Свечка, свечечка, свеча… что за черная кайма?

Свеча зажигания

Для тех, кто не знал, и для тех, кто забыл, мы напоминаем, что речь идет о свечах зажигания. Автомобильные свечи предназначены для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых двигателей. В определенный момент (называемый моментом зажигания) на свече возникает электрическая искра. Отсутствие искры выводит тот или иной цилиндр из числа работающих, в результате чего двигатель теряет мощность, плохо разгоняется, а нередко и «стреляет» из глушителя.

Кроме того, отказ свечи, безобидный на первый взгляд, может привести к выходу из строя других элементов системы зажигания (катушки, например) или… дорогого каталитического нейтрализатора отработавших газов, если он установлен на вашей машине. Поэтому неисправную свечу следует как можно скорее «вычислить» и заменить. Впрочем, сама свеча редко выходит из строя. Случается это, как правило, только по достижении «возраста» примерно в 30 тысяч километров пробега, что является обычным ресурсом свечи. Однако образованию искры может препятствовать также нагар на электродах, кстати, отлично «диагностирующий» состояние двигателя. Известно, что качественно очистить нагар (особенно в дороге, в спешке), да и вообще проверить, работает ли свеча, довольно сложно – гораздо проще ввернуть вместо отказавшей новую свечу и продолжить путь. А для этого любому автомобилисту желательно иметь в машине одну-две запасные свечи, специально предназначенные для данного двигателя. Или приобрести нужную свечу в ближайшем магазине автозапчастей.

Большой интерес у автолюбителей вызывают свечи оригинальных конструкций, например, с двумя или тремя боковыми электродами, а то и вовсе без таковых. Все они имеют как преимущества, так и недостатки (почему и не заменили полностью обычные). Вопреки распространенному мнению, на трехэлектродной свече образуется всего одна искра, а не три: ток «пробьет» тот промежуток, который будет иметь наименьшее сопротивление. Тем временем другие электроды фактически мешают нормальному распространению пламени и кроме того, ухудшают охлаждение теплового конуса свежим зарядом горючей смеси. Правда, электроды такой свечи дольше не выгорают, однако это не стало решающим преимуществом, и фирмы-производители более не планируют увеличивать выпуск свечей подобной конструкции. Значительно лучше зарекомендовали себя свечи NGK, имеющие V-образную канавку с углом 90° в кончике центрального электрода для улучшения воспламеняемости. Эта канавка улучшает образование искр на наружных кромках центрального электрода. Ядро пламени, возникающее вблизи периметра электрода, вырастает по мере удаления от свечи, таким образом, увеличивая воспламеняемость рабочей смеси. В итоге улучшаются пуск и ускорение, а также обеспечивается устойчивая работа двигателя на холостом ходу. Пожалуй, на сегодня свечи с V-образной канавкой – единственная высокоэффективная разработка, обеспечивающая оптимальную работу свечи и при этом нисколько не повлиявшая на ее стоимость.

Но все-таки элитой в мире свечей зажигания можно считать свечи с платиновыми электродами. Их легко можно отличить от стандартной свечи по центральному электроду малого диаметра и скошенному концу заземляющего электрода. Такая свеча легко образует искры и обладает высокой воспламеняемостью, превышая показатели свечей с V-образной канавкой. Как правило, такие свечи стоят в три-четыре раза дороже стандартных, но и сроки их службы значительно дольше. Платиновые свечи NGK имеют в маркировке обозначение VX. Например, свеча с V-образной канавкой имеет маркировку BKR5EY, а платиновая свеча будет обозначена BKR5EP.

свеча зажигания
Платиновый конический кончик электрода (тип VX)

Но какие бы вы ни ставили свечи – хоть платиновые, хоть золотые – при неисправном двигателе вам их хватит ненадолго. Многие автовладельцы, отъездившие на новых свечах какие-то две-три тысячи километров, начинают ощущать перебои с зажиганием. Обычно при пуске или на невысокой скорости это не замечается, но во время ускорения от средней скорости и выше возникают пропуски зажигания. Большинство начинает грешить на свечи, что в общем-то несправедливо. Причина кроется в топливе, а точнее – в свинце. Свинец, содержащийся в бензине как присадка для повышения октанового числа, наплавляется на конце свечи и начинает мешать искрообразованию, что служит причиной пропусков зажигания при ускорении. Что в таком случае делать? Во-первых, имеет смысл применение более горячей свечи зажигания. Во-вторых, можно применять свечи с выступающим носиком изолятора.

Кроме свинцовых отложений имеет место такое явление, как нагар. Он тоже приводит к пропускам зажигания, но природа его происхождения несколько иного плана. К тому же нагар и проявляет себя иначе: неустойчивая работа двигателя на любых скоростях и затруднительный пуск. По мере накопления нагара уменьшается сопротивление изоляции свечи зажигания и понижается возникающее на катушке зажигания напряжение. Когда напряжение понижается ниже требуемого для свечи зажигания (необходимого для образования искр), подавляется образование искр и происходят пропуски зажигания.

Причины образования нагара на свече зажигания и меры их устранения

Нагар на свече зажигания

Нагар на свече зажигания
Образование нагара

Перегрев свечи – тоже не очень приятное явление, грозящее большими неприятностями. И в этом случае свеча является скорее жертвой неисправного двигателя, чем причиной его неисправности (см. табл. «Причины перегрева и меры их устранения»). Внешним проявлением перегрева является белый налет на поверхности изолятора и электродах. При этом оплавленный электрод указывает на чрезмерный перегрев двигателя и соответственно свечи. Когда температура свечи зажигания превышает 870°С, электрод играет роль теплового источника до момента зажигания, что может вызвать преждевременное воспламенение и возможное повреждение поршня.

Причины образования нагара и меры их устранения
Причины Меры устранения
Богатая воздушно-топливная смесь

  • неправильная регулировка карбюратора
  • неисправность автозаслонки
  • неисправность системы впрыскивания топлива
Необходимо отрегулировать карбюратор, автозаслонку и систему впрыскивания топлива
Неисправность электрической системы

  • ненадежное соединение высоковольтного кабеля
Необходимо отрегулировать электрическую систему
Несоответствующее условие работы

  • длительный холостой ход
  • непрерывная работа с низкой скоростью
Иногда везти с более высокой скоростью (около 80 км/ч)
Слишком холодная свеча зажигания Использовать более горячую свечу зажигания (например, BKR6E-11, BKR5E-11)
Засорение воздушного фильтра Заменить фильтр

Причины перегрева свечи и меры их устранения

А теперь о самом распространенном явлении, которое происходит со свечами зажигания и вызывает буквально мистический ужас у автомобильной братии. Это коричневая кайма у основания изолятора свечи. Ее происхождение многие связывают со сказочным давлением газов, прорывающихся из недр их железных коней. После снятия свечи зажигания на чеканенной части металлического корпуса часто обнаруживаются коричневые пятна, похожие на признак потока выхлопного газа. На самом же деле эти пятна появляются в результате прилипания взвешенных в воздухе частиц масла под действием высокого напряжения. Подаваемое в искровой промежуток высокое напряжение также прилагается к участку между центральным электродом и металлическим корпусом и пробивает изоляцию воздуха в промежутке между изолятором и металлическим корпусом. Такое явление называется коронным разрядом. Возникший коронный разряд дальше развивается в сторону клеммы. Последний процесс коронного разряда дает светло-синее свечение, которое хорошо видно ночью.

Коронный разряд на свече зажигания
Коронный разряд на свече зажигания

Итак, теперь вы можете подобрать для своей машины свечи любой приглянувшейся вам фирмы, особенно если это NGK. Но, повторимся, не ждите чудес даже от самых дорогих свечей. Неисправный мотор никакие свечи не спасут, а исправный и с обычными будет отлично работать. Поверьте профессионалам. Счастливого пути!

Причины образования нагара и меры их устранения
Причины Меры устранения
Слишком прежнее зажигание Отрегулировать момент зажигания
Бедная воздушно-топливная смесь к топливу в смеси Отрегулировать отношение воздуха к топливу в смеси
Недостаточный объем охлаждающей воды и смазки и смазку Заливать охлаждающую воду
Слишком высокое давление нагнетания в случае двигателя с турбонагнетанием Отрегулировать давление турбонагнетания
Недостаточная затяжка свечи зажигания Подтягивать с соответствующим крутящим моментом
Применение слишком горячей свечи зажигания Использовать более холодную свечу зажигания    (например, BKR5E-11, BKR6E-11)