По вертикальной стене: Food City 500

По вертикальной стене: Food City 500

Караван Sprint Cup прибыл в Bristol (по прозванию food city – «продовольственный город»), Теннесси; здесь состоялся 5-й этап сезона 2007. Своеобразная гонка – на самом коротком в NASCAR мини-овале с длиной трассы в неполные 858 м! Вообразите 43 «сток»-монстра на такой дистанции; среднее расстояние между ними – 20 м. Зато виражи (только левые, разумеется) профилированы круто – до 36°; помните знаменитый когда-то аттракцион «гонки по вертикальной стене»?

Вид на Bristol Motor Speedway с высокой точки

Скорости все же довольно умеренные (по меркам NASCAR): рекорд в предварительных заездах – чуть выше 207 км/ч (2003). Время – 14,9 сек.; ну где еще в автогонках круг идется за ¼ минуты? Bristol Motor Speedway мал, однако здесь размещаются 165 тыс. зрителей, и места на заезде Food City 500 не пустуют.

Гонка по «вертикальной стене»

Квалификацию в пятницу 14 марта опять смыл дождь, и на старте болиды выстроились в соответствии с общими результатами прошлогоднего сезона. То есть, впереди «обороняющийся» держатель кубка 2007 Jimmie Johnson (Chevrolet №48) и 4-кратный обладатель кубка 35-летний Jeff Gordon (Chevrolet №24). И т.д. Ничего особенного; просто в NASCAR по мокрой трассе не ездят. Вообще. И если начинает поливать, то квалификацию или гонку откладывают – пока не просохнет. А порой, когда дождь затягивается, предварительные заезды и вовсе отменяют; в NASCAR свои причуды.

Воскресный заезд на 504 круга (попробуйте просто сосчитать до 5 сотен!) и 433 км. Как всегда, старт дается с ходу: разгонный круг, и стадо бешеных быков устремилось к победе (которая достанется одному из них). Поначалу повел Джимми Джонсон, но уже на 12-м круге его прошел Clint Bowyer (Chevrolet). А всего до финиша 8 пилотов 17 раз сменились в роли лидера; таков NASCAR.

Дж.Бертон еще не знает, что выиграет заезд Food City 500

Гонка проходила как обычно, т.е. бурно: многочисленные развороты, контакты со стенкой, групповые столкновения на тесном овале. Так что «желтый» флаг (caution, обгон запрещен) вывешивался 10 раз (в общей сложности на 68 кругов), однако гоночные инциденты обошлись без сколько-нибудь серьезных последствий.

Поговорим о порядке зачета в Sprint Cup. Победитель на этапе получает 185 очков. Вопрос масштаба: за 2-е место полагаются 170 очков, за 3-е – 165, … и так до последнего 43-го, за которое тоже причитаются 34 очка. Гуманно. Как видите, разница между победой и другими передовыми местами ничтожна; отсюда совсем иная стратегия в сезоне – по сравнению с Формулой 1 или чемпионатом мира по ралли. Олимпийский принцип: главное – участие! Да, еще 5 очков дают за лидирование хотя бы на одном круге, а за наибольшее количество кругов лидирования – все 10. Так что победитель может собрать до 195 баллов за раз, и разница в предварительном зачете в полсотни очков мало что значит.

Мало того, в последние годы в NASCAR проводится «плей-офф» – как в североамериканском хоккее. После первых 26 этапов отбираются участники 10 финальных заездов на кубок Nextel. В короткий список попадают 12 пилотов, ведущих в предварительном зачете. А уже между ними…

Отмашка «клетчатого» флага

В последний раз «желтый» флаг появился за 6 кругов до финиша (из 504), когда гонку возглавлял Denny Hamlin (Toyota №11). Тут как раз Kevin Harvick (Chevrolet №29), шедший 3-м, слегка подтолкнул сзади «тойоту» №20 (Tony Stewart). Болид Тони Стюарта развернуло, и заезд для него (после доминирования на протяжении сотен кругов…) закончился. После рестарта (дистанцию увеличили до 506 кругов!) вперед, воспользовавшись замешательством, просочился Jeff Burton (Chevrolet №31) – и выиграл в 0,588 сек. отрыва от Кевина Харвика!

Дж.Бертон, победитель Bristol 500

Гонка продолжалась 3 часа и 15 сек.; опытнейший Джефф Бертон (ему идет 41-й год) стартовал с 8-й позиции – и добился первой победы в сезоне 2008 (20-я в кубковой карьере). Молодой Kyle Busch (Toyota №18) финишировал лишь 17-м, однако сохранил лидерство в предварительном зачете: 782. На 30 баллов от него отстает Greg Biffle (Ford Fusion), 3-ю позицию занимает К.Харвик (749 очков). Дж.Бертон выдвинулся на 4-е место (745), а вот обладатель кубка 2006 и 2007 Дж.Джонсон выглядит пока не особенно убедительно: 581 балл и 13-я позиция в общем зачете.

В «денежном» списке впереди по-прежнему Ryan Newman (Dodge Charger), который по очкам занимает лишь 8-е место: 2 млн и 70+ тыс. долл. призовых. Кайл Буш на 5-м месте: миллион и без малого 236 тыс. Экс-«формулист» Juan-Pablo Montoya (Dodge) не входит в официальном зачете даже в «двадцатку», но и у него на счету уже 758+ тыс. призовых. А ведь еще далеко не вечер; вас не завораживают слава и деньги пилота NASCAR?

Кайл Буш, лидер в предварительном зачете 2008