Цевелев Александр Сергеевич — создатель мотоколяски «Кинешма»

Создатель мотоколяски «Кинешма» Цевелев Александр Сергеевич

Изобретатели автомобилей — не поп-звезды. К ним фаны за автографами не кидаются. Но журналистам они интересны. Позвольте представить: создатель мотоколяски «Кинешма» Цевелев Александр Сергеевич. Невысокий плотный человек годов за сорок; за толстыми стеклами очков — теплые голубые глаза.

Первое впечатление от мотоколяски: «Ой, что это?» В этой будочке на колесиках Александр Сергеевич проехал три тысячи километров из Ивановской области. В отпуск. В Сибирь. Он наш. Здесь, в Новосибирске, родился, учился, в армию пошел. После армии поехал учиться в Киев. С четвертого курса Автодорожного института перевелся в Запорожье — там был интересующий факультет автомобильного конструирования. Затем работа на Запорожском Автомобильном Заводе. В «Таврии» есть его доля участия. Теперь — АО «Автоагрегат» в небольшом городке Кинешма Ивановской области. Жили там себе спокойненько, автоагрегаты изготавливали, пока Цевелев не появился. Машинку новую придумал, создал конструкторский отдел, продвигает на рынке новшество.

Прогресс техники не всегда означает удорожание. Существует объективная потребность в упрощенных транспортных средствах. В основе такой потребности лежат три главных фактора: спортивный — полнота ощущений при движении, единение со средой, удовольствие от управления; экономический — меньше цена изделия; вынужденный — когда по медицинским показаниям потребитель нуждается в специально адаптированных средствах передвижения.

На сегодняшний день существует три модификации «Кинешмы»:

  1. То, что мы видели и испытывали — мотоколяска для инвалидов. Тип управления (ручной, ножной и пр.) — под индивидуального потребителя.
  2. Внедорожник без тента (его я видела на видеокассете). По виду, — «прикольный» «джипчик». По ямам, колдобинам, буеракам, грязи и воде проходит без проблем. Там, где УАЗик завяз, «Кинешма» проскочила, не напрягаясь.
  3. Кругленькая аккуратная машинка для городских условий с жестким кузовом «Пчелка» (отмечена дипломом на Московском Автосалоне’99).

Но вернемся к той модели, которую видели воочию. Забираюсь на заднее сиденье. За рулем — сам конструктор, рядом с ним — фотограф, журналист-испытатель Владимир Корбут. Поехали.

– «Ой, нет, здесь мы не проедем, дорога перегорожена бетонным блоком!»

— Проедем.

Через поребрики, по газонам — проезжаем. Тогда я еще не успела испугаться. Зато потом, в пойме реки Каменка… Дороги, как таковой, там вообще нет. Крутые горки да нежданные овражки. По ним нас и покатал Александр Сергеевич. Раз двадцать казалось, что сейчас опрокинемся и костей не соберем… Куда там аттракцион «американские горки» попал! Малютка «Кинешма» безропотно выдержала все издевательства. Но я больше с бывшими гонщиками кататься не буду.

Лучше поговорю.

— В детстве в «машинки» играли?

— На скрипке играл. Потом уже в автоспорт пришел. На улице Нарымской была лаборатория автомобильного конструирования под руководством Ларкина. Он до сих пор учит детишек, несмотря на свои 75 лет.

— А музыкой теперь не занимаетесь?

— После травмы — нет.

— Прошлое автогонщика сказывается?

— Да, был компрессионный перелом позвоночника. Травма, которую заметишь не сразу, а с годами все больше дает о себе знать.

Переходим постепенно к разговору о «Кинешме».

— Несуразность пропорций мотоколяски — на полметра короче «Оки», от пола до потолка, как в «РАФике», – продиктована потребностью. В нее удобно садиться инвалиду на костылях, она доступна для самостоятельного обслуживания и ремонта. Сейчас она стоит 28000 рублей — такую сумму выделяет государство для инвалидов. Под нее и подогнано. Никаких «наворотов и прибамбасов». В проходимости машины мы убедились. Ей не помеха бездорожье, рельсы, ездит хоть по ступеням. И если мы, горожане, прикидываем: куда на ней, кроме как на дачу, то не стоит забывать, что не все население нашей страны живет в городах-миллионниках, как раз даже и малая часть. Большинство страдает от бездорожья, весенне-осенних распутиц и зимних заносов. С «Кинешмой» эти проблемы отступают.

— Да и не только россиянам нужен такой автомобиль. Следующий пункт назначения — Севилья (Испания).

— А когда наши земляки смогут приобрести такую мотоколясочку? На данный момент их всего шестьдесят, не так ли?

— Конечно, выпускать будем все больше и больше, но, хотелось бы, чтобы она выпускалась и здесь.

— Ну… Новосибирск не назовешь городом автомобилестроителей…

— Простота конструкции позволяет изготавливать мотоколяску на любой производственной базе. Никаких сложных кузовных работ; мы можем сделать ее еще более «тряпочной». Было бы у кого желание…

Татьяна Шитлина (специально для «Турбо»)