, что монтаж шипованной резины сам по себе не снимает риска аварий. От чего же зависит безопасность на зимней дороге?

В зимнее время необходимо учитывать 3 обстоятельства: коэффициент сцепления колес с ходовой поверхностью, скорость движения и – безусловно – умение работать «баранкой». Во главе угла разумные действия водителя и навыки управления, к которым в первую очередь относится правильность и точность руления, умение без раздумий применить тот или иной прием. И еще. При разной скорости нужны неодинаковые приемы управления; и, конечно же, тут исключительно важен коэффициент сцепления с дорогой. Вот они – составляющие сезонной безопасности! Качественная и надежная резина обязана отвечать всем требованиям непредсказуемой сибирской зимы.

Дело даже не в марке шины, а в ее особенностях. В первую очередь нужно сделать выбор: шипованные или просто зимние.

О покрышках сказано уже много (в частности, см. «Острые ощущения», «Турбо», 2006, №11). Еще раз о «всесезонке». Подумайте о безопасности окружающих и своей собственной. В наших погодных условиях такая покрышка подойдет на конец весны, лето и начало осени – до первого снега. Так называемая «всесезонная» шина при -3°C (в лучшем случае при -7°C) теряет эластичность, то есть становится просто «деревянной». Способна ли такая резина дать какое-либо сцепление с обледеневшей дорогой?

Если вы ездите по городу, где на улицах «каша» из рыхлого снега и прочие прелести, то шипы – не для вас. Обычно рекомендуют зимнюю «липучку»: от шипованной она отличается мягкостью. Такая покрышка сохраняет эластичность при минусовой температуре за счет особого состава резины. Соответственно, она не «скребет» шипами по асфальту и не гудит на скорости

У шипованной покрышки сцепление между колесом и ходовой поверхностью многократно возрастает. Кроме того, шипы «впиваются» в лед. Они значительно укорачивают дистанцию замедления, но тормозить еще надо уметь. В отличие от «интенсивного» способа (который многие водители по незнанию называют аварийным), самыми эффективными в зимнее время считается «ступенчатый» или «прерывистый». Зато на асфальте алюминиевые шипы скользят, удлиняя тормозной путь.

Испытания зимних покрышек показывают бесспорное преимущество шипованных шин над «липучкой» на гололеде и укатанном снегу. И такой же безусловный выигрыш на асфальте, а также в зимней «каше». Многие автомобилисты предпочитают «липучку», поскольку ездят преимущественно по городу.

Если вы смонтировали зимние покрышки только на ведущие колеса, такое решение чревато. На скорости машину может закрутить, а там недалеко и до переворота.

Недавно слышу разговор участников ДТП: «Поставила вчера 4 шипованных колеса и не понимаю, что произошло!». Другая дама вторит первой: «У меня тоже 4 шипованных; почему не остановилась машина, не пойму!».

Хочу сказать таким горе-водителям:

– Вы едете по льду, а не по асфальту; шипы не решают всех зимних проблем!

В ассортименте магазинов – широкий выбор покрышек известных брэндов; идет активная реклама зимних шин. Что выбирать – решаете вы; все зависит от условий, в которых вы эксплуатируете автомобиль, и от лояльности к той или иной марке. Мне часто задают вопрос:

– Какая резина на вашем автомобиле?

Отвечаю сразу всем:

– Предпочитаю шипованную.

А вот приемам руления на разных скоростях движения, особенно в зимнее время, вас научат в новосибирском филиале московского Центра высшего водительского мастерства.

Здравствуй, гостья-зима! Ударим шипами и «липучкой» по сибирскому гололеду!