Об изменениях в ПДД

Дорожные знаки

Самой обсуждаемой темой начала нового 2006 года стали изменения в российских ПДД, вступившие в силу с 1 января. Удивительно, однако, что даже в областном ГИБДД до середины месяца не могли четко прокомментировать нововведения. Информация расползалась на уровне слухов со ссылкой на публикацию в «Российской газете» от 27 декабря 2005 года. И только 17 января состоялась пресс-конференция, где опять же в качестве наглядного пособия фигурировала единственная ксерокопия газеты, и всю информацию журналисты воспринимали на слух – со скупыми комментариями должностных лиц ГИБДД.

В самом выигрышном положении оказался заместитель начальника отдела организации движения и дорожной инспекции УГИБДД ГУВД НСО майор Валерий Гареев. Он держал в руках свежий экземпляр ГОСТа Р 52289-2004, согласно которому только к весне намечается украсить наши дороги некоторыми из 28 ранее невиданных знаков и табличек. Естественно, за такой срок печатники и СМИ худо-бедно ознакомят водителей с нововведениями. Поэтому ему вопросов задавали меньше всего.

Основной же напор «акул» пера и микрофона пришелся на начальника отделения административной практики и дознания подполковника Михаила Сафонова, в чьем ведении и находится «разбор полетов» по поводу штрафных санкций (уже кое-где применяемых) за несоблюдение новых ПДД. Как известно, «незнание закона не освобождает от ответственности». Так что же гласит закон?

В первую очередь – постановление Правительства РФ №767от 14 декабря 2005 г., утвердившее «изменения, которые вносятся в постановление Совета министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения» (известные нам как ПДД 1994 г.). На десятке страниц текста корректируются кое-какие формулировки и цифровые обозначения пунктов ПДД. И только держа перед глазами старый текст правил, можно свести все в единое целое, не дожидаясь брошюр в новой редакции.

Размышляя над изменениями, обратите внимание, что теперь водитель обязан предъявлять инспектору ДПС – кроме определенных ранее документов – еще и талон о прохождении ГТО. Иначе – штраф в размере 0,5 МРОТ – или предупреждение. Что, кстати, не отменяет размещение талона в правой нижней части лобового стекла. Тянуться каждый раз за ним через весь салон не очень-то удобно, но не смертельно. Здесь в выигрыше владельцы праворульных машин, но на том их преимущества и заканчиваются. Ведь большинство чистокровных японских (да и американских) авто оборудованы задней светооптикой без обязательных отныне желтых или оранжевых указателей поворотов. За красный «поворотник» не видать вам талона ГТО, но зато уготована штрафстоянка. Ведь ТС, не соответствующие российскому и европейскому стандарту, эксплуатировать у нас ЗАПРЕЩЕНО!

То же относится и к любителям «гирляндных украшений». Автомобилям из рекламы Coca-Cola нет места на наших неосвещенных дорогах. Зато за городом всем теперь придется передвигаться «днем с огнем»! Выехал из населенного пункта и забыл включить ближний свет фар, приготовься – при встрече с экипажем ДПС – получить «премию» в размере 0,5 МРОТ или выслушать наставления инспектора. Ведь по обнародованной статистике, такая мера снижает риск ДТП на 15 – 20%. По мне, так и в городе следует ввести подобные меры, да еще обязать пешеходов перемещаться с фонариками и элементами светоотражения на одежде. Однако в новой редакции им только рекомендуется при движении по обочинам (или по краю проезжей части) в темное время суток или в условиях недостаточной видимости «иметь при себе предметы со светоотражающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств». Причем, кроме замечания от инспектора, им ничего особенного не светит.

Зато пересмотрены преимущества тех, кто вполне законно светит проблесковыми огнями. Здесь нужно дословно привести пункт 3.2, ведь предусмотренный за его нарушение штраф (от 3 до 5 МРОТ или лишение прав от 1 до 3 месяцев) стоит того. Итак: «При приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковым маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)». И добавить тут практически нечего!

Кроме острого обсуждения принципов «оранжевой революции», напряженно разбирались условия перевозки детей. Теперь они, с одной стороны, полноправные пассажиры, так как в п.22.8 исключены слова «не считая детей до 12-летнего возраста». А с другой стороны, без специального кресла им в автомобиле находиться вроде запрещено. Но только на первый взгляд. Ведь согласно пункта 22.9, «перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла».

Если с акселератами, пристегнутыми на задних сиденьях «иными средствами» (подогнанными поясами с применением подушек и прокладок), в принципе затруднений нет, то груднички могут вызвать головную боль и у родителей, и у водителей. Многое зависит от настроения инспектора и от его трактовки пункта 22.9. Благо, штраф не превышает сотни рублей. А пресловутое детское кресло намного дороже, да и не во всякий автомобиль его установишь; тема отдельного обзора.

При вдумчивом рассмотрении видно, что не так страшен новый дорожный закон, как его малюют. Страшнее трупы на дорогах. Несомненно, нововведения улучшат дорожную ситуацию, хотя и здесь найдутся мастера ловить рыбку в мутной воде.


Знаки «ЗОНА с ограничениями стоянки». Будут устанавливать на участках дорог с ограничением стоянки. Знак справа показывает отмену зоны
Знаки «ЗОНА с ограничениями максимальной скорости». Устанавливаются в границах участков, на которых действуют. Знак справа показывает отмену зоны
Знаки «Пешеходная зона» обозначают участки, на которых разрешено только пешеходное движение. Знак справа показывает отмену зоны
Знаки «ЗОНА регулируемой указывают способ постановки на стоянку и время действия знака
Знак «Населенный пункт» подскажет водителю, что нужно снизить скорость до 60 км/час
Таблички «Вид маршрутного транспортного средства» будут устанавливаться у «перехватывающих» парковок и подскажут водителям, на чем ехать дальше
Знак «Направление объезда» так и будет указывать направление объезда
Знак «Повот направо (налево)» укажет более точно направление движения
Знак «Опасная обочина» поставят там, где с дороги лучше не съезжать
Знак «Искусственная неровность» обозначает «лежачего полицейского»
Знак «Контроль» появится у милицейских постов, въездов на пограничные и закрытые территории, а также на платных дорогах. Остановка обязательна!
Знак «Пересечение с второстепенной дорогой» поможет отыскать проселок
Знак «Затор» предупредит водителей о пробках. Может быть электрифицированным или выносным
Знак «Пляж или бассейн»;
на украинских дорогах он удивляет водителей с 1994 года
Знак «Зона приема радиостанции, передающей информацию о дорожном движении. Если в машине установлена КВ радиостанция, то для связи надо перейти на указанную частоту
Знак «Зона радиосвязи с аварийными службами» подскажет, на какой радиоканал стоит перейти владельцам портативных гражданских радиостанций
Знак «Общие ограничения максимальной скорости». Появится на въездах в Россию и будет информировать приезжих о скоростных режимах на наших дорогах