Сам себе сварщик

Сам себе сварщик. Холодная сварка

С каждым годом рынок автотоваров расширяется. Здесь продажа и запчастей, и комплектующих, и разнообразных «примочек», выручающих автомобилиста как в дальней дороге, так и в повседневных поездках. Нередко слышу от знакомых такие воспоминания после далеких путешествий: «Представляешь, прямо посреди трассы радиатор дал течь». То же случается и с маслокартером или блоком цилиндров. Для выхода из неурядиц – мелких и крупных – и предназначена продукция, известная как холодная сварка.

В магазинах города предлагается на выбор множество видов холодной сварки, предназначенной для устранения дефектов деталей и узлов, не подверженных сильным нагрузкам. Вот 4 вида сварки: по две российские и американские. Начнем с новинок.

Perma Weld, предлагаемая американскими производителями, сваривает в основном цветные металлы (алюминиевые сплавы, бронза, латунь). Сварное соединение Perma Weld выдерживает до 150°С. Применяется сварка следующим образом: из двух тюбиков выдавливаем равные (по массе) количества вещества, после чего все тщательно перемешиваем. Примерно через 4-5 минут состав наносится на свариваемые поверхности – с плотным прижимом их друг к другу. В течение 15 минут (предельное время, после чего сварка жестко схватывается) можно еще корректировать или выравнивать детали. К большим нагрузкам и полной эксплуатации сварная конструкция готова через 24 часа. Состав продукта довольно прост: эпоксидная смола и стальной наполнитель. Стоит несложная сварка 120 руб.; видимо, из-за ее новизны на рынке.

Холодная сварка Perma Weld

Другая американская сварка с грозным названием на русском языке – «Быстрая сталь», на английском – Super Steel. К сожалению, русскоязычной инструкции к ней не оказалось. Странно, ведь такого рода вещества обычно вредны для здоровья, и если вы не владеете английским, то о стандартных мерах предосторожности (типа «разминать смесь в перчатках») предупреждения не получите. Инструкция по применению есть только на упаковке – в трех иллюстрациях. Из незамысловатых рисунков понятно только, что следует размять смесь руками, после чего нанести на поверхность соединяемых деталей. Цена сварки-загадки – 90 руб.

Холодная сварка Super Steel

Слава Богу, с отечественными продуктами все понятно, – во всяком случае, с инструкциями по эксплуатации.

Универсальное сварочное средство «Алмаз» предназначено для сварки черных и цветных металлов. Думаю, не стоит тратить время на описание использования средства в быту; перейдем напрямую к возможностям устранения автомобильных неполадок. Способ применения прост: нужное количество вещества усердно мнем в руках и наносим на поврежденную поверхность; изготовители уверяют, что течь в радиаторе либо в маслокартере устраняется гарантированно. Кстати, сварочное средство «Алмаз» значительно дешевле американских – всего 50 руб.

Холодная сварка Алмаз

Другой российский состав стоимостью в 60 руб. – титанонаполненный «Металлопластилин» – дает такие же возможности сварки, как и все другие: сталь, черные металлы. Правда, для автомобилей названное средство применяется более узко: для восстановления элементов крепежа, сорванной резьбы, отверстий для шпилек, болтов, а также для правки незначительных дефектов кузова. Полная прочность достигается за час, то есть через 60 минут сваренный предмет можно подвергать нагрузке и окрашиванию. Обратите внимание: полная прочность здесь достигается намного раньше, чем у вышеназванных средств, хотя способ применения идентичный. Но по составу «Металлопластилин» намного богаче своих конкурентов; в него входят эпоксидная смола, каолин, двуокись титана, дибутилфталат, инициатор отвердения. Самое главное: отвердение происходит при +20°С, что в условиях нашей зимы вряд ли годится, а вот летом – пожалуйста.

Но при значительных повреждениях названные средства холодной сварки вряд ли помогут. На личном опыте пробивания коробки передач ВАЗ-21093 знаю, что для устранения дефекта нужны средства помощнее, – например, сварочные стержни «Шквал».

В зависимости от толщины свариваемого металла, применяется «Шквал» под номерами 1110 и 1150, за 150 и 165 руб. соответственно. Способ применения здесь похож на настоящую сварку. Надеваем перчатки, извлекаем фитиль и поджигаем; через 3-4 минуты начнет капать вещество, похожее на металл. Главное – держаться золотой середины: шов не должен быть слишком тонким или толстым. Надо помнить, что стержень одноразовый;  следовательно, тушить его ни в коем случае нельзя.

Не дороговато ли – 165 рубликов? Отнюдь. Хорошо, если поломка случится в городе, но ведь она не исключена и в дальней дороге. Согласитесь, не самая приятная ситуация, когда масло на ваших глазах стекает из коробки ручейком, а аргоновой сварки или СТО поблизости нет. Вот тогда-то в голове и возникает мысль: «Эх, зря я пожалел какую-то сотню рублей»; да поздно!

В заключение скажу: пренебрежение техническими средствами поддержки (в том числе сваркой) в дороге может дорого обойтись. Берегите себя и свой автомобиль!