От Gnome до Lada C Concept

От Gnome до Lada C Concept

Любой уважающий себя мировой автобренд каждый год представляет публике концепт-кары. Чтобы продемонстрировать новые тенденции, свежие идеи, понять, «верной ли дорогой» идет инженерная и дизайнерская мысль.

Любой уважающий… А что же наши? И наш АвтоВАЗ тоже кое-что сваял за эти годы. О том, что пылится в запасниках Тольятти, информации крайне мало; однако читатель сможет составить мнение, какой же дорогой двигались наши дизайнеры и инженеры.

Lada Gnome (1990)

Легковой переднеприводный автомобиль с кузовом типа «купе». Машины существуют в довольно замысловатой версии «демонстрационно-ходовых макетов». Трехметровый кузов «гнома» создан на укороченной платформе «Оки» из металла и пластика – того самого сочетания, которое стало роковым для другой отечественной разработки микролитражного класса – автомобиля «Мишка», спроектированного специалистами компании «АСМ-Холдинг». На регулярных экспозициях машина представлялась как наиболее легкая в своем классе за счет масштабного использования пластиковых материалов. Да и родство с «Окой» не делает «гному» чести: в машине используется большинство ее агрегатов.

Lada Gnome (1990)

Lada Elf (1991)

Является одним из представителей «электромобильного» направления. Экологическая чистота электромобилей позволяет использовать их в гольф-клубах, на спортивных соревнованиях, в туристических и санаторно-курортных зонах, торговых и выставочных центрах, больничных городках, аэропортах, складских помещениях. Описывая «эльфа», на заводе используют эпитеты «легкий» и «воздушный». При этом в первую очередь разработчиками обращается внимание не на свойства двигателя и не на уровень активной и пассивной безопасности. Зато в красках рассказывается об оригинальных дугах для тента и багажнике для спортивного снаряжения.

Lada Elf (1991)

Lada Rapan (1998)

Концепт-кар, выполненный в стиле биодизайна (использование свойств живой природы в технике), произвел яркое впечатление. Название концепта обозначает один из видов ракушек. «Рапан» имеет подвеску и двигатель, может самостоятельно двигаться; хотя последнее не является обязательным условием для концептов.

Lada Rapan (1998)

Lada Roadster (Sbarro) (2000)

Работу, которая шла по методике маэстро Сбарро, возглавляли проектировщик Сергей Нужный и дизайнер Михаил Пономарев. Надо сказать, что указанная методика исключает постройку макета. Все делается сразу «на объекте», что позволяет экономить время и средства. При этом, имея ходовую основу, вы получаете ходовой же прототип, а не красивую «жестянку» без содержимого. Объем носителя наращивается легко обрабатываемым материалом, образующим задуманные поверхности. Что-то, наоборот, подлежит устранению или же перемещению.

Lada Roadster (Sbarro) (2000)

Lada Roadster (Sbarro) (2000)

Панель приборов для Lada Roadster заимствовали у ВАЗ-1118, рамку ветрового стекла – у ВАЗ-2110. Каркас безрамной двери с «начинкой» взяли от Alfa Romeo GTV (в Тольятти подобными дверями никогда и никто не занимался), а в головной оптике использовали элементы VW Golf IV.

По мере того как прототип принимал законченные формы, а попутно приближалась дата открытия Московского автосалона, становилось ясно, что ВАЗ может блеснуть на нем еще одним концепт-каром. Незаинтересованность завода и отсутствие реальной поддержки не позволили довести до ума ходовую и поработать над интерьером. Однако родстер получился довольно легкий (снаряженная масса 900 кг). Его оснастили 2-литровым мотором ВАЗ-21203 в 106 л.с.; разгоняется он, по заявке разработчиков, до 100 км/ч за 9 сек. и достигает скорости 200 км/ч. С другой стороны, из-за отсутствия необходимой оснастки червячную передачу, использованную в механизме подъема и опускания крыши, так и не смогли сделать с требуемыми допусками.

Главное, было доказано, что можно создавать прототипы в рекордно короткие сроки без внушительных затрат.

Lada Peter Turbo (2000)

Основные усилия создателей концепт-кара Peter Turbo были направлены на проработку линии капот-наружное зеркало-подоконный пояс-задний спойлер.

Строго говоря, на Мотор-шоу в Москве представили даже не концепт-кар, а всего лишь макет. Без салона и даже без дверей. Дизайнеры НТЦ АвтоВАЗа во главе с Сергеем Синельниковым продемонстрировали свой взгляд на большой однообъемный автомобиль с хорошей аэродинамикой. Любопытная деталь: крыша здесь не выпуклая, а слегка вогнутая.

Lada Peter Turbo (2000)

Lada Peter Turbo (2000)

На Парижском автосалоне уже появились окна и интерьер. Правда, двери не открывались – они по-прежнему «нарисованные». Передней панели как таковой в салоне нет. Вместо нее – напоминающая парящую чайку волнистая поперечина, из-под которой «выныривают» рулевая колонка и центральная консоль. Очень стильно. Тогда все ведущие мировые дизайнеры высоко оценили «петера». Однако продолжения не последовало.

Lada Carat (2002)

Концепт-кар Lada Carat  представлялся на международном автосалоне в Женеве в 2002 году. В Москве, на десятой всероссийской выставке-конкурсе «Автодизайн-2002» он был признан лучшей работой года в области «Дизайн средств транспорта» и удостоен приза – серебряной «Виктории».

Lada Carat (2002)

Carat – один из вариантов перспективной «Оки» XXI. Она будет уже не такой маленькой: длина – 3500 мм, ширина – 1520 мм, высота — 1610 мм, колесная база – 2300 мм. Мощность двигателя – 65 л.с. Автор проекта – дизайнер Юрий Верещагин, работавший и над первой «Окой».

Разработка новой «Оки» – часть фирменной стратегии АвтоВАЗа по расширению модельного ряда. Первой стала долгостроящаяся «Калина».

Lada Revolution (2003)

Автомобиль с громким названием Lada Revolution стал одной из самых ярких премьер Московского автосалона. Эффектный спортпрототип, полностью спроектированный и построенный в Тольятти, должен был совершить революцию в российском автоспорте, а через некоторое время появиться и на дорогах…

Сейчас о дорожной версии уже никто не вспоминает. Но главное обещание – провести на этих машинах чемпионат, – АвтоВАЗ выполнил.

Спортпрототип Lada Revolution был сделан специалистами тольяттинской фирмы Торгмаш. Конструкция – ничего революционного. Стальная рама весом менее 100 кг. Форсированный вазовский двигатель объемом 1,6 л установлен за сиденьем поперечно, коробка передач – кулачковая Торгмаш. Переднюю подвеску с двумя поперечными треугольными рычагами разработали заново, а в качестве задней использовали передние стойки McPherson от кольцевых «десяток», которые Торгмаш несколько лет выводил на старт гонок класса «Супертуризм».

Lada Revolution (2003)

Гонщик Виталий Дудин, за плечами которого много побед в российском кольце, принимал в создании машины самое непосредственное участие. Именно он несколько месяцев тестировал прототип на российских и немецких трассах, доводя «сырую» конструкцию до ума. В ходе предсезонных испытаний тольяттинцы повысили жесткость рамы, сделали прочнее верхнюю дугу безопасности, усилили боковую защиту кокпита, опустили водительское кресло — все для повышения безопасности гонщика. Глушитель заменили на прямоточный. А после продувок в аэродинамической трубе конструкторы доработали обвес – в частности, изменили форму заднего антикрыла и его крепление.

После всех переделок Revolution уже мало походил на изначальный прототип, но и он в ходе первых гонок был безжалостно раскритикован. Некрасивый, ненадежный, не поддающийся настройкам автомобиль пилоты сравнивали с прокатным картом.

Lada Revolution (2003)

В 2005 году над прототипом хорошо поработали. Модернизировали кокпит – усилили боковую защиту, появилась дополнительная дуга безопасности перед рулем, стало удобнее кресло пилота. Слабой стороной была управляемость: вместо задних стоек McPherson установили новую 5-рычажную подвеску. Конструкторы поработали и над аэродинамикой: изменены передний бампер, капот, усовершенствован задний диффузор.

И после первых же тренировок пилоты подтвердили: управлять машиной стало проще. Повороты можно проходить плавно, без резких движений рулем, а время прохождения круга снизилось почти на секунду.

Есть над чем работать, ведь моносерия Lada Revolution в Национальной гоночной серии «Лада» живет и развивается.

Lada Siluet (2004)

Задуман как недорогой семейный автомобиль универсального назначения. Пятерых он должен разместить с комфортом. И багажник – это уж обязательно! – чтобы на каждого минимум сотня литров.

Lada Siluet (2004)

Комфорт – безо всяких компромиссов: удобная посадка, надежные системы «жизнеобеспечения», прекрасный обзор и обязательные «зимние» опции типа холодного пуска или размораживания стекол.

Полновесный С-класс был задуман в соответствии с европейскими нормами безопасности и экологичности. Siluet построен на новой платформе; привод передний, но с учетом будущих полноприводнх модификаций. Притом 2-литровыйоппозитник стыкуется с 5-ступенчатой ручной коробкой передач. Концепт катится на 15-дюймовых колесах. Смогут ли заводчане найти к 2010-му правильный компромисс между ценой машины и надежностью его агрегатов? Вопрос остается открытым.

Lada RAID (2006)

После Московского автосалона, где АвтоВАЗ показал макет спортпрототипа для ралли-рейдов, завод официально объявил о программе подготовки к марафону Дакар. Автомобиль будет построен по всем законам раллийного жанра: пространственный трубчатый каркас, накрытый пластиковыми кузовными панелями, 500-литровый топливный бак. Двигатель, как и у легендарного прототипа Lada Samara T3, позаимствуют от Porsche 911 – тольяттинцы собираются использовать оппозитную «шестерку» модели Carrera S нынешней серии 997, увеличив рабочий объем со штатных 3,8 л до 4,0 л. Серийный мотор развивает 355 л.с., но гоночный вариант из-за 32-миллиметрового рестриктора ослабнет примерно до 280 л.с. Коробка передач – известной в раллийных кругах французской фирмы Sadev. Силовой агрегат разместят спереди продольно, но в пределах колесной базы – чтобы улучшить развесовку по осям. Для унификации и простоты ремонта приводные валы, главные передачи, верхние и нижние рычаги подвесок будут одинаковыми спереди и сзади.

Lada RAID (2006)

Предполагалось участие осенью 2007 в Desert Challenge, а зимой 2008 – в Дакаре, однако…

Автомобиль действительно построили, презентовали в очередной раз на летней автоспортивной сессии на АвтоВАЗе в июне этого года. Но пока об участии в гонках и вообще о прототипе управление спортивных автомобилей автогиганта предпочитает отмалчиваться.

Lada C Concept (2007)

Впервые показан публике в 2006 в Москве. По единогласному решению зарубежных экспертов, новинка АвтоВАЗа выгодно отличается ото всего, что компания показывала раньше. Концепт под латинской буквой «С» (она подразумевает «С-class», «Concept» и «Coupe») предсказывает, как будут выглядеть машины, построенные на новой платформе от канадской компании Magna International Inc. Выставочная машина построена вазовцами с использованием элементов новой платформы, но недостающие детали заимствованы у иномарок: тормоза от BMW X5, сиденья от VW Golf, в центральную консоль интегрирована фольксвагеновская мультимедийная система. Руль от Audi дополнен большой накладкой с вариантом новой фирменной эмблемы.

Lada C Concept (2007)

Но серийный автомобиль будет выглядеть иначе: на концепт-каре лишь отработаны некоторые решения вроде передка, удовлетворяющего требованиям «пешеходной» безопасности, и разъемов капота.

Lada C Concept (2007)

Обещано целое семейство, включающее 5-дверный хэтч, седан, компактвэн и кроссовер. Двигатели: от 1,6 до 2,0 л. Надеемся, что концепт не постигнет та же участь, что и его предшественников. Обнадеживает хотя бы то, что впервые за последнее время наша самая известная компания показывает нечто, собирающее не усмешки, а серьезные взгляды и оценки.

2 Thoughts to “От Gnome до Lada C Concept”

  1. User3000

    Прочитал статью

    Разработка новой «Оки» – часть фирменной стратегии АвтоВАЗа по расширению модельного ряда. Первой стала долгостроящаяся «Калина».

    Забавно, оказывается «Калина» это типа новая «Ока» )))

  2. volk

    Господи! Который раз «отцвела калина, где-то у ручья», а ее все не могут добить ))). Вот и этому концепту видимо не суждено позабавить перцев. На дворе уже 2009 год и Hummer скоро русским станет, а автоваз все понтится своими разработками. Грустно как то. И че уже пырхаться, просрали времечко при разделе собственности в 90-х. Где то в буржуйской среде все эти Калины с Приорами позиционируются самыми страшными машинами по дизайну.

Comments are closed.