Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея – III

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Лифтованные, высокие машины проходят водную преграду легко, эффектно поднимая брызги. А вот низкой «Шеви-Ниве» (экипажа из Пурпэ) с первого раза преодолеть это место не удается: слишком низкая. К чести пилота, со второй попытки ему удается проехать на противоположный берег самостоятельно.

Форсировав брод, останавливаемся. На украинской «восьмидесятке» под №25 – хруст в переднем мосту. Ехать нельзя. Надо смотреть – разбирать приводы и искать причину скрежета. Вроде как хрустит слева. Снимается левое колесо. Разбираются приводы. Крепко, чисто. Все нормально. Собирается заново. Теперь снимается правое колесо. Граната вроде и тут целая. Скорее всего, хрустит подшипник. Решают «в поле» его не менять (вроде как нет подходящего запасного, да и хлопотное это дело), а доехать с таким до Читы через поселок Романовка. Двести километров по хорошей трассе, в объезд неизвестного «Московского тракта». А уж в Чите принимать меры к ремонту. Читинцы помогут.

На машине снимается кардан переднего моста, что превращает ее в «заднеприводную». В одиночное путешествие «недопривод» отпускать не решаемся. В пару к №25 придается ямальский экипаж из Пурпэ (№21) на «Шеви-Ниве». Будут друг друга страховать, а в случае непредвиденных ситуаций помогут. Сами не потянут, так хоть съездят за подмогой.

ИНТЕРНЕТ
В лагерь (прим. – место общей встречи), успешно развернутый на пляже. начали подтягиваться экипажи.
80-ка украинцев с серьезной проблемой в переднем мосту.
Экипаж из Ямала, они шли парой через Романовку, что, собственно, мы и советовали…
Первым в лагерь прибыл Владивостокский Сафарь… Такай!
Ждем основные силы со дня на день!

Пока идет выяснение причин поломки машины, наша большая группа машин, стоящая на просторном болоте за деревней, становится объектом пристального внимания со стороны местных жителей. Самые любознательные подкатывают к нам то на тракторе, то на мотоциклах. Интересуются нашими машинами и дальнейшими планами. Подтверждают, что это действительно «Старый Московский трактъ». И что сама деревня Домна была раньше намного больше, так как стояла на оживленной дороге. Находилась в ней когда-то и пересыльная тюрьма, в которой содержались идущие по этапу осужденные декабристы. Позднее через Домну проехали их жены. А где им еще ехать? Других дорог здесь тогда не было.

Сейчас в местной школе есть небольшой музей, где учитель-краевед, энтузиаст своего дела, собирает материалы о прошлом своей, теперь такой маленькой, деревеньки. Каждый год местные ребятишки находят в ее окрестностях предметы старины, а также солдатские и арестантские пуговицы. Все это становится экспонатами музея. К сожалению, посетить музей мы сейчас не можем. Каникулы, школа закрыта, учитель в отпуске.

Про сегодняшнее состояние Московского тракта никто ничего вразумительного сказать не может. Все как один отговаривают нас туда соваться:

– Сами не ездим и другим не советуем.

– До ближайших покосов на лошадках добираемся, а сено заготовленное зимой вывозим, когда болото замерзнет.

– Что там еще дальше, не знает никто.

– Сплошные верховые болота.

– Ездят, пожалуй, связисты, так у тех танкетка.

– Трактор проходил…

За годы путешествий мы пришли к выводу, что обычные дорожные атласы, мягко скажем, часто врут. В большинстве это касается тех дорог, которые в условных обозначениях помечены как «без покрытия» или «прочие». Получается, что в одних картах дорога вроде как есть, а в других нет. Что касается этой «дороги», то в картах «Генштаба» она вообще была указана как тропа. Нетрудно понять, но на стадии подготовки к путешествию подобное явление вносит большую путаницу в планы. Как прокладывать маршрут? Сколько необходимо времени на его преодоление? Еще дома Олег Булгаков пытался собрать максимум информации конкретно об этом участке Московского тракта. Буквально перед самым стартом коллеги-читинцы сообщили, что вроде зимник есть и кто-то когда-то там даже ездил. Но узнать точно, что собой представляет эта дорога, можно было, только оказавшись здесь. А ответ местных «Трактор проходил» можно рассматривать в качестве заявления, что проехать на машинах вполне возможно.

Во второй половине дня заходим на «Трактъ».

Первые несколько километров тракта – обычная расквашенная дорога. Легко преодолимые лужи-ванны. Сухие поля, сплошь желтые от цветов. Покосы. Белые будки связистов. Дальние выпасы. Ручьи и небольшие речки.

Идущий впереди колонны «Командор», Игорь Куликов, при преодолении очередной водной преграды решил проскочить наобум, не проверив предварительно глубину брода. До этого все было легко и мелко. Но здесь был не тот случай. Свою ошибку он осознал, только когда заехал в воду. Даже для его лифтованого Prado на 35-й резине оказалось глубоко. Повезло, что вода стоячая, а дно плотное. Благодаря чему машина (хоть и с большим трудом, но без посторонней помощи) смогла выбраться на противоположный берег.

Те, кто ехали следом и все видели, были вынуждены искать объезд и переезжать там, где помельче. Шутливые попытки «Командора» заманить кого-нибудь из «экспедиционеров» на глубину оказались напрасны. Согласился повторить «Подвиг Командора» лишь украинский тринадцатый экипаж (Паша-Дима). Не подготавливая машину к преодолению брода, они разворачиваются. Возвращаются по мелкоте на ту сторону и… «не меря броду, суются в воду»!!! Пытаясь пройти «лужу» на скорости, они хорошенько разгоняются и, поднимая фонтан брызг, влетают в речку. «Доплыв-долетев» примерно до ее середины, они, потеряв скорость, медленно погружаются на дно. И в конце концов встают, не в силах сдвинуться с места. Ни вперед, ни назад. Глубина в этом месте такая, что вода доходит почти до боковых стекол автомобиля. Секундная тишина и оцепенение всех. Бесконечно короткое замешательство, отмеряемое лишь бульканьем выхлопных газов. Все в ожидании, что будет дальше. Позаботиться о страховочном автомобиле в начале затеи никто как-то и не подумал.

Первым вышел из оцепенения «Командор». На пару с Олегом Булгаковым, чья машина стояла ближе всех к месту событий, он приступил к спасению утопающих.

Но… сначала пришлось «повозиться» на берегу. После путешествия вдоль Байкала спасательное снаряжение – веревки, тросы, крюки – было аккуратно упаковано в походном положении в салонах автомобилей. Подобного никто не ожидал и никто не был готов. Потребовалось еще несколько минут, пока все достали.

Ребята в машине:

– Тонем, вода в салоне!

Теперь машину необходимо зацепить. Взяв один конец веревки и «крючок», в воду полез Куликов. Добравшись до машины, он аккуратно, с подчеркнутой невозмутимостью, кладет свою кепку на край возвышающегося над водой капота и ныряет под воду. С первого раза найти крюк у машины не получилось. Пришлось нырять второй раз.

Зацепил.

– Все, тяни!

Номер «тринадцатый» выкатывается на берег.

Стоило открыть двери, как из салона наружу с шумом выплеснулся поток воды. Промокло почти все: сиденья, продукты, спальники, палатка. К счастью, не промокла электрика автомобиля и обошлось без воды в двигателе.

Задержка. Сохнем и перебираем вещи.

Через полчаса – в путь.

За этим бродом как-то сразу начинаются сложные участки. Заболоченные луга. То, что можно назвать дорогой (а точнее – указателем направления), проложено через них напрямик. По хрупкому торфяному насту успевают проехать только первые 2-3 машины. Следующим за ними уже ловить нечего. Дорога превращается в кашу, засасывающую все. Одиннадцать машин. Между первыми и последними машинами начинает расти отрыв. С каждой сотней метров отставание увеличивается. Объективная реальность – труднее всего последним. Первые, оторвавшись и выехав на ровное место, ждут отстающих. С недоумением задаются вопросом: чего они там возятся? А в болоте идет настоящая битва! Лебедки, веревки, блоки, руки, технологии и опыт.

Проехав первое болото, попадаем на небольшой сухой участок. За ним – снова болото. Как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Каждое последующее болото сложнее предыдущего.

Само собой получается, что команда вынуждена разделиться на группы, преодолевает сложные участки самостоятельно. Так проще – каждая группа идет своей траекторией. Деление на группы – по принципу «кто с кем рядом оказался». В каждой маленькой команде комплекты оборудования становятся общими. Работы для штурманов – невпроворот. Им теперь приходится много бегать в поисках «дороги». Цеплять и перецеплять крючки у лебедок и фаркопов. Каждый следующий участок – сложнее предыдущего. Стараемся ехать, придерживаясь направления. Но какое направление там, где никто еще не проезжал?

Верховые болота. Водораздел. Снижаем давление в шинах.

Повсюду вода. Тысячами «фонтанчиков» она выдавливается из-под колес.

Небольшой сухой пригорок. Лесок. Остановка из-за очередной поломки. У «десятки» отвалилось колесо – срезало шпильки на полуоси. «Леший», мастер-умелец из украинской команды, пилот ГАЗ-69 (может разобрать и собрать с закрытыми глазами любую машину) несет свою волшебную коробочку с инструментами. Электродрелью высверливает остатки от шпилек. Аккуратно, чтобы не повредить резьбу, какой-то хитрой «приладой» извлекает то, что от них остается, из отверстия. Вворачиваются новые шпильки. Ставится колесо – можно ехать.

Наступает вечер. Скрывшееся за горизонт солнце сменяют звезды. Задача для команды: проехать как можно дальше. Понимаем, что легкой дороги не будет. Шутливый тон пропадает. По плану мы уже сегодня вечером должны были прибыть в общий лагерь. Не успеваем. Завтра по плану дневка. Сутки, до общего старта в Чите, в запасе есть. Решаем этим запасом времени воспользоваться.

Темнеет. Очередное болото. Встреваем по полной. Каждая группа проходит болото самостоятельно. Тактика у всех примерно одинаковая. Сначала проводится одна из машин до «сухого» места, где она может стоять без опасения завязнуть. Проходится этот участок по (пока) крепкому грунту. Идущие следом – до того места, куда получится. Дальше – на лебедках или буксире.

Хорошо идут легкие машины – Нива и ГАЗ-69 по прозвищу «ТАЗик». Они как якоря. За них цепляются.

Провозившись полдня, мы начинаем «понимать» и «читать» болото. Научились разгадывать его линии и пятна. Вычислять сухие и вязкие места. Определяем для себя правила прохождения тех или иных участков. Главное – ехать не быстро, но в то же время и не медленно, стараться поскорее проходить сырые участки, от куста к кусту, от одного сухого пятачка до другого.

Первая группа, придерживаясь тактики идти вдоль колеи, выходит на сухое место. Вторая, в поисках проезда, ушла в сторону далекого леска-гривы, чтобы попробовать пройти вдоль сухой лесной полосы. Но, пройдя вдоль леса, опять попала в болото, которое оказалось сложнее, чем в низине. Вышли к первой группе уже в темноте.

С трудом находится место для ночлега. Небольшое, зато сухое и ровное. Все устали, но все всем довольны.

Первая половина следующего дня была продолжением второй половины дня предыдущего. Преодолеваем самую высокую точку этого участка – границу водораздела – 700 метров над уровнем моря!

Небольшая сухая возвышенность с остатками старой гати. Башня радиорелейки. Участок проезжаем легко.

Пересекаем границу Бурятии и Читинской области.

Что-то уже похожее на дорогу. Но, спустившись вниз, опять попадаем в болото. Обнаруживаем свежие отпечатки гусеничных следов. Вероятнее всего, недавно прошла танкетка связистов. 

ИНТЕРНЕТ
Состоялся сеанс связи с Булгаковым Олегом, новости жуть!
Движение по старому тракту оказалось затруднено торфяными болотами, сгнившей гатью, ручьями и болотами. Лебёдки пришлось теребить постоянно, все бренды: КомАп, Т-Мах и Айсин, а в прочем и прочие устояли. Благодаря этому команда лишилась только днёвки на берегу озера, а не экспедиции в целом.
Прибыв на Читинскую землю, «Сибирский марафон» зализывает раны, закупает запчасти, харчи и готовится выдвинуться непосредственно в «Неизвестную Даурию».
Лены на УАЗе влились в состав команды, осталось только Женю Болычева найти.
Аминь.

Много больших бродов. Неглубокие, но длинные. Штурманы ищут проезды в воде. День стоит жаркий, так что не грех и искупаться.

Животноводческая ферма. Ура, дорога! Проезжаем, удивив своим появлением пастухов.

А вот и Беклемишево. Приехали.

Теперь – по трассе вдоль озера Арахлей, в сторону Иван-Озеро, к месту общего лагеря. Мы опаздываем ровно на сутки.

Идем по трассе. Появляется связь с базовым лагерем. А это означает, что мы уже совсем близко.

Чтобы и здесь «не найти себе приключений» и «не заплутать», навстречу нам «Диверсанты» высылают машину. Встречаем, ставим во главу колонны и, покружив за ней по песчаным приозерным тропкам, прибываем в базовый лагерь.

Обитатели базы, замученные томительным ожиданием, с прибытием основной группы заметно «приободрились». Да, собственно, и мы рады. Здесь встречаем уехавших от нас в объезд украинский «25-й» и «21-й» ямальский экипажи. Они за время ожидания успешно отремонтировались («25-му» осталось только закрутить гайки на переднем мосту).

Новосибирские девчонки – «Ленки – 5-й экипаж» на УАЗике, отдохнувшие от дороги и уже вполне освоившиеся, взахлеб рассказывают, как они ехали сюда сутки напролет, практически без отдыха, стараясь не опоздать на старт в Чите.

Дольше всех нас ждал владивостокский экипаж. Они первыми из дальних гостей прибыли на Читинскую землю. Пилот экипажа, высоченный, за два метра ростом, Такай (в переводе с японского означает «высокий»); вообще-то его зовут Константин; «Такай» – его позывной, а по сути второе имя, которое ему идет; многие из трофистов даже не подозревали, как его зовут на самом деле. Под стать Константину его очаровательная спутница – штурман Ксения.

Кроме дальних гостей, на площадке еще около пяти внедорожников местных джиперов, самих читинцев. Да несколько машин – «недоприводов», их друзей и знакомых.

Не досчитываемся якутского экипажа (что-то произошло с ними по дороге; то, что они не приедут, еще точно не знаем) и нижневартовского «Аболтуса». Но последний должен быть уже где-то рядом с Читой и присоединиться к нам со дня на день.

Вечереет; скоро станет темно. Мы устали и ворчим. Места на поляне мало, всем не хватает. Окрестности реально засраны. Старт 2-го этапа трофи-экспедиции на носу, а еще столько дел… Организаторам необходимо выдать «новичкам» бортовые номера, клубные майки с логотипом путешествия и наклейки спонсоров путешествия. А также спонсорские подарки – кофе и кружечки от компании «МакКоффее». Составить окончательные списки всех участников. Проверить машины и, если необходимо, заказать запчасти. Участникам – подготовить и помыть машины.

Поляна как муравейник. Познакомиться друг с другом нет времени: завтра старт.

Все понимают, что за один вечер машины, прошедшие тысячи километров дорог и небольшое болотное бездорожье, проверить и подготовить к новым испытаниям невозможно. Как и устранить вскрывшиеся поломки. А ездить еще по Читинской области предстоит долго, и все машины должны быть исправны. Как быть? Посовещавшись, организаторы принимают решение: необходима дневка. А поэтому завтра проводим торжественный старт, а затем колонной переезжаем на новое место, где уже и встанем на ремонты, закупки и т.д.

«Краем глаза» успеваем рассмотреть чудное озеро, где мы стоим, и красивый закат, отражающийся в глади воды.

Понедельник, 2 июля. В 9 утра лагерь будит с вечера назначенный дежурный. Торжественный старт 2-го этапа трофи-экспедиции должен состояться в 11 часов. К этому времени в лагерь приедут гости, журналисты из Читы и т.д. Рассчитываем, что за 2 часа успеем подготовиться – привести себя в порядок, позавтракать и собрать вещи.

Прибывшие в базовый только вчера собираются не спеша. Неожиданно звучит команда:

– Построения на старт через пятнадцать минут!

Прокол. Оказывается, во вчерашней суматохе забыли перевести часы – здесь другой часовой пояс. Между Читой и Бурятией разница в один час! Получается, что у нас в запасе не два, а лишь час! Подъем был не в девять, а в десять…  

В 10:45 в лагерь приезжают журналисты. Под пристальным взглядом видеокамер и объективов «фотокорров» забрасываем, как попало, вещи в машины и делаем вид, что готовы к дальней дороге…

Между делом раздаем интервью, рассказывая о себе и своих планах на ближайшие 20 дней. После старта поговорить уже не получится: мы должны будем сразу ехать. 

В 11:00 – торжественное построение. Участники выставляют свои боевые машины большим полукругом, а сами встают перед ними. В центр поляны-полукруга выходит руководящий состав 2-го этапа трофи-экспедиции – Олег Булгаков «Директор», Игорь Куликов «Командор», Семен Шифрин «Диверсант». Произносятся торжественные речи от организаторов путешествия, представителей двух родственных клубов – Новосибирского Off Road Master Club и Читинского «Диверсант».

Все иронично серьезно… Семен толкает пламенную речь – «как с паровоза».

Чтобы познакомиться друг с другом, экипажи по очереди выходят из строя в центр полукруга. Представляются. Кратко о себе: имя-номер-позывной и пару добрых слов всем. Для каждого экипажа читинцы подготовили сувениры – буклеты с информацией о Читинской области, подборку исторических сведений о местах, где будет проходить маршрут трофи-экспедиции, номер журнала «Азимут» (все об активном отдыхе в Забайкалье), блокнот и ручку с символикой путешествия, DVD – диск с фильмом, рассказывающим об истории и сегодняшнем дне Забайкалья. Очень любезно с их стороны…

С удивлением узнаем, что наше путешествие посвящено… 70-летию образования Читинской области. Забавно! Политика, однако. Ну ладно, правила хозяев. Наверное, им так нужно… Мы не в обиде.

В заключение старший «Диверсант» просит, чтобы все взяли с собой в специально приготовленные мешки заранее напиленные и нарубленные дрова – для костров во время путешествия. Типа «лес не валить» – будем зелеными. Правда, этих дров все равно на все дни путешествия не хватит. Так что придется… Ну, не будем о грустном. 

Дружной колонной, под зоркими взглядами телевизионщиков, торжественно выезжаем из лагеря. Перед этим с десяток машин уже успели, подняв клубы пыли, «попозировать» местной прессе – проехать по прибрежному озерному песку. Картинка для «мониторов» превыше всего?..

Покинув лагерь у озера Тасей, колонна машин выходит на трассу.

Длинной вереницей пересекаем Яблоновый хребет. На вершине перевала бросаем в окна монетки – на счастливую дорогу; традиция.

Преодолеваем высшую точку перевала, и перед нами открывается вид на Читу. Но в город мы заезжать не будем. «Проходим» мимо по объездной дороге.

Через три десятка километров вновь встаем лагерем у реки Никишиха. Здесь будем «наверстывать» пропущенную дневку. По необходимости делать ТО и мелкий ремонт. Обязательная профилактика лебедок и т.д.

Хоть мы и стоим недалеко от Читы, в город никто без разрешения «старших» не едет. Во-первых – чтобы не растеряться, а потом не мотаться всем по городу в поисках друг друга. Во-вторых – мы ведь уже официально «стартанули», и не надо лишний раз мозолить обывателям глаза. Разрешено отправиться в город только команде Украины: им необходимо выполнить какие-то пограничные формальности. Маршрут трофи-экспедиции пройдет по приграничным территориям России, и все документы должны быть в порядке.

Также в город поедет одна из «российских» машин – для закупки продуктов (продовольствия у некоторых экипажей в обрез, а запасы подъедены). Еще дома было решено не перегружать машины лишним весом и пополнять «закрома» по дороге: в Чите и Кяхте. Все равно будем двигаться по дорогам общего пользования – или рядом с ними. Долгое автономное путешествие изначально не планировалось; сочли, что лучше взять побольше топлива.

Одни уезжают, другие остаются. Занятия в новом лагере находятся всем и, в общем, день проходит плодотворно. Вечером, при подъезде к лагерю, у украинцев небольшое ориентирование по ЖПС с попыткой брода реки Никишиха, в стремлении попасть «домой» с другого берега.

До самого позднего вечера организаторы «Неизвестной Даурии» пытаются скорректировать маршрут. Из графика движения выпал один день. Придется жертвовать какой-нибудь из местных достопримечательностей. Маршрут трофи-экспедиции по Читинской области запланирован достаточно протяженным и очень насыщенным, а в графике движения практически не отведено времени на ремонты. Но ведь поломки и задержки при движении такой большой командой – неизбежны!

Считаем, что разбиваться на несколько самостоятельных групп, как рассчитывали еще дома, нецелесообразно. Будем ехать пусть большой, но одной колонной. Что смотреть и чему отдать предпочтение в плане посещения, будет решать старший «Диверсант» Семен Шифрин, предварительно согласовывая свои изменения с Булгаковым и Куликовым, а также с учетом возникающих по ходу путешествия ситуаций. На том и «порешили».

Вечером – наконец-то! – нормальный отдых у общего костра с травлением анекдотов и неиссякаемых джиперских историй, с пением песен про «джиперов – которые всегда идут вперед».

Спонсоры трофи-экспедиции «Неизвестная Даурия»:

  • Сеть шинных центров «ШИНТОП»
  • Сеть автозаправок «Беркут»
  • «Сибирь-Телеком»
  • Компания «MacCoffee»
  • Компания «Jeep-Toys»
  • Компания «Relieff»
  • Рекламное агентство «АрбатДизайн»

Информационные партнеры проекта:

  • Телекомпания «СТС-Мир»
  • Автожурнал «ТУРБО»
  • Агентство «ИнтерФакс»
  • Региональная газета «За рулем»