По Европе с Владимиром Лысенко

По Европе с Владимиром Лысенко

Фото В. Лысенко

Новосибирский путешественник Владимир Лысенко, преодолев наиболее трудные участки пути — от Аляски до южной оконечности Америки на автомобиле Volvo-240, позже пересек «черный континент» по восточному побережью: от мыса Игольного в Южной Африке, сменив при этом пять автомобилей, до его крайней северной точки в Тунисе — весьма продвинулся к окончательным двум этапам своего кругосветного путешествия на автомобиле. Впрочем, проблемы, ожидавшие путешественника во второй половине пути, были более, чем осязаемы… Но, пережив осенний сезон, невзгоды безденежья и преодолев при этом еще одиннадцать тысяч километров дорог от самой западной точки Европы — города Лиссабона в Португалии — до Новосибирска, Владимир Лысенко, в конце концов, прибыл на своем VOLVO в родной сибирский город в начале ноября.

Из Туниса на остров Сицилия Владимир с напарником благополучно добрались на пароме. Впрочем, в первую же ночь на Сицилии их обокрали: собака, натренированная на кражу вещей, утащила у Владимира свитер. Получилось бы — захватила бы еще кое-что… Но путешественники не дали.

— Потерю вещей в поездках переживаете сильно?

— Смотря о каких вещах идет речь. Если это видеокамера (была украдена в Америке) — да, переживаю. Хотя без свитера, с началом сезона дождей в Европе и наступившим похолоданием, было не очень-то уютно. Кстати говоря, этот этап кругосветки, казавшийся наиболее легким, получился едва ли не самым проблематичным, если не сказать больше… От Сицилии до Португалии, откуда должно было начаться мое очередное покорение пути, мы с напарником, Виктором Мельничуком, добрались с комфортом на машине случайного французского приятеля Люка, знакомство произошло еще на пароме. В Лиссабон прибыли как раз в те дни, когда из Буэнос-Айреса должна была прибыть заблаговременно отправленная на пароме моя автомашина. Однако паром, который должен был подойти 17 августа, задержался в пути, поскольку сел на мель недалеко от побережья Бразилии, затем вернулся в Буэнос-Айрес и, в результате, к месту назначения прибыл с опозданием ровно на один месяц. Ситуация была абсолютно непредвиденной. Тем более, что в Лиссабоне к нам должен был присоединиться третий попутчик — обеспеченный бизнесмен из Москвы. Но он, прилетев в Лиссабон и узнав о задержке парома, улетел обратно. Потом грянул скандальный финансовый кризис в России, и этому человеку от повторной поездки пришлось попросту отказаться. В итоге мы остались без средств для дальнейшего передвижения. А тут еще с приходом парома выяснилось, что за передачу машины в мои руки придется заплатить еще 5ОО долларов. Таких денег у нас просто не было. Встал вопрос, где их взять. Удалось занять лишь 180 долларов на автобусные билеты до Москвы. Попытка заочно продать VOLVO тоже не увенчалась успехом: слишком велики были сборы в европейском таможенном обществе — более 10 тысяч долларов. Я уже был готов написать заявление об отказе от этой автомашины, и оставить ее в порту. То есть на тот момент все складывалось против нас.

— Где жили весь этот месяц в ожидании парома с вашим автомобилем?

— Жили и спали на яхте «Уран-2» у ребят, пытающихся сделать кругосветку на море. Но пока им удалось, выйдя из Питера в декабре прошлого года, обойти только вокруг Европы. Во все остальное время — по октябрь 98-го года — у них постоянно на яхте находились один-два дежурных, прилетавших из России.

— Очевидно, что помощь в этой ситуации пришла именно с этими людьми?

— Действительно так. Моя мама, проживающая в Харькове, узнав о создавшемся у нас положении, сумела одолжить 700 долларов у знакомых и передала эти деньги в Лиссабон с капитаном яхты Георгием Карпенко. На эти деньги удалось выкупить машину и отправиться в путь. Ну, а дальше — мы брали в долг , где только могли — и в Португалии, и в Германии, и во Франции , и на Украине… Сюда, в Новосибирск я дополз, имея долг в 1,5 тысячи долларов, который образовался, начиная с Европы.

poevrope02

Основные проблемы на этом пути — это стоимость бензина. Кстати, подобная информация может оказаться полезной для любителей авто. Самый дешевый в мире бензин — в Новосибирске. По крайней мере, из всех 34 стран, что я проехал — это было так. В Америке обычно — 0.4 доллара за литр, Центральная и Южная Америка — от 0.3 до 0.5 доллара , Аргентина дорогая — 60 центов, вся Африка — примерно то же самое — 0.3-0.5 доллара за литр, максимум — 0,6 , только Судан выскакивает благодаря своим особым условиям — 1.5-2 доллара за литр. Далее — самый дорогой бензин — в Западной Европе — порядка 1 доллара за литр. Португалия, Италия, Испания подешевле — 0.8 доллара за литр. Поэтому перед Францией все советуют заправляться испанским бензином — дешевле. Мы так и сделали, потому что во Франции самый дорогой бензин в Европе — от 1.3 доллара за литр. То есть, это в десять раз дороже, чем в Новосибирске. А дальше, после пика во Франции, идет естественный спад цен — Германия — 0.9, Чехия и Словакия — 0.7 , Украина — 0.2, Россия — 0.15-0.11.

poevrope03

Другие проблемы — это платные дороги во Франции, в Италии, в Португалии и ограниченно — в Испании. Во Франции и в Италии — это один доллар за 10 километров, то есть 200 километров — 20 долларов. Когда денег нет — тогда эти суммы очень существенны. Но вариант есть и в этой ситуации — езда по национальным дорогам, обозначенным буквой Н. Они бесплатны, в отличие от европейских дорог. Естественно, скорость передвижения на них меньше, и загруженность иная. Но и в том, и в другом случае — львиная доля денег идет на бензин и никуда от этого не деться… По пути нам удалось посетить во Франции четыре музея Пикассо — поскольку мой напарник из Москвы Виктор Мельничук был, в первую очередь, художником.

Три дня жили в Париже у нашего общего приятеля Люка. Потом, через Бельгию и Люксембург, добрались до Германии. Что касается дорог в Германии — то о них можно сказать одно — они бесплатны и без всяких ограничений скорости. Поэтому в Германии у нас и передвижение было самым стремительным. Остановили нас только на границе с Чехией. Поскольку моя шенгенская виза оказалась просроченной на девять часов. В результате пограничники — восточные немцы — продержали нас почти полдня, открыто вымогая деньги за проезд. В итоге меня просто заставили подписать какие-то бумаги с записью о нарушении режима и нас отпустили. А вот в Чехии нам попросту пришлось подарить сто долларов за грин-карту — автомобильную страховку (В Америке, к примеру, существует подобная система сборов — на тот случай, если ты разобьешь чью-либо машину. В Чехии — страховой взнос за любой причиненный материальный ущерб). В Словакии было гораздо проще — пограничники на выбор предложили — либо 100 долларов на грин-карту, либо любую сумму им в карман. Мы отделались сорока марками…

В итоге на Украину мы приехали, имея всего лишь 50 долларов в кармане. Кстати, самое дешевое в этой череде — прохождение украинской границы: всего три доллара за страховку машины. Оставшихся денег хватило проехать только до Ровно. На этом отрезке пути мы, естественно, отказались от гостиниц, спали в машине и обедали дешевыми булочками, запивая простой водой. В Ровно деньги кончились совсем. Поэтому в этом городе нам пришлось искать попутчиков хотя бы до Киева, чтобы оплатить затраты на бензин. Удача улыбнулась нам в виде «нового украинца» Миши. У него в гараже, на тот момент, стояло два «Мерседеса», но оба были почему-то поломаны. В Киев же ему надо было срочно, поэтому по дороге он оплатил не только весь бензин, но и все штрафы за превышение скорости по украинским дорогам…

В Киеве нас засняло местное украинское телевидение, взяли интервью, а на прощание собрали для нас в редакции 50 гривен, что позволило нам доехать до Харькова, где жили мои родственники. Естественно, из Харькова до Москвы мы проехали с меньшими проблемами. В Москве мой напарник сменился — появился парень из Новосибирска — Василий Забайкин. Ну, а с другой стороны — я проезжал по тем местам, где у нас были знакомые и где нам тоже помогали. Например, в Рязани мы остановились там, где живет Михаил Малахов — известный полярный лыжник, герой России, затем были Тольятти, Челябинск.… В Кургане наш въезд в город снимало местное телевидение! Такого ни до, ни после уже не случалось (в лучшем случае, подобные «въезды» приходилось на своем VOLVO просто имитировать).

— Каким образом реагировали люди на ваш автомобиль с аляскинским номером?

— Это совершенно четко — в зависимости от культуры общества, от уровня жизни, интерес к нашей поездке был разным. Так, в одном из штатов Америки один негр, увидев наш номер, только и воскликнул: «О, Аляска!»

То есть — это уже событие для Америки — из Северного штата приехать в Южный штат Америки. В Европе то же самое. А когда проезжаешь такие бедные страны, как Сальвадор, Гондурас — то у них возникает только одна проблема: вытянуть из нас какие-то деньги. То же самое было и в Африке.

— Но вы пытались что-нибудь рассказать о своей кругосветке?

— А зачем? Если они даже не знают, что такое Россия?! То есть, обыкновенная и примитивная узость взгляда…

Российские дороги? Если говорить о дорогах России, то, в целом, европейская часть России произвела на меня не самое лучшее впечатление. От Кургана до Новосибирска предстояло преодолеть 1300 километров, здесь знакомых у нас уже не было. Что касается дорог, то нигде в мире я не видел такого большого количества полицейских и бессмысленно огромного количества знаков с ограничениями скорости. Тем более, что сейчас об этом могу судить вполне профессионально…. А в Новосибирск мы въезжали уже ночью. Никаких встреч с камерами при въезде в город нам не предстояло.

— Что теперь?

— Теперь — самое главное: попытаться закончить этот кругосветный маршрут. Четвертый этап включает в себя отрезок пути как минимум до Магадана. Другой максимальный маршрут включает в себя переход по зимнику (соответственно — только зимой) на УРАЛах к Северному ледовитому океану — на мыс Шмидта, а затем переход на Чукотку. Третий супермаксимальный план — от Чукотки на вездеходе до мыса Дежнева. В крайнем случае, преодолеть его просто пешком. В итоге — как можно ближе подобраться к самой восточной точки Евразии. На этом, по сути дела, моя кругосветка и должна завершиться. Однако, вне плана остается один континент, который тоже можно проехать на автомобиле — это Австралия.

— В том, что ваша идея вами же и будет завершена — сомневаться не приходится?

— Нет, я не сомневаюсь. Я сделаю все для того, чтобы она была завершена.

— Если попытаться сравнить условия, скажем, африканские, с условиями на последнем этапе?

— Каждый этап сложен по-своему. На заключительном маршруте условия будут совершенно суровыми: придется преодолеть два зимника — между Читинской областью и Сковородино и между Якутском и Хандыгой. А что такое Якутия зимой? Это минус 50-60 градусов мороза. Можно сказать, что это легкий в физическом отношении участок? Конечно, нельзя. Но, с другой стороны, здесь нет малярии и прочих зараз, нет змей и враждебно настроенного населения, здесь язык не испанский, как в Центральной и Южной Америке, которого я не знал, и здесь, в конце концов, — известные всем и каждому порядки!

— Когда может состояться этот заключительный этап кругосветки?

— Скорей всего, старт она возьмет в феврале-марте 99-го года — по естественным соображениям — дороги на севере проходимы только в зимнее время. А закончится в апреле-мае, спустя два-три месяца после начала экспедиции.

— В любом случае — удачи, Владимир!

Беседовал А. Шапран


Владимир ЛысенкоВладимир Лысенко известен нашим читателям, как единственный в России человек, который отправился в «кругосветку» на автомобиле. К тому же, у него есть все шансы попасть в Книгу рекордов, как первому автопутешественнику, преодолевшему путь от Аляски до Магелланова пролива (Америка), от мыса Игольный до Туниса (Африка) и от Лиссабона до Чукотки (Евразия).

Но есть одна проблема — не хватает денег на завершение последнего этапа путешествия «Новосибирск — Чукотка». Нужны спонсоры, которые могут вложить $300-1000, причем этих денег хватит в «обрез». Новосибирская фирма «Торгшина» уже давно оказывает поддержку Владимиру Лысенко своими колесами. С готовностью помочь откликнулись в «Транзит Сервисе» на просьбу путешественника отремонтировать электропроводку и провести техническое обслуживание автомобиля для заключительного этапа кругосветки.

«Аэрофлот» помогал Владимиру на протяжении всего путешествия, а вот VOLVO CAR CORP. (Швеция) отказала ему в поддержке. Но об этом вы прочитаете в материале Андрея Шапрана, а я встретился с Владимиром Лысенко на СТО «Транзит Сервис» и задал ему один главный  вопрос: «Почему…?»

Владимир Лысенко, путешественник:

— Почему наш выбор остановился на Volvo 240? Когда мы с товарищами пришли покупать автомобиль, то в наличии была строго ограниченная сумма — $2500. Нам предложили «форды» и эту машину. Из всех остальных автомобилей «шведка» нам показалась наиболее подходящей: автоматическая коробка передач, бензиновый двигатель 2,3 л, кузов в хорошем состоянии несмотря на «древность» —1986 г.в.. Как я теперь понимаю, нам повезло с этой машиной, потому что на ней мы проехали всю Северную и Южную Америку, а затем от Лиссабона до Новосибирска без единой крупной поломки. Автомобиль эксплуатировали в тяжелейших условиях и в таком режиме, который никак не сравнить с ездой по городу. В общей сложности он проехал 41000 км из которых 30000 км по Америке, а 11000 по Европе и России.

Ограниченность в средствах не позволяла нам в течение пути выполнять все необходимое техобслуживание. За весь путь мы всего один раз поменяли фильтр, вместо того, чтобы делать это каждые 7-8 тыс. км. Произошло это в Перу на фирменной станции Volvo. Надо сказать, что в каждом крупном городе или столице, которые мы проезжали, есть фирменные центры шведского концерна. У меня даже выработалась привычка замечать на пути белые щиты с синими буквами VOLVO. Но обращались мы на эти станции всего дважды, как я уже сказал, в Перу и, до этого, в Гватемале. В Гватемале, после жесткого горного слалома, пришлось менять шаровые, что нам и сделали здесь же в фирменном центре. Больше техника не подводила ни разу на протяжении всего пути. После Южной Америки нам с ней пришлось расстаться. Volvo отправилась на пароме в Лиссабон, а я в Россию, чтобы подготовиться к путешествию через Африку (см. «Турбо» № 3, 1998г.) и Европу.

Итак, теперь автомобиль находится здесь, в Новосибирске. С наступлением морозов случилась еще одна небольшая поломка. Из-за частого пользования печкой не выдержала электропроводка и пришлось обратиться на станцию «Транзит Сервис». Здесь на  моем автомобиле заменили электропроводку, отрегулировали зажигание. Подвеска потребовала также небольшого вмешательства, особенно задние стойки, которые основательно просели при езде по российским дорогам. А вот двигатель и коробка-автомат оказались в хорошем состоянии

В принципе, после такого трудного путешествия, автомобиль — «на ходу», что меня и радует и,больше всего, удивляет. Отличная машина и мне будет очень жаль с ней расставаться.

Записал А. Щукин