Пионерное достижение

Дизели господствуют на 24-часовом марафоне в Le Mans 2 года подряд (см.: «Мощь TDI», «Турбо», 2007, №7), а как «гибридные» силовые агрегаты? Ну, на легендарной трассе de la Sarte они пока не блистают, а вот в 24-часовой гонке местного значения…

Из года в год в середине июля на японской трассе Tokashi проводят суточный заезд – для пассажирских седанов и купе-GT. Год назад там выступил специально подготовленный седан Lexus GS450h и занял достойное 17-е место. А нынче – победа: тойотовский экипаж SARD на спорт-купе HV-R, созданном на основе культовой Supra GT образца 2002, выиграл гонку в абсолютном зачете!

Гоночная «супра» укомплектована доработанной 4,48-литровой «восьмеркой» 3UZ-FE; с шайбами-рестрикторами на впуске бензиновый мотор развивает до 480 л.с. (JIS) при 6800 мин-1. Причем силовой агрегат дооснащен 3 тяговыми э-двигателями: 2 (по 10 кВт) приводят передние колеса, а основной 150-киловаттный работает (в параллель с «восьмеркой») на заднюю ось. Всего до 170 кВт (230 л.с.) дополнительной мощности – не от аккумулятора, а от ультраконденсатора, который заряжается при торможении болида; рекуперирование кинетической энергии. Вместо того чтобы нагревать тормозные диски до красного свечения (и тем самым отапливать атмосферу), 3 электромашины работают в режиме замедления как альтернаторы – и заряжают ультраконденсатор. А при разгоне накопленная энергия сбрасывается на них же; чистый плюс.

К сожалению, сведений насчет емкости ультраконденсатора нет; допустим, он накапливает и сбрасывает около 0,3 кВт•ч э-энергии. В 6-секундном режиме – 180 кВт электрической мощности; что и требовалось доказать. Denso Toyota Supra HV-R весит 1080 кг (с э-моторами и ультраконденсатором), динамично разгоняется и сберегает горючее. А также щадит окружающую ее среду; светлая перспектива автогоночной техники.