С воспламенением от сжатия

С воспламенением от сжатия

Легковушка с современным дизельным двигателем способна на такое, что глазам не веришь. Скажем, Opel Vectra в высокодинамичном исполнении OPC, показанная на автовыставке в Эссене, Германия, еще в начале декабря. Новенький 16-клапанный дизель CDTI оснащен 2-я параллельно-последовательно включенными турбонагнетателями BorgWarner Turbo Systems, которые развивают абсолютное давление свыше 3 бар (избыточное давление наддува соответственно за 2 бара). Нагнетаемый воздух охлаждается, разумеется, в интеркулере. У «опеля» слегка темнят, но судя по всему, речь идет о турбодизеле JTD (плоды кооперации, ведь FIAT и Opel теперь не чужие).

Агрегат наддува BorgWarner Turbo Systems
Агрегат наддува BorgWarner Turbo Systems

Такой двигатель (не настолько «заряженный», конечно) ставится и на фиатовские модели, и на машины ALFA Romeo. При диаметре цилиндров и ходе поршней 82 х 90,4 мм его рабочий объем равен 1,91 л; с аккумуляторной системой прямого многоразового впрыска MultiJet, bi-турбодизель развивает максимальную мощность в 212 л.с. и выдает – в диапазоне от 1400 до 4000 мин-1 – больше 400 Нм крутящего момента! Рекордные показатели – и по литровой мощности (свыше 110 л.с.), и по литровому крутящему моменту (почти 21,5 кгм).

работа турбонагнетателя
Заслонка перекрывает ветвь выпускного трубопровода, и горячие газы на низких оборотах поступают только на турбину малого первичного турбоагрегата. С повышением оборотов заслонка открывается, и в игру вступает высокопроизводительный вторичный турбонагнетатель

«Заряженный» дизель состыкован с ручной 6-ступенчатой коробкой передач и установлен на доработанное шасси. Настроенная подвеска низко посажена над дорогой, шины 235/30 монтируются на 19-дюймовые легкосплавные колеса. Нелегонькая Opel Vectra с супер-дизелем (снаряженный вес под 1450 кг) способна разогнаться с места до 100 км/ч за какие-нибудь 6,5 сек. Ее максимальная скорость – 250 км/ч – ограничена электроникой, что совершенно нетипично для автомобилей с дизельными силовыми агрегатами. Быстроходнее, чем вариант с бензиновой 3,2-литровой «шестеркой», причем дизельного топлива расходует в среднем только 6 л на 100 км пробега (типичный для дизелей показатель). И в нормы Euro 4 вписывается; чего еще пожелать?

Прототип Opel Vectra OPC
Прототип Opel Vectra OPC

Чего? Чтобы не шумел, чтобы не коптил (дизель выбрасывает сажу всегда, – даже когда мы не замечаем), чтобы в выхлопных газах не содержались канцерогенные ароматические углеводороды… Но пусть вас не вводят в заблуждение нормы Euro 4; они ведь для дизельных двигателей не такие жесткие, как для бензиновых. Двойной стандарт. И все же – какая отдача… Такую мощность и крутящий момент развивает не каждый современный 6–цилиндровый (24-клапанный) турбодизель рабочим объемом не в 2, а в 3 л. Запустить бы в серию…

А вот новая версия хорошо известного переднеприводного хэтчбека Ibiza (на платформе PQ24, общей с Polo), возможно, не так крута, но зато готова к серийному выпуску. Cupra R, предсерийный прототип которой показали на Женевской автовыставке, оснащается самым мощным исполнением 1,9-литрового турбодизеля TDI во всем концерне VW.

VW TDI
VW TDI: индивидуальные плунжерные насосы высокого давления (за 2050 бар!) в одном пакете с форсунками. Никаких трубопроводов высокого давления (одно из самых уязвимых мест в системе питания дизельных силовых агрегатов)

Все тот же 4-цилиндровый 8-клапанный мотор с турбонаддувом, который лет 10 назад развивал мощность в 90 л.с. Тогда он работал еще с обычным ТНВД, но уже много лет фольксвагеновские двигатели с воспламенением от сжатия оснащаются фирменными насос-форсунками с электронным управлением. Для Cupra R старый добрый мотор настроили на 160 л.с.; почувствуйте разницу!

SEAT Cupra R
SEAT Cupra R: компактная 3-дверка длиной меньше 4 м

Силовой агрегат комплектуется ручной 6-ступенчатой коробкой передач, диски тормозов спереди – 312(!) мм, сзади – 232 мм. Шины размером 205/40 монтируются на 17-дюймовые легкосплавные колеса. При снаряженном весе около 1200 кг, Cupra R способен разогнаться с места до 100 км/ч за 7,6 сек., максимальная скорость – 220 км/ч. Неплохо, но мало ли сейчас вполне доступных легковушек с подобной динамикой? Однако Ibiza Cupra R расходует в среднем (EU) лишь 5,4 л дизельного горючего на 100 км пробега; уникальные характеристики! Испано-немецкий дизель-экспресс в мае выходит на европейский рынок – по цене под 18 тыс. евро.

Ну как не сравнить такой шустрый компакт с… Ferrari. Да, да, возьмем 2-местную центральномоторную модель 208GTB/GTS образца 1980. «Бюджетная» Ferrari с 2-литровой 16-клапанной «восьмеркой», которая с 4-я 2-камерными карбюраторами Weber выдавала 155 л.с. при 6800 мин-1. С ручной 5-ступенчатой коробкой передач 208-я развивала скорость до 215 км/ч; 24 года назад такая «максималка» выглядела неплохо – даже для Ferrari. Сравните с Cupra R…

Данных о динамике разгона до «сотни» нет, но километровую дистанцию с места 208-я могла пройти за 31,3 сек. Снаряженная Cupra R легче на добрый центнер, так что дизельный компакт (еще и с 6-ступенчатой коробкой) разгоняется наверняка быстрее. О Vectra OPC уже и речи нет. Такие дела; как видите, прогресс в автомобилестроении определенно имеет место.