Универсальный зольдат-2

Универсальный зольдат-2

Краткое содержание предыдущего материала: Алтайская федерация автоспорта занимается восстановлением «унимога-404» 1955 года выпуска. Он приобретен в Горном Алтае в «хорошем состоянии», но с неработающим задним мостом…

Отличные машины делают у Mercedes – крепкие, надежные. В Европе «унимог» считают неубиваемым. Наивные. Суровые алтайские мужики способны не только укатать «в усмерть» какой угодно транспорт, но и продолжать ездить на нем…

Mercedes унимог-404

Работы по реанимации «унимога-404» начались с демонтажа кузова и «выколупывания» из его каркаса остатков гнилых досок. Пока столяры строгали новые доски (весьма причудливых очертаний), выкатили задний мост. Иначе кардан не ухватишь, а не сняв кардан, не добраться до главной передачи, которую не снять, не выдернув полуоси, которые не выдернуть, не сняв бортовые редукторы, которые снять не сложно, если знать, что не все, что собрано, подлежит разборке…

Так вот что с «задком»! Во-первых, разорвало кардан. Во-вторых, разрушена муфта блокировки заднего дифференциала. В-третьих, лопнула вилка блокировки. Ну и, в-четвертых, при сливе «гуталина» (назвать месиво маслом трудно), в нем обнаружились кое-какие «лишние» детали. Интересно, что эксцентриковый механизм блокировки удается демонтировать лишь после снятия главной передачи. Обнаружились и другие странные особенности, которые в сумме подвели к выводу: конструировали «унимог» советские военнопленные!

Mercedes унимог-404

Задние тормоза уже давно отрезаны, и старые водопроводные трубы изнутри выглядят лучше «зеркал» тормозных цилиндров. Сомнительно, чтобы в недавнем прошлом работали и передние тормоза – в главном цилиндре найдено осиное гнездо. Вместо усилителя руля «унимог» комплектовался гидродемпфером, состояние которого понятно и без разборки: мертв и вряд ли оживет.

Пока шло восстановление кардана, изготовление новой муфты и «мелочевки», оценив люфты передних колес, выкатили и разобрали передний мост. Его техсостояние, благо детей поблизости не наблюдалось, точно описалось в трех словах… Ясно, что передний мост уже подвергался «капремонту» в России. А именно: шведские подшипники SKF стоят вперемежку с ГПЗ (германский подшипниковый завод?). В качестве прокладок использована пакля. Уплотнение сальниками настолько плотное, что палец пролезает с трудом… Вероятно, неведомый механик не потрудился отрегулировать зазоры в подшипниках, и колеса болтались вместе с шестернями бортовых редукторов, зубья которых приобрели «специфический» износ; что уж тут о сальниках говорить.

Mercedes унимог-404

Но все это мелочи в сравнении с корпусом правой бортовой передачи. Из-за непредусмотренных ударных нагрузок, вызываемых люфтами, могучий колесный редуктор однажды просто развалился на части. Сельские умельцы (как могли) собрали литой корпус по кусочкам с помощью сварки, заменив утраченные фрагменты заплатками. По их ремонтным сварным швам уже пошли трещины. Где-то придется искать «новый» корпус… Или передачу в сборе… Или мост… Конечно, в Барнауле есть «Mercedes-центр», но вряд ли там смогут добыть запчасти для «мерса» полувековой давности.

Да, судя по состоянию уже разобранных узлов и систем, придется лезть в силовой агрегат «унимога». Он представляет собой двигатель, сцепление, коробку и раздатку в одном флаконе; причем все хозяйство снимается с шасси разом. Пока нет кабины с кузовом и мостами – не так уж и сложно.