Лифтованные, высокие машины проходят водную преграду легко, эффектно поднимая брызги. А вот низкой «Шеви-Ниве» (экипажа из Пурпэ) с первого раза преодолеть это место не удается: слишком низкая. К чести пилота, со второй попытки ему удается проехать на противоположный берег самостоятельно.
![]() |
Форсировав брод, останавливаемся. На украинской «восьмидесятке» под №25 – хруст в переднем мосту. Ехать нельзя. Надо смотреть – разбирать приводы и искать причину скрежета. Вроде как хрустит слева. Снимается левое колесо. Разбираются приводы. Крепко, чисто. Все нормально. Собирается заново. Теперь снимается правое колесо. Граната вроде и тут целая. Скорее всего, хрустит подшипник. Решают «в поле» его не менять (вроде как нет подходящего запасного, да и хлопотное это дело), а доехать с таким до Читы через поселок Романовка. Двести километров по хорошей трассе, в объезд неизвестного «Московского тракта». А уж в Чите принимать меры к ремонту. Читинцы помогут.
![]() |
На машине снимается кардан переднего моста, что превращает ее в «заднеприводную». В одиночное путешествие «недопривод» отпускать не решаемся. В пару к №25 придается ямальский экипаж из Пурпэ (№21) на «Шеви-Ниве». Будут друг друга страховать, а в случае непредвиденных ситуаций помогут. Сами не потянут, так хоть съездят за подмогой.
ИНТЕРНЕТ В лагерь (прим. – место общей встречи), успешно развернутый на пляже. начали подтягиваться экипажи. 80-ка украинцев с серьезной проблемой в переднем мосту. Экипаж из Ямала, они шли парой через Романовку, что, собственно, мы и советовали… Первым в лагерь прибыл Владивостокский Сафарь… Такай! Ждем основные силы со дня на день! |
Пока идет выяснение причин поломки машины, наша большая группа машин, стоящая на просторном болоте за деревней, становится объектом пристального внимания со стороны местных жителей. Самые любознательные подкатывают к нам то на тракторе, то на мотоциклах. Интересуются нашими машинами и дальнейшими планами. Подтверждают, что это действительно «Старый Московский трактъ». И что сама деревня Домна была раньше намного больше, так как стояла на оживленной дороге. Находилась в ней когда-то и пересыльная тюрьма, в которой содержались идущие по этапу осужденные декабристы. Позднее через Домну проехали их жены. А где им еще ехать? Других дорог здесь тогда не было.
Сейчас в местной школе есть небольшой музей, где учитель-краевед, энтузиаст своего дела, собирает материалы о прошлом своей, теперь такой маленькой, деревеньки. Каждый год местные ребятишки находят в ее окрестностях предметы старины, а также солдатские и арестантские пуговицы. Все это становится экспонатами музея. К сожалению, посетить музей мы сейчас не можем. Каникулы, школа закрыта, учитель в отпуске.
Про сегодняшнее состояние Московского тракта никто ничего вразумительного сказать не может. Все как один отговаривают нас туда соваться:
– Сами не ездим и другим не советуем.
– До ближайших покосов на лошадках добираемся, а сено заготовленное зимой вывозим, когда болото замерзнет.
– Что там еще дальше, не знает никто.
– Сплошные верховые болота.
– Ездят, пожалуй, связисты, так у тех танкетка.
– Трактор проходил…
![]() |
За годы путешествий мы пришли к выводу, что обычные дорожные атласы, мягко скажем, часто врут. В большинстве это касается тех дорог, которые в условных обозначениях помечены как «без покрытия» или «прочие». Получается, что в одних картах дорога вроде как есть, а в других нет. Что касается этой «дороги», то в картах «Генштаба» она вообще была указана как тропа. Нетрудно понять, но на стадии подготовки к путешествию подобное явление вносит большую путаницу в планы. Как прокладывать маршрут? Сколько необходимо времени на его преодоление? Еще дома Олег Булгаков пытался собрать максимум информации конкретно об этом участке Московского тракта. Буквально перед самым стартом коллеги-читинцы сообщили, что вроде зимник есть и кто-то когда-то там даже ездил. Но узнать точно, что собой представляет эта дорога, можно было, только оказавшись здесь. А ответ местных «Трактор проходил» можно рассматривать в качестве заявления, что проехать на машинах вполне возможно.
Во второй половине дня заходим на «Трактъ».
Первые несколько километров тракта – обычная расквашенная дорога. Легко преодолимые лужи-ванны. Сухие поля, сплошь желтые от цветов. Покосы. Белые будки связистов. Дальние выпасы. Ручьи и небольшие речки.
Идущий впереди колонны «Командор», Игорь Куликов, при преодолении очередной водной преграды решил проскочить наобум, не проверив предварительно глубину брода. До этого все было легко и мелко. Но здесь был не тот случай. Свою ошибку он осознал, только когда заехал в воду. Даже для его лифтованого Prado на 35-й резине оказалось глубоко. Повезло, что вода стоячая, а дно плотное. Благодаря чему машина (хоть и с большим трудом, но без посторонней помощи) смогла выбраться на противоположный берег.
![]() |
Те, кто ехали следом и все видели, были вынуждены искать объезд и переезжать там, где помельче. Шутливые попытки «Командора» заманить кого-нибудь из «экспедиционеров» на глубину оказались напрасны. Согласился повторить «Подвиг Командора» лишь украинский тринадцатый экипаж (Паша-Дима). Не подготавливая машину к преодолению брода, они разворачиваются. Возвращаются по мелкоте на ту сторону и… «не меря броду, суются в воду»!!! Пытаясь пройти «лужу» на скорости, они хорошенько разгоняются и, поднимая фонтан брызг, влетают в речку. «Доплыв-долетев» примерно до ее середины, они, потеряв скорость, медленно погружаются на дно. И в конце концов встают, не в силах сдвинуться с места. Ни вперед, ни назад. Глубина в этом месте такая, что вода доходит почти до боковых стекол автомобиля. Секундная тишина и оцепенение всех. Бесконечно короткое замешательство, отмеряемое лишь бульканьем выхлопных газов. Все в ожидании, что будет дальше. Позаботиться о страховочном автомобиле в начале затеи никто как-то и не подумал.
![]() |
Первым вышел из оцепенения «Командор». На пару с Олегом Булгаковым, чья машина стояла ближе всех к месту событий, он приступил к спасению утопающих.
Но… сначала пришлось «повозиться» на берегу. После путешествия вдоль Байкала спасательное снаряжение – веревки, тросы, крюки – было аккуратно упаковано в походном положении в салонах автомобилей. Подобного никто не ожидал и никто не был готов. Потребовалось еще несколько минут, пока все достали.
Ребята в машине:
– Тонем, вода в салоне!
Теперь машину необходимо зацепить. Взяв один конец веревки и «крючок», в воду полез Куликов. Добравшись до машины, он аккуратно, с подчеркнутой невозмутимостью, кладет свою кепку на край возвышающегося над водой капота и ныряет под воду. С первого раза найти крюк у машины не получилось. Пришлось нырять второй раз.
![]() |
Зацепил.
– Все, тяни!
Номер «тринадцатый» выкатывается на берег.
Стоило открыть двери, как из салона наружу с шумом выплеснулся поток воды. Промокло почти все: сиденья, продукты, спальники, палатка. К счастью, не промокла электрика автомобиля и обошлось без воды в двигателе.
Задержка. Сохнем и перебираем вещи.
Через полчаса – в путь.
За этим бродом как-то сразу начинаются сложные участки. Заболоченные луга. То, что можно назвать дорогой (а точнее – указателем направления), проложено через них напрямик. По хрупкому торфяному насту успевают проехать только первые 2-3 машины. Следующим за ними уже ловить нечего. Дорога превращается в кашу, засасывающую все. Одиннадцать машин. Между первыми и последними машинами начинает расти отрыв. С каждой сотней метров отставание увеличивается. Объективная реальность – труднее всего последним. Первые, оторвавшись и выехав на ровное место, ждут отстающих. С недоумением задаются вопросом: чего они там возятся? А в болоте идет настоящая битва! Лебедки, веревки, блоки, руки, технологии и опыт.
Проехав первое болото, попадаем на небольшой сухой участок. За ним – снова болото. Как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Каждое последующее болото сложнее предыдущего.
Само собой получается, что команда вынуждена разделиться на группы, преодолевает сложные участки самостоятельно. Так проще – каждая группа идет своей траекторией. Деление на группы – по принципу «кто с кем рядом оказался». В каждой маленькой команде комплекты оборудования становятся общими. Работы для штурманов – невпроворот. Им теперь приходится много бегать в поисках «дороги». Цеплять и перецеплять крючки у лебедок и фаркопов. Каждый следующий участок – сложнее предыдущего. Стараемся ехать, придерживаясь направления. Но какое направление там, где никто еще не проезжал?
Верховые болота. Водораздел. Снижаем давление в шинах.
Повсюду вода. Тысячами «фонтанчиков» она выдавливается из-под колес.
![]() |
Небольшой сухой пригорок. Лесок. Остановка из-за очередной поломки. У «десятки» отвалилось колесо – срезало шпильки на полуоси. «Леший», мастер-умелец из украинской команды, пилот ГАЗ-69 (может разобрать и собрать с закрытыми глазами любую машину) несет свою волшебную коробочку с инструментами. Электродрелью высверливает остатки от шпилек. Аккуратно, чтобы не повредить резьбу, какой-то хитрой «приладой» извлекает то, что от них остается, из отверстия. Вворачиваются новые шпильки. Ставится колесо – можно ехать.
![]() |
![]() |
![]() |
Наступает вечер. Скрывшееся за горизонт солнце сменяют звезды. Задача для команды: проехать как можно дальше. Понимаем, что легкой дороги не будет. Шутливый тон пропадает. По плану мы уже сегодня вечером должны были прибыть в общий лагерь. Не успеваем. Завтра по плану дневка. Сутки, до общего старта в Чите, в запасе есть. Решаем этим запасом времени воспользоваться.
Темнеет. Очередное болото. Встреваем по полной. Каждая группа проходит болото самостоятельно. Тактика у всех примерно одинаковая. Сначала проводится одна из машин до «сухого» места, где она может стоять без опасения завязнуть. Проходится этот участок по (пока) крепкому грунту. Идущие следом – до того места, куда получится. Дальше – на лебедках или буксире.
Хорошо идут легкие машины – Нива и ГАЗ-69 по прозвищу «ТАЗик». Они как якоря. За них цепляются.
Провозившись полдня, мы начинаем «понимать» и «читать» болото. Научились разгадывать его линии и пятна. Вычислять сухие и вязкие места. Определяем для себя правила прохождения тех или иных участков. Главное – ехать не быстро, но в то же время и не медленно, стараться поскорее проходить сырые участки, от куста к кусту, от одного сухого пятачка до другого.
![]() |
Первая группа, придерживаясь тактики идти вдоль колеи, выходит на сухое место. Вторая, в поисках проезда, ушла в сторону далекого леска-гривы, чтобы попробовать пройти вдоль сухой лесной полосы. Но, пройдя вдоль леса, опять попала в болото, которое оказалось сложнее, чем в низине. Вышли к первой группе уже в темноте.
С трудом находится место для ночлега. Небольшое, зато сухое и ровное. Все устали, но все всем довольны.
Первая половина следующего дня была продолжением второй половины дня предыдущего. Преодолеваем самую высокую точку этого участка – границу водораздела – 700 метров над уровнем моря!
Небольшая сухая возвышенность с остатками старой гати. Башня радиорелейки. Участок проезжаем легко.
Пересекаем границу Бурятии и Читинской области.
Что-то уже похожее на дорогу. Но, спустившись вниз, опять попадаем в болото. Обнаруживаем свежие отпечатки гусеничных следов. Вероятнее всего, недавно прошла танкетка связистов.
ИНТЕРНЕТ Состоялся сеанс связи с Булгаковым Олегом, новости жуть! Движение по старому тракту оказалось затруднено торфяными болотами, сгнившей гатью, ручьями и болотами. Лебёдки пришлось теребить постоянно, все бренды: КомАп, Т-Мах и Айсин, а в прочем и прочие устояли. Благодаря этому команда лишилась только днёвки на берегу озера, а не экспедиции в целом. Прибыв на Читинскую землю, «Сибирский марафон» зализывает раны, закупает запчасти, харчи и готовится выдвинуться непосредственно в «Неизвестную Даурию». Лены на УАЗе влились в состав команды, осталось только Женю Болычева найти. Аминь. |
Много больших бродов. Неглубокие, но длинные. Штурманы ищут проезды в воде. День стоит жаркий, так что не грех и искупаться.
Животноводческая ферма. Ура, дорога! Проезжаем, удивив своим появлением пастухов.
А вот и Беклемишево. Приехали.
Теперь – по трассе вдоль озера Арахлей, в сторону Иван-Озеро, к месту общего лагеря. Мы опаздываем ровно на сутки.
Идем по трассе. Появляется связь с базовым лагерем. А это означает, что мы уже совсем близко.
Чтобы и здесь «не найти себе приключений» и «не заплутать», навстречу нам «Диверсанты» высылают машину. Встречаем, ставим во главу колонны и, покружив за ней по песчаным приозерным тропкам, прибываем в базовый лагерь.
Обитатели базы, замученные томительным ожиданием, с прибытием основной группы заметно «приободрились». Да, собственно, и мы рады. Здесь встречаем уехавших от нас в объезд украинский «25-й» и «21-й» ямальский экипажи. Они за время ожидания успешно отремонтировались («25-му» осталось только закрутить гайки на переднем мосту).
Новосибирские девчонки – «Ленки – 5-й экипаж» на УАЗике, отдохнувшие от дороги и уже вполне освоившиеся, взахлеб рассказывают, как они ехали сюда сутки напролет, практически без отдыха, стараясь не опоздать на старт в Чите.
Дольше всех нас ждал владивостокский экипаж. Они первыми из дальних гостей прибыли на Читинскую землю. Пилот экипажа, высоченный, за два метра ростом, Такай (в переводе с японского означает «высокий»); вообще-то его зовут Константин; «Такай» – его позывной, а по сути второе имя, которое ему идет; многие из трофистов даже не подозревали, как его зовут на самом деле. Под стать Константину его очаровательная спутница – штурман Ксения.
Кроме дальних гостей, на площадке еще около пяти внедорожников местных джиперов, самих читинцев. Да несколько машин – «недоприводов», их друзей и знакомых.
Не досчитываемся якутского экипажа (что-то произошло с ними по дороге; то, что они не приедут, еще точно не знаем) и нижневартовского «Аболтуса». Но последний должен быть уже где-то рядом с Читой и присоединиться к нам со дня на день.
Вечереет; скоро станет темно. Мы устали и ворчим. Места на поляне мало, всем не хватает. Окрестности реально засраны. Старт 2-го этапа трофи-экспедиции на носу, а еще столько дел… Организаторам необходимо выдать «новичкам» бортовые номера, клубные майки с логотипом путешествия и наклейки спонсоров путешествия. А также спонсорские подарки – кофе и кружечки от компании «МакКоффее». Составить окончательные списки всех участников. Проверить машины и, если необходимо, заказать запчасти. Участникам – подготовить и помыть машины.
![]() |
Поляна как муравейник. Познакомиться друг с другом нет времени: завтра старт.
Все понимают, что за один вечер машины, прошедшие тысячи километров дорог и небольшое болотное бездорожье, проверить и подготовить к новым испытаниям невозможно. Как и устранить вскрывшиеся поломки. А ездить еще по Читинской области предстоит долго, и все машины должны быть исправны. Как быть? Посовещавшись, организаторы принимают решение: необходима дневка. А поэтому завтра проводим торжественный старт, а затем колонной переезжаем на новое место, где уже и встанем на ремонты, закупки и т.д.
«Краем глаза» успеваем рассмотреть чудное озеро, где мы стоим, и красивый закат, отражающийся в глади воды.
Понедельник, 2 июля. В 9 утра лагерь будит с вечера назначенный дежурный. Торжественный старт 2-го этапа трофи-экспедиции должен состояться в 11 часов. К этому времени в лагерь приедут гости, журналисты из Читы и т.д. Рассчитываем, что за 2 часа успеем подготовиться – привести себя в порядок, позавтракать и собрать вещи.
Прибывшие в базовый только вчера собираются не спеша. Неожиданно звучит команда:
– Построения на старт через пятнадцать минут!
Прокол. Оказывается, во вчерашней суматохе забыли перевести часы – здесь другой часовой пояс. Между Читой и Бурятией разница в один час! Получается, что у нас в запасе не два, а лишь час! Подъем был не в девять, а в десять…
В 10:45 в лагерь приезжают журналисты. Под пристальным взглядом видеокамер и объективов «фотокорров» забрасываем, как попало, вещи в машины и делаем вид, что готовы к дальней дороге…
![]() |
Между делом раздаем интервью, рассказывая о себе и своих планах на ближайшие 20 дней. После старта поговорить уже не получится: мы должны будем сразу ехать.
В 11:00 – торжественное построение. Участники выставляют свои боевые машины большим полукругом, а сами встают перед ними. В центр поляны-полукруга выходит руководящий состав 2-го этапа трофи-экспедиции – Олег Булгаков «Директор», Игорь Куликов «Командор», Семен Шифрин «Диверсант». Произносятся торжественные речи от организаторов путешествия, представителей двух родственных клубов – Новосибирского Off Road Master Club и Читинского «Диверсант».
Все иронично серьезно… Семен толкает пламенную речь – «как с паровоза».
Чтобы познакомиться друг с другом, экипажи по очереди выходят из строя в центр полукруга. Представляются. Кратко о себе: имя-номер-позывной и пару добрых слов всем. Для каждого экипажа читинцы подготовили сувениры – буклеты с информацией о Читинской области, подборку исторических сведений о местах, где будет проходить маршрут трофи-экспедиции, номер журнала «Азимут» (все об активном отдыхе в Забайкалье), блокнот и ручку с символикой путешествия, DVD – диск с фильмом, рассказывающим об истории и сегодняшнем дне Забайкалья. Очень любезно с их стороны…
С удивлением узнаем, что наше путешествие посвящено… 70-летию образования Читинской области. Забавно! Политика, однако. Ну ладно, правила хозяев. Наверное, им так нужно… Мы не в обиде.
В заключение старший «Диверсант» просит, чтобы все взяли с собой в специально приготовленные мешки заранее напиленные и нарубленные дрова – для костров во время путешествия. Типа «лес не валить» – будем зелеными. Правда, этих дров все равно на все дни путешествия не хватит. Так что придется… Ну, не будем о грустном.
Дружной колонной, под зоркими взглядами телевизионщиков, торжественно выезжаем из лагеря. Перед этим с десяток машин уже успели, подняв клубы пыли, «попозировать» местной прессе – проехать по прибрежному озерному песку. Картинка для «мониторов» превыше всего?..
![]() |
![]() |
Покинув лагерь у озера Тасей, колонна машин выходит на трассу.
Длинной вереницей пересекаем Яблоновый хребет. На вершине перевала бросаем в окна монетки – на счастливую дорогу; традиция.
Преодолеваем высшую точку перевала, и перед нами открывается вид на Читу. Но в город мы заезжать не будем. «Проходим» мимо по объездной дороге.
Через три десятка километров вновь встаем лагерем у реки Никишиха. Здесь будем «наверстывать» пропущенную дневку. По необходимости делать ТО и мелкий ремонт. Обязательная профилактика лебедок и т.д.
Хоть мы и стоим недалеко от Читы, в город никто без разрешения «старших» не едет. Во-первых – чтобы не растеряться, а потом не мотаться всем по городу в поисках друг друга. Во-вторых – мы ведь уже официально «стартанули», и не надо лишний раз мозолить обывателям глаза. Разрешено отправиться в город только команде Украины: им необходимо выполнить какие-то пограничные формальности. Маршрут трофи-экспедиции пройдет по приграничным территориям России, и все документы должны быть в порядке.
Также в город поедет одна из «российских» машин – для закупки продуктов (продовольствия у некоторых экипажей в обрез, а запасы подъедены). Еще дома было решено не перегружать машины лишним весом и пополнять «закрома» по дороге: в Чите и Кяхте. Все равно будем двигаться по дорогам общего пользования – или рядом с ними. Долгое автономное путешествие изначально не планировалось; сочли, что лучше взять побольше топлива.
Одни уезжают, другие остаются. Занятия в новом лагере находятся всем и, в общем, день проходит плодотворно. Вечером, при подъезде к лагерю, у украинцев небольшое ориентирование по ЖПС с попыткой брода реки Никишиха, в стремлении попасть «домой» с другого берега.
![]() |
До самого позднего вечера организаторы «Неизвестной Даурии» пытаются скорректировать маршрут. Из графика движения выпал один день. Придется жертвовать какой-нибудь из местных достопримечательностей. Маршрут трофи-экспедиции по Читинской области запланирован достаточно протяженным и очень насыщенным, а в графике движения практически не отведено времени на ремонты. Но ведь поломки и задержки при движении такой большой командой – неизбежны!
Считаем, что разбиваться на несколько самостоятельных групп, как рассчитывали еще дома, нецелесообразно. Будем ехать пусть большой, но одной колонной. Что смотреть и чему отдать предпочтение в плане посещения, будет решать старший «Диверсант» Семен Шифрин, предварительно согласовывая свои изменения с Булгаковым и Куликовым, а также с учетом возникающих по ходу путешествия ситуаций. На том и «порешили».
Вечером – наконец-то! – нормальный отдых у общего костра с травлением анекдотов и неиссякаемых джиперских историй, с пением песен про «джиперов – которые всегда идут вперед».
Спонсоры трофи-экспедиции «Неизвестная Даурия»:
- Сеть шинных центров «ШИНТОП»
- Сеть автозаправок «Беркут»
- «Сибирь-Телеком»
- Компания «MacCoffee»
- Компания «Jeep-Toys»
- Компания «Relieff»
- Рекламное агентство «АрбатДизайн»
Информационные партнеры проекта:
- Телекомпания «СТС-Мир»
- Автожурнал «ТУРБО»
- Агентство «ИнтерФакс»
- Региональная газета «За рулем»