Почему стеклопластик?

Почему стеклопластик?

Немногие автовладельцы, задумавшие изменить облик своего любимца к лучшему – будь то наружный дизайн или отделка интерьера, самостоятельные придумки или заводской тюнинг – знают, из какого материала выполняется та или иная деталь. Нередко решающие критерии выбора – внешняя привлекательность либо эффективная аэродинамика.

Стеклопластик для тюнинга

Автомобилисты не вникают в тонкости технологии, они доверяют специалистам и со спокойным сердцем принимают результаты их работы. Естественный подход, но давайте взглянем и с другой стороны.

Недаром на тюнинг-рынке сложился такой выбор материалов для производства – сталь, хром, ПВХ и ABS-пластики. В нашей стране в моду входит углепластик, который уже давно и широко применяется во всем мире. Первоначальное отличие одного материала от другого – в технологии изготовления (ключевой критерий для производственников), второе, – конечно, характеристики (тут уже подключаются покупатели).

Стекломатериал, смола и гелькоут

Несмотря на широкие возможности выбора материалов для тюнинга, стеклопластик остается одним из самым ходовых – будь то заводское производство либо самостоятельное формование. Вполне объяснимо: одна из первопричин именно в технологии изготовления. Стеклопластиковое изделие представляет собой стекломатериал, пропитанный особой смолой. Спектр смол и стекломатериалов, различающихся по своим свойствам, достаточно широк – и выбор зависит от того, какое именно изделие вы хотите получить, какие нагрузки ему придется держать. Смолы (полиэфирная, эпоксидная, поливинилэфирная и т.д.) затвердевают при разной температуре, у них неодинаковые показатели вязкости. Кроме того, они различаются характеристиками термостойкости, химостойкости, прозрачности и т.д. Стекломатериал придает ламинату необходимую прочность и гибкость, именно от его структуры и плотности зависят толщина и жесткость детали. Иными словами, благодаря обширному выбору каждый может найти подходящий для работы материал – под себя; что, согласитесь, немаловажно.

Стеклопластик для тюнинга

Готовые стеклопластиковые детали замечательны своей стойкостью к процарапыванию, так как окрашиваются в массе. Дело в том, что при изготовлении деталей используется декоративный слой особого материала – гелькоут. Полиэфирный состав и освобождает вас от необходимости последующей окраски изделия, причем цвет подбирается любой; колеровочные составы даже дают возможность создать свой оттенок. Кроме того, гелькоутный слой продлевает срок службы изделия, защищает его от воздействия агрессивной среды и скрывает структуру стеклопластика.

Любопытная технология

Вообще говоря, их (методов производства) довольно много: ручное (контактное) формование, методы напыления, RTM, PFR, намотка, пултрузия, непрерывное ламинирование, центробежное формование… Как говорится, на любой вкус и цвет.

Стеклопластик для тюнинга

Для изготовления тюнинг-деталей обычно используют первые три, но коренной принцип у них общий. В первую очередь нужно определиться с деталью, с ее размерами и формой; чем четче выверены параметры, чем точнее они соблюдаются в работе, тем, естественно, лучше результат. Вначале изготовляют так называемый «болван» (макет) – обычно из подручного материала (дерево, пенопласт, пластилин и т.д.). Затем с «болвана» из стеклопластика выполняют точную копию нужной детали – матрицу, с которой уже снимают готовое изделие. Делается это так: на отшлифованный и обработанный «болван» наносится слой гелькоута, потом формируется сам ламинат, слои стекломатериала пропитываются смолой. После отверждения матрица снимается с болвана – и пора приступать к изготовлению переднего или заднего бампера, накладки, порога, спойлера, «мухобойки», «дождевика» или, возможно, короба для сабвуфера. И чем точнее соблюдать технологию, тем меньше времени и сил придется отдать доводке изделия, тем лучше результат. Вот практически точное описание метода ручного формования, огромное преимущество которого – несложное оборудование (распылитель или кисть да валик для прикатки стекломатериала), что существенно сказывается на издержках. По методу напыления гелькоут наносится на стеклопластик с помощью специальной установки, причем необходимость в предварительном раскрое стекломатериалов отпадает. Установка автоматически дозирует смолы, резко сокращается ручной труд.

Что касается RTM-метода, то его применяют для изготовления средних и крупных партий деталей. Суть в том, что между двумя матрицами (как две половинки раковины) укладывается сухой, предварительно раскроенный стекломатериал и туда под давлением впрыскивается смола. Такой метод позволяет добиться потрясающей точности детали – и ручного труда меньше.

Стеклопластик для тюнинга

Так почему же все-таки стеклопластик?

Во-первых, трудно переоценить малый вес, легкость деталей из стеклопластика – ведь его удельная прочность выше, чем у стали. Так что никакого утяжеления вашего автомобиля. Во-вторых, благодаря гибкой и эластичной основе изделие держит вибрационные и ударные нагрузки, способно принимать исходную форму после ударов, не повлекших разрушения элемента. В-третьих, даже если и произошло худшее, – есть возможность восстановить любой элемент, причем потребуется только необходимый минимум материалов. На внешнем виде не отразится.

 

Физико-механические характеристики Стеклопластик ПВХ Сталь Алюминий
Плотность (т/м3) 1,6-2,0 1,4 7,8 2,7
Разрушающее напряжение при сжатии (растяжении) МН/м2(МПа) 410-1180 41-48 410-480 80-430
Разрушающее напряжение при изгибе МН/м2(МПа) 690-1240 30-110 400 275
Модуль упругости при растяжении, ГПа 21-41 2,8 210 70
Модуль упругости при изгибе, ГПа 21-41 2,8 210 70
Коэффициент линейного расширения х 10°С 05-14 57-75 11-14 22-23
Коэффициент теплопроводности, Вт/м2 °С 0,3-0,35 0,3 46 140-190

 

Для примера сравним показатели изделий из стеклопластика (метод RTM) и из других материалов:

Испытания показывают, что стеклопластик прекрасно ведет себя как при -50°C, так и при  +150°C, он нечувствителен к перепаду температур и к атмосферным осадкам (в отличие от неармированного пластика). Соответственно продлевается срок службы детали, что особенно значимо в отношении наружного тюнинга. Правда, вряд ли найдется много охотников сохранять стайлинг неизменным в течение 60 лет.

Еще раз о технологии: по сравнению с тем же ABS-пластиком, акрилом, где не обойтись без термооборудования, производство стеклопластика организуется так, чтобы оптимально согласовать затраты и предполагаемые доходы. От простого ручного формования до широкой производственной линии. Отсюда привлекательные цены на изделия из стеклопластиков.

И, наконец…

Что сравнится с теми возможностями, которые открывает замечательный материал? С возможностями воплотить в жизнь самые смелые решения-фантазии в том, что касается дизайна и цвета. С возможностями создать неповторимую индивидуальность, столь дорогую сердцу настоящего автомобилиста.