«Урал» — единственный в своем роде

Мотоцикл Урал

Любовь отечественных байкеров к «Уралам» общеизвестна. Понять их нетрудно: «забугорный» Harley Davidson слишком дорог, японские аналоги также доступностью не отличаются, а из нашей двухколесной техники только «Уралы» в полной мере отражают концепцию «настоящего железного мотоцикла», да плюс еще консервативный классический дизайн. Кстати, благодаря внешности ирбитские машины получили неплохой прием за рубежом у падких до классики местных обывателей. Начал развиваться настоящий «уральский» культ, появились оппозитные чопперы: «Вояж», «Кобра», «Волк». Но тема нашего сегодняшнего разговора не асфальтовые игрушки, а средство ведения боевых действий. Ведь не секрет, что «Урал» — потомок военного М-72…

М 72

История эта началась в далеком 1923 году и не в России, а в Германии, когда состоялся дебют мотоцикла BMW R32 с оппозитным двигателем продольного размещения (если смотреть по размещению коленвала). Именно эта машина, имеющая привод к заднему колесу карданным валом, и стала судьбоносной как для баварцев, так и для ирбитчан. Конечно, вследствие особенности расположения цилиндров, был риск серьезно повредить двигатель во время падения мотоцикла, но немцы быстро просекли возможные неприятности и стали предусмотрительно комплектовать свои машины боковыми прицепами — колясками. Во времена дружбы между СССР и фашистской Германией руководство Страны Советов командировало в ознакомительную поездку в Баварию конструктора ижевских мотоциклов П. В. Можарова. Так уж вышло, что прибыл он на завод BMW как раз в разгар проектирования очередной модели. Попав в группу, где вырисовывались контуры нового мотоцикла R16, он внес несколько предложений, касающихся компоновки, и показал немцам схему своей коляски, её кузов и подвеску на двух полуэллиптических рессорах. Конструкторский отдел счел его советы весьма полезными и в полной мере воспользовался ими, а дирекция фирмы за оказанную помощь подарила ему новенький BMW R 16 и контейнер запчастей, из которых можно было запросто собрать еще один такой мотоцикл.

В 1935 году в командировку с целью прохождения стажировки на авиамоторных заводах BMW прибыл выпускник академии ВВС РККА Н. П. Сердюков. Он прошел на фирме путь от младшего мастера участка до старшего мастера цеха поршневых авиационных двигателей. Естественно Сердюков попутно досконально изучил процесс создания новой техники, ознакомился с передовой технологией и в 1940 году с отличной аттестацией вернулся на Родину.

В это время уже вовсю полыхал огонь второй мировой войны. Фашистская армия имела механизированные пехотные части, в которых было немалое количество мотоциклов различных марок, в том числе и BMW. Самым передовым армейским мотоциклом BMW того времени являлась модель R71 с объемом двигателя 750 куб. см, выросшая из 600-кубового R 61, предтечей которого в свою очередь был R 16. Наша армия ничего подобного не имела.

Сталин начал серьезную подготовку к нарушению пакта Молотова-Рибентроппа, и командование Красной Армии потребовало от отечественной промышленности помимо прочей техники еще и мотоциклы, подходящие для военных целей. По этому поводу в начале 1940 года было созвано совещание военных и гражданских специалистов по мотоциклам, на котором присутствовали и представители заводов. В итоге решение совещания свелось к одному: начать производство точной копии немецкого BMW R 71. Возглавить это дело поручили Н. П. Сердюкову.

Для начала в Германии купили несколько новых BMW R 71. Два из них передали Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ), созданному на основе велосипедного, один сохранили в неприкосновенности как образец, а второй подвергли технологической «инквизиции». «Бээмвуху» разобрали по винтикам и даже распилили в нескольких местах раму. Исследовали химический состав материала каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления. Результаты исследований показали, что многие детали баварской машины были изготовлены по второму классу точности (по первому классу в те времена делали только боевые самолеты), но наибольшее потрясение нашим конструкторам принесли трубы, из которых изготавливались рама мотоцикла и коляски. Оказалось их сечение изменялось по длине от эллиптического до круглого, также «играла» и толщина стенок. Понятно, что такая конструкция хорошо выдерживала нагрузки и одновременно позволяла мотоциклу держаться в разумных весовых рамках. Технология изготовления подобных труб была довольно сложной, но наши инженеры и технологи решили ни в чем не отступать от оригинала, только электрическую схему сделали свою собственную.

Дела закрутились. На базе московского завода «Искра» создали специализированное конструкторское бюро по тяжелому машиностроению, а его руководителем назначили уже знакомого нам Н. П. Сердюкова. Изначально предусматривалась широкая кооперация между предприятиями-смежниками, которым предстояло работать над новым мотоциклом, получившем обозначение М-72. Так в конструкторском бюро ЗИСа занимались документацией на двигатель, для массового выпуска которого даже построили специальный цех. Инженеры автомобильного завода Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) разработали документацию на коробку передач. ГАЗу поручили поставку карданных валов и боковых прицепов, светотехнику заказали одному из предприятий в Киржаче, поставку электрооборудования поручили заводу АТЭ-1.

Вот это был размах! Да если бы нам сейчас взяться за дела мотоциклетной промышленности также, то мы за одну ударную пятилетку запросто «замочили» даже «американскую легенду» (надеюсь вы поняли, о чем я говорю).

Показ командованию Красной Армии новых машин состоялся ранней весной 1941 года. Вскоре и Великая Отечественная война подоспела и работу по разворачиванию выпуска М-72 пошли интенсивнее. Первая партия мотоциклов ММЗ сдал армии в августе, готовились к серийному производству М-72 и на харьковском заводе «Серп и молот», и на ленинградском «Промете». А война тем временем шла своим чередом, враг наступал и поэтому вышел приказ эвакуации ММЗ на Ирбит.

Помимо ММЗэшного оборудования вывезли также моторный цех с ЗИСа, КИМовские и АТЭшные станки, отправили специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. «Беглое» предприятие разместилось в неосвещенных и холодных (зима была на носу) цехах пивоваренного завода. А так как пивоварня оказалась недостаточно большой, то многие станки пришлось ставить под открытым небом, а промышленные корпуса возводить вокруг их по ходу дела. Главой технического и технологического отдела стал… правильно Н. П. Сердюков.

Немецкие BMW R 71, как известно, вооружались пулеметом MG 34 или более новым и совершенным MG42, но так как фашисткие пулеметы в СССР копировать не стали, то на коляску М-72 ставили наш отечественный «старый добрый» (ну очень добрый) 7,62-милиметровый ДП, на багажнике крепился ящик для пулеметных дисков, а в коляске — другой для семи противотанковых гранат, в оснащение мотоцикла еще входила сумка для вещей экипажа. Надо отметить, что коляской от М-72 оснащались и некоторые ТИЗ АМ 600, выпускавшиеся в годы войны в Тюмени на эвакуированном из Таганрога заводе, и на Harley Davidson WLA 42, сборка которых из американских комплектов осуществлялась в Серпухове.

А немцы тем временем на основе своего BMW R71 создали настоящий мотовездеход BMW R75 с приводом на колесо коляски. Вскоре появилась и его навороченная версия BMW R 75 Sahara, предназначенная для подразделений СС, входящих в экспедиционный корпус генерала Роммеля, ведущих боевые действия на «Черном континенте».

BMW R71

После войны М-72 прошел модернизацию, в частности, головки цилиндров «слизали» с послевоенного BMW R69, и под обозначением М-72М выпускали до 1961 года, после чего название модели сменилось на хорошо известное — «Урал».

Армейские мотоциклы с пулеметом на коляске постепенно уходили в небытие и увидеть их можно было в каком-нибудь военно-историческом фильме, но никак не в реальной жизни. В Великобритании на вооружение приняли неоснащаемые коляской Armstrong и Norton Commander, в США армейским мотоциклом стал японский кроссовый Kawasaki также без коляски, в России военный мотоцикл как класс практически вымер. Тут бы и сказке конец… НО! В 1999 году компания ИМЗ-Урал объявила о начале выпуска армейского мотоцикла названного почему-то по английски — GEAR-UP. Машина построена на основе туристического ИМЗ-8.103-40 «Турист». На «вояке» установлен двухцилиндровый оппозитный 649-кубовый двигатель воздушного охлаждения мощностью 32 л.с., который позволяет мотоциклу разгоняться до 105 км/ч. Имеется и привод на колесо коляски, а четырехскоростная коробка передач с передачей заднего хода. Все колеса «обуты» в покрышки с внедорожным рисунком протектора. Передняя подвеска представляет собой длиннорычажную вилку. В оснащение машины входят: ручной пулемет Калашникова, фаро-искатель, канистра, саперная лопатка и другое специальное оборудование. Кстати, вместо коляски GEAR-UP может оснащаться платформой с противотанковым ракетным комплексом «Фагот». Подумать только, противотанковый мотоцикл!

Мотоцикл Урал

GEAR-UP уже заинтересовал армии некоторых государств Африки, Ближнего Востока и Южной Америки, от российских военных пока ничего конкретного неслышно. Но так или иначе, все равно машина пойдет в серию и Ирбитский мотоциклетный завод станет единственным в мире предприятием изготавливающим боевые мотоциклы с коляской. Единственные в своем роде.