Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея – II

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея

Фото автора

Из Новосибирска стартуют четыре украинских экипажа, пять новосибирских, экипаж из Пурпэ, сборные экипажи Томска и Москвы. Дальше, по ходу, к ним должны присоединиться экипажи из Омска и Нижневартовска. И еще один новосибирский, «женский» (пилот и штурман девчонки – две Ленки) экипаж на УАЗ. То, что он не поехал сразу со всеми, втайне радует их согруппников. Причина проста: российские внедорожники отличают «хрупкость» и непредсказуемость качества сборки со всеми вытекающими последствиями; следствие этого – постоянные остановки и ремонты в пути. Позднее к общей колонне тех, кто планирует пройти второй этап, по Читинской области, примкнут участники Монгольского этапа. Дата встречи назначена на 13 июля у пограничного перехода в Кяхте. В этот день объединенная колонна «Сибирского Марафона» должна будет пересечь границу Россия-Монголия и продолжить третий этап путешествия уже по территории Монголии.

Это все будет потом. А пока участники, разделенные на группы, движутся по трассе самостоятельно, отдельно друг от друга. Но фактически они постоянно рядом. Едут приблизительно с одинаковой скоростью. Даже связка «Томск – Москва» (Галузин-Гриднев и Кузмин-Фальшин), решившие проехать через Томск на Мариинск, сэкономив километров 50, все равно оказываются «в колонне». Встречаются друг с другом на заправках и закрытых железнодорожных переездах, в придорожных кафе. Постоянно по рации слышатся переговоры. Все находятся в курсе дел друг друга.

Поэтому на первую ночевку решаем встать всем вместе. За день пути преодолеваем расстояние от Новосибирска до Ачинска и останавливаемся на берегу Чулыма.

Следующий день снова едем «врозь». И снова вместе останавливаемся на ночевку неподалеку от Тулуна.

На третий день уже решаем ехать вместе, одной общей колонной.

За Иркутском, недалеко от поселка Чистый Ключ, к колонне присоединяется Омский экипаж.

Байкал. К нему ведет красивая горная дорога. Множество подъемов, спусков, поворотов. Места действительно очень красивые. Делаем видеосъемки. Нашу длинную многомашинную колонну то и дело разрывают «чужаки». Лето – напряженная пора для таких мест. Люди едут отдыхать! Им надо побыстрее… Операторы и водители начинают нервничать: то колонна разорвана, то в ней затесались не наши машины. Ускоряемся, тормозим… Но напряжение вмиг улетучивается, как только после одного из поворотов перед нами открывается ПРОСТОР! Совершенно потрясающий вид на Байкал! Наверное, даже те, кому не один раз уже приходилось приезжать сюда, испытывают те же чувства, словно видят они все это в первый раз. Магия озера! Восторг от простора!

Делаем остановку на смотровой площадке. Любуемся видами, фотографируем и фотографируемся. Лакомимся фирменной байкальской рыбой – омулем. Здесь его предлагают и засоленным, и вяленым, и копченым…

Час отдыха и – снова в дорогу. Вечереет. Погода начинает портиться, а до места ночевки еще почти сто километров.

Байкал. Поселок Выдрино. Река Снежная. Это место, где по плану организаторов должен быть финиш отборочного этапа. Все машины добрались до этой точки своим ходом; следовательно, отбор прошли. Настроение в команде отличное. Испортить его не в силах даже проливной дождь, идущий всю ночь…

ИНТЕРНЕТ
«Команда «Сибирского марафона» движется на восток. Экспедиционеры посетили буддистский монастырь «Иволгинский дацан», прошли около 20 км по брошенной дороге, проходящей параллельно действующей. Препятствиями стали смытые мосты, раскисшее покрытие. Местами приходилось пользоваться лебедками. Команде очень понравилось это приключение, но это тема отдельного трофи и пришлось вернуться на федеральную магистраль.
Сейчас колонна прошла Хоринск и держит курс на Сосновоозерск. Завтра планируется прибыть на точку сбора, на озеро близ Читы.
Из поломок пока только мелкие: заменили сцепление на Патриоте и подшипники ступиц на Ниве.
Экипаж «Две Лены на УАЗе» звонил вчера из Красноярска, у них все нормально, 31 планируют прибыть на точку сбора».
Передал по телефону руководитель проекта Олег Булгаков.

От места нашей ночевки у Байкала до Читы километров восемьсот, при хорошем раскладе – около дня пути. У нас в запасе еще три. Руководители предлагают продолжить «отбор», но уже в более экстремальном режиме. Для этого вместо того чтобы ехать по федеральной дороге, предлагают небольшую экскурсионную программу – проезд вдоль берега Байкала. Немного интриги и бездорожья не помешает. Что там впереди, на берегу, никто из нас не знает. Но спасительная «федералка» рядом. Если проехать не получится, то в любой момент можно вернуться на дорогу. Ехать соглашаются все, и никто потом об этом не жалеет. На небольшом участке, около 30 километров, нас поджидают грязевые ванны, броды, густые заросли кустарника, каменистый триал и… Много еще чего, о чем может только мечтать любой организатор МВД (маршрута выходного дня).

Достаем из багажников веревки, шаклы и блоки. Разматываем лебедки. То и дело выдергиваем из грязи засевшие машины. Убираем камни и поваленные деревья. Проводим небольшие разведки. Так, на одном из участков оказываемся в «тупике». Причем если до этого направление как-то читалось, то сейчас оно словно растворилось… Слева – крутой спуск к Байкалу, справа – железнодорожное полотно, впереди – стена леса, густой кустарник и… дорожная отсыпка, явно искусственного происхождения. Судя по размерам выросших на ней деревьев, ею не пользовались очень-очень давно. Насыпь упирается в большую промоину от ручья. Остатки деревянного моста – такого старого, что мы уверены: он был построен еще до строительства железной дороги! И, скорее всего, это все, что сохранилось от старой дороги, шедшей вдоль Байкала. Возможно, что именно по ней шли ссыльные декабристы, а позднее ехали их жены. А также тысячи и тысячи людей, которые шли и ехали на восток – кто по собственной воле, а кто и…

Проведенная нами разведка находит объезд промоины – спуск на неширокий, покрытый галечником берег озера. Делаем привал. Распогодилось! От хмурого утреннего дождя не осталось и следа. Жарко. Можно даже искупаться! Сушим вещи и по-настоящему отдыхаем. Байкал!

Отсюда уже есть «нормальная» дорога. Скоро мы проезжаем поселок Танхой, а потом выбираемся на трассу. Очередную ночевку делаем неподалеку от Улан-Удэ, на берегу реки Селенга.

Следующий день посвящаем посещению Иволгинского дацана. К сожалению, поехать на экскурсию могут не все: на ряде машин всплыли несколько поломок, которые желательно устранить сразу. Пока одни из нас будут знакомиться с культовыми местами бурят, у других будет время устранить неисправности.

Чтобы попасть к Иволгинскому дацану, сворачиваем с трассы и едем по долине в сторону гор Хамар-Дабана.

Подъезжаем к предгорьям. Вершины небольших холмов вдоль дороги украшены ступами – субурганами, а склоны – текстами из мантр-молитв, выложенными из белого камня. Справа, приблизительно в километре от дороги, наше внимание привлекают необычные по своей архитектуре и пестроте сооружения – это и есть дацан. Сворачиваем к нему и останавливаем машины на небольшой площадке, окруженной сувенирными лавками у южных ворот монастыря. Осматриваемся.

Иволгинский дацан – духовная столица Буддийской традиционной сангхи России. Дацан является резиденцией Главы буддистов России. Иволгинский дацан был открыт в 1945 году как единственный буддийский духовный центр в бывшем СССР. Из небольшого «Хамбинского сумэ» он преобразился в монастырский комплекс. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства; 196 объектов определены как движимые памятники и находятся под охраной государства. В дацане проводятся службы-хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения – сахюусанов.

На территории монастыря кроме буддийских храмов располагаются здание библиотеки, факультеты философии Чойра, учебные корпуса буддийского университета, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы и многочисленные хурдэ (молитвенные барабаны). Каждый верующий, проходя мимо них, может прокрутить цилиндр, в который вложена молитва.

В дацане находится святыня буддистов России – Драгоценное Нетленное тело Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова.

«Разбуженные» ранним появлением многочисленных гостей, продавцы из сувенирных лавок громко, наперебой зовут нас приобрести что-нибудь на память. Подходим. Рябит в глазах. Помимо буддистских амулетов и оберегов, поделок с религиозными символами и знаками, здесь полно сувениров с традиционными национальными бурятскими мотивами. А также монгольскими и китайскими. Кошельки, значки, маски, шапочки, географические карты, кассеты с песнями, дивиди-диски и прочее и прочее… Ярко. Красиво. Необычно. Колоритно.

Заходим на территорию дацана. По территории монастыря можно ходить как поодиночке, так и группой с экскурсоводом-монахом. Обходить храмовый комплекс необходимо по часовой стрелке. Идем по натоптанной грунтовой дорожке, по каким-то задним дворам. Слева – забор, справа – одноэтажные деревянные домики. Как нам потом объяснили, это – «жилой квартал»: в домиках проживают монахи и слушатели буддийского университета.

В принципе, для человека, оказавшегося здесь впервые, интересно все. Вот молитвенные барабаны – хурдэ. Они стоят по тропе через каждые несколько метров. Крутим их. Барабанов на территории монастыря великое множество – и больших, и маленьких. Хурдэ представляет собой круглый или восьмигранный цилиндр, диаметр которого может колебаться от десятков сантиметров до полутора метров. В середине барабанов заложены длинные свитки, где записаны мантры-молитвы. Назначение хурдэ состоит в том, чтобы каждый верующий, проходя мимо них, мог прокрутить цилиндр, в который вложена молитва… Крутанул – соответственно прочитал. Удобно!

Еще поворот направо. Домики с вывесками. Табличка «Музей» – на дверях большой замок. «Представительство буддистов Республики Тыва» – открыто. Штаб-квартиры представительств других республик, проповедующих буддизм.

А вот и сам храмовый комплекс. Главный храм Согчен-дуган. Майдарин сумэ. Деважин сумэ. Сахюусан сумэ и т.д. Двух- и трехэтажные сооружения, ярко раскрашенные, со вздернутыми вверх краями крыш. Рядом с храмами – слепящие своей белизной под лучами яркого солнца ступы-сабурганы. Большие скульптуры тигров и львов. Молитвенные барабаны.

Некоторые из храмов построены давным-давно, другие только строятся. В работающие можно заходить. Службы уже закончились, и в просторных храмах пусто. Служители просят не разговаривать громко, не фотографировать и продвигаться только по часовой стрелке. Убранство каждого из храмов примерно одинаковое; посетив один, в других видишь все «такое же». Не зная тонкостей религии, найти принципиальные различия (как и разобраться во множестве скрытых символов) сложно. Пожалуй, отличие – только в расположении культовых предметов и скульптур богов, в честь которых сооружен тот или иной храм. Но я могу ошибаться.

Формулируем свое мнение о монастыре: ярко, красочно – но бедненько. Покосившиеся ворота, облезлые постаменты, строительный мусор, проросшая между плиткой трава (по колено) и т.д. Мелочи, но определенное впечатление о себе оставляют. Тем не менее, в монастыре мы проводим около четырех часов! За это время те, кто ремонтировался, устранили поломки и ждут нас на въезде в город.

На пригородной трассе собираемся в общую колонну. Въезжаем в Улан-Удэ, столицу Республики Бурятия. Нам предстоит проехать через весь город в сторону трассы Хоринск – Сосновоозерск. Сделать это колонной в 15 машин – непростая задача. На въезде в город «Командор» объявляет радиомолчание. А это значит: что бы ни произошло, выходить в эфир можно только в крайнем случае! Проезжаем пригород. Проходим более или менее проездные развязки. При подъезде к центру города попадаем в пробки. Улан-Удэ поражает отсутствием каких-либо указателей и беспорядочностью движения. Здесь запросто проезжают на красный свет, с легкостью подрезают другие машины и не уступают дорогу… Наша длинная и неповоротливая колонна – как червяк в муравейнике. Чтобы не потеряться и не разорваться, приходится перегораживать дорогу другим машинам и держать плотный строй. Сделать это получается не всегда… Новички в колонне сильно нервничают (потом они будут давать советы: как бы они проезжали город)…

Помочь нам побыстрее выбраться из города предлагает местный парнишка на собственной машине. Но и он не учитывает наши внедорожные «вес и медлительность». Колонна опять растягивается. Голове колонны приходится останавливаться и ждать, когда подтянется хвост. Кто-то все равно отстает и теряется. Под конец наш «Сусанин» заблудился: сворачивает не в ту сторону. Ряд маневров в поисках нужной дороги. Находим ее, после чего колонна разворачивается и едет куда нужно.

Но и это не все. Участок дороги на выезде из города, буквально перед нами, перегораживают бетонными плитами дорожные рабочие. Неужели будут ремонтировать дорогу? Странно: ни предупреждающих об этом знаков, ни указателей объезда нет! Пробираемся через оставшуюся свободной узкую щель между блоками и рекламным щитом. А потом через какой-то частный сектор выбираемся на нужную нам дорогу… Ждем отставших; да, сложно объяснить им по сотовым, как мы сами сюда доехали.

Переводим дыхание и – «Алга!» («Вперед!»). Сейчас, по плану организаторов марафона, мы должны проехать по Бурятскому участку старого Московского тракта – через Хоринск к Сосновоозерску. Затем от него, через небольшой «бездорожный» участок, выйти к Читинскому поселку Беклемишево, а уже там «рукой подать» до точки встречи с «Диверсантами» и другими участниками Второго этапа «Сибирского марафона».

Наше прибытие в общий лагерь запланировано на завтра.

Дорога на Хоринск – Сосновоозерск идет по широкой безлесной долине реки Уда. Асфальтовое покрытие чередуется со щебеночным, а извилистые отрезки дороги – с прямыми, словно очерченными по линейке, участками. Чтобы как-то скрасить томительное и однообразное передвижение, «Командор» предлагает съехать с «правильной» дороги и прокатиться по идущей рядом с трассой проселочной. Идея принимается практически всеми: бездорожье, как всегда, придает передвижению новые краски. Петляние, подъемы и спуски, подъезд к реке и… тупик. Разворот и поиск правильного направления. Проезд мимо стад коров-близнецов, которые так и норовили броситься под колеса… Веселуха.

В Хоринске заезжаем в еще один буддийский монастырь. Посетить его нам настоятельно советовали еще в Улан-Удэ. Монастырь – одно из достопримечательностей этого района Бурятии. Осматриваем достопримечательность. Внешне – ничего «такого». Трехэтажное здание с характерной крышей, которое выделяется из массы окружающих его одноэтажек своей высотой и своеобразной архитектурой. Может быть, внутри что-нибудь особенное? Заглядываем за забор. Полупустой двор. Три барабана-хурдэ. Огромный медный чан. Две ленивые, разомлевшие от жары, полусонные собаки.

Стучимся в ворота. Минут через пять показывается заспанный монах. Спросонья, растерявшись от такого большого числа гостей, долго не может найти ключ от дверей. В конце концов находит и с явным удовольствием приглашает нас пройти внутрь. Проводит небольшую экскурсию, подробно рассказывая о находящихся в храме предметах и их предназначении. Разрешает фотографировать и фотографироваться. Интересуется нашими планами и желает счастливой дороги…

Уже вечером подъезжаем к большим Еравновским озерам, неподалеку от Сосновоозерска. Долго ищем приличную – сухую, большую и ровную – площадку, чтобы встать лагерем. Едва успеваем поставить палатки и приготовить ужин, как нас накрывает своим непроглядным покрывалом ночь.

Утро. Сильный туман, кряканье уток на гнездах и обильная роса на траве.

Огибаем озеро и попадаем в Сосновоозерск.

ИНТЕРНЕТ
«Стартовав из Сосновоозерска, команда пошла по стопам декабристов, по заброшенному (прим. – Московскому) тракту.
Местные в голос говорят, что так делать не надо. Там верховые болота и все вовсе непроходимо. Но «марафонцы» решили проверить сами. Пришлось поменять шрус на 80-ке. После ремонта команда продолжит путь дальше в направлении Беклемишево.
Женя Болычев (прим.- Нижневартовск) в данный момент у меня (прим. – Вадим Сиваракша, Новосибирск), делает мелкий ремонт и планирует мчаться догонять.
Ну не 31 так 32 точно приедут. Августа
Да, Лены звонили из Нижнеудинска, УАЗ прёт».

Заправляем машины топливом. Свернув с основной трассы и проехав еще 11 километров, оказываемся в деревне Домна. Дальше дороги нет. Безрезультатно поплутав по деревне в поисках трезвых жителей, едем туда, где дорога могла бы быть. Интуиция нас не подводит. За огородами находим остатки заросшей колеи. Проехав по ней метров триста, сталкиваемся с небольшой водной преградой…

 

Спонсоры трофи-экспедиции «Неизвестная Даурия»:

  • Сеть шинных центров «ШИНТОП»
  • Сеть автозаправок «Беркут»
  • «Сибирь-Телеком»
  • Компания «MacCoffee»
  • Компания «Jeep-Toys»
  • Компания «Relieff»
  • Рекламное агентство «АрбатДизайн»

Информационные партнеры проекта:

  • Телекомпания «СТС-Мир»
  • Автожурнал «ТУРБО»
  • Агентство «ИнтерФакс»
  • Региональная газета «За рулем»