Под стеклом. Тест-драйв Toyota Sera

Каждый автомобиль со временем устаревает, и его снимают с производства. Многие модели уходят незаметно, как будто их и не было. Другие несут в себе дизайнерскую или техническую изюминку, которую забыть просто невозможно. Особенно, когда необычная машина частенько мелькает у тебя перед глазами.

Автосфера

Огромным люком, растянувшимся вдоль крыши, или открытым кабриолетом сейчас никого не удивишь. Другое дело – синтез того и другого. Представьте прозрачную сферу, накрывающую салон и встроенные в нее дуги безопасности – вы получите частичное представление о той машине, которая представлена на тест-драйве, о Toyota Sera.

Тест-драйв Toyota Sera
14-дюймовые диски на такой маленькой машине кажутся огромными

Небольшой автомобиль сразу производит впечатление спортивного: динамичные линии кузова, двери-гильотины, «крылышко» на корме, компоновка 2+2, шкала тахометра, с красным сектором от 7000 оборотов. Единственное, что противоречит динамичному облику, – задние тормозные барабаны. Они не очень-то вписываются в образ истребителя километров. Поэтому поставим во главу всего безопасность и забудем о том, что перед нами маленькое подобие Grand Turismo. На Sera можно совершать загородные прогулки, но она скорее городской житель. Что и подтверждается малолитражным двигателем и размерами машины.

Тест Toyota Sera
Антикрыло помогает стабилизировать легкую машину на больших скоростях

Огромная площадь, пропускающая солнечные лучи, явно не способствует комфортной эксплуатации в жарких странах. Даже у нас, в Сибири, стоя в пробке, так и думаешь укрыться от палящего плазменного карлика. Небольшие панели, крепящиеся к верхней части двери (или крыше), помогают только сидящим спереди и только в середине дня. Под вечер багровое око смотрит на тебя через одно из боковых стекол, превращая салон в парник. Кондиционер работает на полную мощность, но не в силах спасти пассажиров. Окна? В колпаке только два отверстия, по размерам больше напоминающие форточки.

И все же «застекольная» аура достойна восхищения. Она практична: если пошел дождь не надо, как в кабриолете, останавливаться и ждать пока тебя накроет импровизированная крыша. Зимой в машине не холодно, хотя теплоизоляцией верхняя часть кузова не балует. Салон и внешний мир практически нераздельны, что и придает поездке экзотический настрой. А знали бы вы, как удобно фотографировать салон! Не то, что в мрачных, наглухо тонированных джипах.

Под колпаком

Огромная для пропорций машины дверь открывается тяжеловато, недаром ручка выполнена под естественный хват руки. Посадка водителя довольно низкая, а дверь поднимается не так высоко, как хотелось бы, поэтому чтобы попасть за руль приходится либо ввалиться в салон, либо, изгибаясь, аккуратно присесть, подобрав затем ноги. Для пассажиров действо несравнимо проще: передний легко попадает на место благодаря узкой панели и отсутствию руля, а задним доступ облегчен взмывшей вверх крышей.

Двери Toyota Sera
Доступ в салон — не самый удобный

Места на диванчике, прямо скажем, мало. И голова упирается и ноги деть некуда. Но при крайней необходимости, а такое случалось в жизни нашего экземпляра, двое взрослых мужиков могут там уместиться.

Спереди простора значительно больше. Продольная регулировка кресел позволяет комфортно разместится и рослому. При том над головой остается небольшой зазор, несмотря на каплевидный контур кабины.

Вид с заднего сиденья Toyota Sera
Так выглядит салон с заднего сиденья

Багажник скрыт под задним стеклом. Открыв его, натыкаешься на заднюю полку, скрывающую под собой небольшой отсек, куда поместится только пара крупных сумок. Увеличить багажное отделение можно, сложив раздельные спинки дивана. В результате такой трансформации получается некое подобие пикапа, Если бы не дожди и русская привычка брать все, что плохо лежит, то часть колпака, прикрывающего диван и багажник, хорошо бы и снять. Поездка в такой машине стоит нескольких минут работы с 4-я точками крепления.

Багажник Toyota Sera
Колонки и стоп-сигнал закреплены на крышке багажника

Тянуться за ремнем безопасности крайне неудобно. Конструкторы расположили его на центральной стойке, находящейся далеко за спиной водителя. Другое мученье – открывание двери изнутри. Если в обычном автомобиле достаточно потянуть ручку на себя, то в Sera приходится активно толкать плечом, чтобы выбраться.

На водителя смотрят два круглых дефлектора, в глубине которых решетки, похожие на пчелиные соты. Сидящий рядом пассажир обделен такими декорациями, как впрочем, и всем остальным. Управлять он может только бардачком. Часть центральной панели, входящая в зону водителя, четко выражена и тонко намекает присутствующим, кто в салоне хозяин.

Водительское место Toyota Sera
«Водительская» часть передней панели четко выделена

Материалы отделки салона скорее претендуют на практичность, нежели на качество. Кнопочная бюрократия умеренна, в основном из-за скромного оснащения машины: электропакет, да кондиционер. Все как-то серо и невыразительно, в тон цвета панели. Информационное табло выдает только самые необходимые данные. Желтый цвет стрелок и шкал информативен, но неприятен. Хоть какой-нибудь синий фон, что ли.

На тонком ободе 3-спицевого руля ладони быстро начинают потеть. Впрочем, этим страдают многие «японцы».

В пути

Обзорность с водительского места, как вы догадываетесь, просто великолепна. Видно все, что делается вокруг и над машиной. Обратная сторона медали – все вокруг глазеют, как будто ты участник нашумевшей телепрограммы.

Сиденья дают приличную боковую поддержки, но располагают лишь самым необходимым набором регулировок. Чтобы разогнать Sera, нужно немного терпения, – не для достижения заветных 100 км в час, а чтобы выдержать страшный гул из моторного отсека. Такое ощущение, что звукоизоляции между двумя основными объемами Sera нет. На заднем плане побрякивает полка, шумная от рождения. Сквозь остекление в салон прорываются аэродинамические шумы. Короче говоря, поболтать, не напрягая голоса, не удастся. Хотя если выехать на автобан и потихоньку двигаться между городами, то …

Автомобиль можно назвать резвым, но с натяжкой. Динамичная внешность порождает серьезные амбиции. Проходя один из поворотов, замечаю, что руль мне уже как родной. Причина проста – по своей информативности он мало отличается от других легковых Toyota, на которых мне частенько приходится ездить. Стрелки обеих шкал, тем временем, ползут вверх. Ямки и колдобины не надоедают, подвеска достаточно мягкая. Что и сказывается при резких маневрах: Sera кренится в виражах, но дорогу держит. На прямой, как ни странно, легкий автомобиль четко пишет заданную траекторию, не заставляя лишний раз подруливать.

Обгон на Sera – занятие опасное. Автомат реагирует быстро, но тут же спотыкается об нехватку тяги. Приходится отключать overdrive и поддерживать стрелку тахометра рядом с красной шкалой. А если еще вспомнить об отсутствии ABS и ватной педали тормоза, то желание рисковать отпадает.

Ах, годы, годы… Десяток лет назад такой машиной мог похвастать любой счастливый обладатель. Сто десять лошадей запросто справлялись с неполной тонной веса. Sera с легкостью укладывала стрелку спидометра за отметку 150. Теперь не то.

На выставке «Автоэкзотика 99» Toyota Sera пользовалась успехом у публики, хотя экспонировался серийный образец. «Малышка», как ее назвали корреспонденты, не утратила со временем изюминки своей «прозрачности». Иногда форма важнее содержания…

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Toyota Sera
Кузов купе
Двигатель бензиновый, рядный, 4-цилиндровый, 4 клапана на цилиндр
Рабочий объем, л 1,5
Макс. мощность, л.с. (кВт) 110 (81) при 6400 мин-1
Макс. крутящий момент, Нм 136 при 4200 мин-1
Трансмиссия передний привод
Коробка передач автоматическая, 4-ступенчатая
Габаритные размеры длина / ширина / высота, мм 3860 / 1650 / 1265
Диаметр цилиндра Х ход поршня, мм  74,0 Х 87,0
Клиренс, мм 151
Снаряженная масса, кг 910
Расход топлива: городской/загородный цикл, л/100 км 7,2 / 5

 

Ирина Кабанова
за рулем с 1997 года,
ездит на автомобиле Daewoo Racer
Многие не воспринимают ее всерьез — так, игрушка о четырех колесах. Однако сколько людей, столько и мнений. И у Toyota Sera есть пусть немногочисленные, но верные поклонники. Она поражает своей неординарной внешностью, которая может отпугнуть лиц мужского пола. Ведь они привыкли прятаться за тонированными стеклами. А здесь — маленький аквариум с раскосыми глазами-фарами. Двери открываются не на себя, а вверх. Необычно, но красиво. Посадка не очень удобна, так как дверной проем слишком мал, но можно привыкнуть.
Попробуем устроиться за рулем. Сиденье комфортное. Водителю и переднему пассажиру места достаточно, а вот сидящие сзади удобств лишены. Тесно. Посадка на заднее сиденье затруднена. Надо отодвинуть переднее кресло и наклонить спинку. После придется регулировать его заново. Выйти без посторонней помощи тоже проблематично. И поэтому мне не захотелось втискиваться на заднее сиденье. Зато паре сорванцов там как раз впору.
Поскольку мы оказались на «корме», давайте заглянем в багажник: маленький, конечно. Чемоданы, садовый инвентарь не повезешь. Так, аптечка, необходимый инструмент, да сумка с продуктами. Но если откинуть сиденья, то можно уложить вещи и покрупнее. От багажного отсека возвращаемся в салон. Обзор хорош! Не стекла — витрины. Через стеклянную крышу видны голубое небо, искрящееся солнце и проплывающие где-то над грязные грузовики. И если любопытные взгляды водителей машин кажутся вам слишком назойливыми, можно спрятаться за темными «шторками», которые крепятся к потолку автомобиля.
Боковые зеркала настраиваются из салона. Они хоть и маленькие, но дают хороший обзор. Небольшой руль удобен, но не регулируется ни по вылету, ни по наклону. Что, правда, не мешает читать показания приборов.
В комплекте такой набор: кондиционер, стеклоподъемники, автомагнитола. Порадовал кондиционер. Работает мощно. Даже в 30-градусную жару в салоне прохладно. Кроме «бардачка», куда войдет лишь пара перчаток, других ниш и карманов в салоне нет.
Подвеска довольно жесткая и заметно потряхивает на неровностях, а небольшие колеса требуют внимания на выбитом асфальте. Тормоза мягкие и эффективные, хотя отсутствие АВС — явный просчет. Интенсивный разгон сопровождается громким шумом мотора. Резкие маневры на проезжей части малютка переносит стоически, но без особого энтузиазма. Процесс сопровождается небольшим креном, и она как бы говорит водителю, что для таких спортивных упражнений есть другие автомобили.
Эта машина, как мне показалось, предназначена в основном для молодой женщины, у которой нет детей, или они еще маленькие. Муж — условие необязательное, но если уж он есть, то лучше со своим большим автомобилем.