Теория блеска

Теория блеска

Каждый, провожая взглядом новенькую сверкающую машину, мечтает, чтоб и его автомобиль засиял… Различные процессы, связанные с сохранением первоначального вида лакокрасочного покрытия, долго не находили популярности. Культура у нас, видать, такая.

Но теперь ситуация иная. А все на самом деле просто. Чем «моложе» и привлекательнее выглядит ваш автомобиль, тем дороже его можно продать. Или тем больше уважения можно снискать у окружающих (встречают-то по «одежке»).

Слабость или нехватка блеска окрашенной поверхности кузова автомобиля возникают в результате воздействия на лакокрасочную поверхность множества факторов. Это ультрафиолет, кислотные дожди, жесткая вода с ее солями кальция и магния, различные реагенты, щелочь бесконтактных моек, грязные тряпки, жесткий ворс щеток при мойке или при удалении снега, некоторые «омывательные» жидкости, смолы деревьев, ветки кустов, птичий помет, механическое воздействие от «пескоструйки» из-под колес…

Все это приводит к тому, что луч (поток) света, падающий на кузов автомобиля, не отражается полностью от поверхности, а, разбиваясь о мельчайшие неровности, риски, царапины и пр., рассеивается в разные стороны. А такую поверхность человеческий глаз воспринимает как тусклую.

Когда «лицо» автомобиля стало ассоциироваться с размерами кошелька владельца (чем круче, новее и ярче он, автомобиль, выглядит – тем больше денег на него ушло), все процессы по уходу за кузовом возвели в своеобразный культ… Шутка, но не далекая от истины.  Малейшую царапинку на крыле или бампере своей «любимицы» заботливый хозяин воспринимает как свою. А посему приобретается огромное количество восстанавливающих и защищающих средств, иногда дело доходит до перекраски.

Итак, вопрос: как можно вернуть лакокрасочной поверхности первоначальный блеск и ухоженность? Ответ: полировкой. Для уточнения понятия воспользуемся словарем: полировка – это технологический процесс, с помощью которого (как минимум) достигается улучшение потребительских свойств и качеств как ЛКП, так и автомобиля в целом. А проходит этот процесс при участии специальных составов, называющихся соответственно полиролями. Полироли – эмульсии или пасты различной вязкости (часто на водной основе), получаемые смешиванием в мощных миксерах различных компонентов, необходимых для создания гладкой, блестящей ЛКП.

Полироли

Скорее всего, автохимия блеска начиналась с паст на основе пчелиного воска (wax), которые использовались для вощения (waxing) различных поверхностей, включая окрашенные поверхности автомобилей. Но этот воск был слишком мягким и обладал повышенной (относительно) термопластичностью. Представьте, что произойдет с пчелиным воском даже при минимальном повышении температуры: он «поплывет», будет вязким и липким, притянет к себе всю грязь… И если в полиролях для вощения деревянной мебели, полов и пр. пчелиный воск до сих пор представляет собой основу, то в автомобильных материалах его присутствие – скорее, дань старинному рецепту и сохранение технологии. Хотя на сегодняшний день непревзойденной основой высококачественных защитных паст и большинства защитных полировальных эмульсий является натуральный воск бразильской пальмы Carnauba (лат. Copernica Cerifera). Карнаубский воск получают, высушивая листья пальмы, – во время ее роста он выделяется из листьев для защиты растения от обезвоживания. Этот воск самый твердый, термостойкий и прозрачный из природных восков. Кроме карнаубского, в состав полироли может входить: парафин, горный воск, озокерит.Существует огромное количество всевозможных полиролей разных составов и консистенций. Все это разнообразие наводнило мир благодаря американской «болезни» автомобилями.

Чем хороши воски? Они не смачиваются водой, кислоты и щелочи на них не действуют, и их пленки (после застывания) в основном паро- и газонепроницаемы. Пожалуй, последнее может быть как достоинством, так и недостатком. Если обрабатываемая полиролью поверхность не выровнена, мельчайшие царапины будут заполнены водой (даже при относительно низкой влажности), а если их закрыть сверху такой непроницаемой пленкой, тогда создавшееся покрытие не будет долговечным: при нагревании вода будет испаряться и «поднимать» покрытие. В этом случае необходимо применять другие виды полиролей, но о них позднее.

Кроме нескольких видов восков, при изготовлении защитных полиролей используются различные полимеры и/или смолы на их основе: акрилы, уретаны, силиконы, фторированные углероды, политетрофторэтилен (они не отличаются повышенной устойчивостью и термостойкостью, зато гораздо легче наносятся). Поэтому состав защитных полиролей может представлять собой как комбинацию вышеперечисленных веществ (включая воски) с приоритетом одного или нескольких составляющих, так и относительные «моносмеси».

Какой состав выбрать для полировки кузова?

Здесь все зависит от конкретных компонентов полироли. Какой-то из них предназначен для сохранения новых покрытий, какой-то – восстанавливает «потертое». Однозначного ответа нет, нужно читать инструкцию на банке.

Существует множество видов полиролей для каждого из покрытий. Если ваш автомобиль новый, тогда не нужно гнаться за восстановителями блеска. Сильнее заводского не засияет, а наоборот, могут ослабнуть «блестящие» свойства нового лака. Кстати, про новые покрытия. Они таковыми считаются, пока им не исполнилось три года. А после пяти лет эксплуатации покрытие уже становится «изношенным». Интересный факт: в столице нашей многоуважаемой Родины сроки «новизны» совсем иные. Уже после года катания по улицам города яркие свойства покрытия пропадают без следа. Связано это с повышенной «кислотностью» московской атмосферы.

Для цветов металлик и перламутр – тоже свои полироли, которые блеск не «заглушают». В общем, при покупке внимательно читайте, что написано на банке, и спрашивайте совета у продавца-консультанта.

В первую очередь полироль должна защищать от влаги, пыли, кислотных осадков, выравнивать поверхность и придавать ей блеск. Если эти характеристики на упаковке указаны, смотрим дальше.

Ваш автомобиль уже «в возрасте»? Тогда простой полировкой вам не отделаться. Защитные полироли не дадут желаемого эффекта. Потому что царапины, как уже говорилось выше, «прорвут» создаваемое полиролью покрытие.

Для выравнивания поверхности нужно воспользоваться вторым видом полироли – абразивным. Чем абразивная отличается от обычной? В ее составе специальный компонент – абразив, который снимает верхний слой ЛКП, не вредя лаку, а «очищая» и выравнивая его. Какой абразив выбрать? Тут все зависит опять же от покрытия. Если царапки на нем глубокие, до краски, но не задевшие ее, вам потребуется самый крупный абразив. Если царапинки только по лаку – абразив средний. А если на солнце у вас видна «паутинка» от мойки, тогда ваш абразив – мелкий. Кстати, тут и вовсе можно обойтись безабразивной полиролью, только убедитесь, что в ее состав входит уретановая смола. Она-то и скроет неровности.

Абразивной полиролью можно обрабатывать кузов самостоятельно, но здесь велик риск «сильно затереть» поверхность. Есть стандартная  инструкция: сложите полировальную салфетку в виде подушечки, нанесите на нее средство и очищайте каждый участок с силой в определенном направлении, пока он не станет гладким. Производители предупреждают, что нельзя абразивную полироль втирать круговыми движениями, иначе поверхность будет неровной. Кроме того, нужно быть внимательным при обработке выступающих элементов кузова. Слой краски на них тоньше, поэтому затирать царапины нужно осторожно. Когда желаемый эффект достигнут, полироль нужно стереть и нанести обычную, защитную, иначе результат не задержится надолго.

полироли

Согласитесь, что намного проще воспользоваться помощью работников автомоек, которые разбираются во всех тонкостях.С обычной полиролью все намного проще. Ее наносят тонким слоем, дают высохнуть несколько минут и тщательно располировывают в любом направлении, хоть по кругу, долго… усердно…

полироли

Конечно, все эти процедуры отнимут у вас много времени и сил, но зато блестеть машина будет как новенькая, это я вам гарантирую!Итак, с составом (воск, полимеры или то и другое) и свойствами (защитными и выравнивающими) мы разобрались. Осталось определиться с видом: пастообразные, жидкие, аэрозольные или полироли для мойки. Они различаются не только «вязкостью», но и удобством нанесения, сроком службы, силой блеска и защитных свойств.  Твердые пасты очень сложно наносятся, зато дают глубокий блеск и стойкую защиту. Полироли для мойки эффектны только до следующего «банного» дня. Между ними расположились все остальные виды.

А в качестве дополнительной помощи при выборе, редакция «Турбо» провела тест полиролей-паст, о котором читайте дальше.