Не уверен – не обгоняй

«Обгон – опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы».
Пункт 1.2 действующих ПДД

Сегодня речь пойдет о самом сложном маневре, причине самых страшных лобовых столкновений, но без которого немыслима жизнь автомобилиста. Тема сегодняшнего занятия – ОБГОН.

Обгон – один из самых опасных, сложных и требующих огромного напряжения видов маневрирования. Статистика ДТП показывает, что необдуманные и неподготовленные действия во время обгона приводят к печальным последствиям. В 80% из 100 неправильные обгоны грозят летальным исходом. Еще 12% из оставшихся 20 приводят к пожизненной инвалидности, 6% автолюбителей получают тяжелые травмы и увечья, и лишь 2% отделываются легким испугом. Неслучайно в Правилах ему посвящен целый раздел.
В этой статье я хотел бы вам подсказать, как наиболее правильно и безопасно совершать обгон, дать несколько практических советов, которые, несомненно, пригодятся вам в процессе движения.

Начнем с того, что к любому, даже на первый взгляд несложному, обгону надо тщательно готовиться. Как правильно сделать это?

Во-первых, прежде чем начать обгон, решите: а надо ли это делать? Пример: вы движетесь в колонне по узкой дороге. Обгон одного автомобиля вам ничего не даст, а всю вереницу обойти не удастся. В подобной ситуации лучше двигаться со средней скоростью потока: быстрее будет! Или такой вариант: вы нагоняете тяжелогруженую фуру и хотите ее сразу обойти. Но догнали вы ее вблизи перекрестка, на котором вам надо повернуть направо. Так есть ли смысл осуществлять обгон, если по завершении его вам придется подрезать обгоняемого? Он ведь может и не успеть затормозить… Любой ваш маневр должен быть БЕЗОПАСЕН для окружающих и вас!

Во-вторых, правильно выберите момент начала обгона. Здесь большую роль играет обзор. Поэтому ни в коем случае не сокращайте дистанцию до впереди идущего автомобиля до такой степени, которая напрочь лишит вас переднего обзора. Это особенно касается автомобилей с правым расположением руля. Выбор дистанции для обгона должен обязательно основываться на соотношении скоростей обгоняемого ТС и вашего автомобиля, а также его динамических качеств.

Выбрав оптимальную дистанцию для начала обгона, еще раз убедитесь, что ваш маневр будет безопасен для окружающих. Для этого визуально определите наличие встречного транспорта, его расположение на проезжей части и скорость (т. е. скорость вашего сближения). Следует примерно рассчитать, хватит ли вам расстояния и достаточно ли времени для завершения обгона. Также необходима и визуальная информация о том, что происходит позади и сбоку вашего автомобиля. Учтите, что у зеркал заднего вида бывают слепые зоны!

Помните! Включенный сигнал поворота не дает вам права первоочередности и не освобождает вас от ответственности за ущерб, причиненный другим участникам движения во время маневрирования.

Будьте предельно осторожны при проезде пешеходных переходов, перекрестков и скоплений вблизи проезжей части людей (особенно детей, они непредсказуемы!). Если таковые есть, то лучше откажитесь от обгона и выберите для него более безопасный участок.

Вы, конечно, можете оспорить мой совет, сославшись на пункт 11.5 ПДД, который дает вам право совершать обгон на нерегулируемом перекрестке, когда вы находитесь на главной дороге. Но вряд ли вам будет весело, когда вы, глядя на груду искореженного металла, некогда бывшую вашим автомобилем, узнаете, что в ДТП вы не виновны.

Представьте себе ситуацию: у самого перекрестка вы завершаете обгон какого-либо автопоезда и, естественно, не в состоянии видеть того, что происходит за ним. В этот момент справа, наперерез ему (а следовательно, и вам), несется «крутой». Для себя он уже давно все рассчитал: скорости и мощности его «болида» достаточно для того, чтобы успеть проскочить перед грузовиком, а то, что за грузовиком в этот момент двигаетесь вы, в его голове не умещается, потому как она давно переключилась в режим кассового аппарата. Трагедия неминуема. Реальность наших дней такова, что эти люди, упоенные своей «значимостью», забывают о существовании на дорогах, кроме них, еще и других участников движения.

Немаловажную роль при обгоне играет разница скоростей между обгоняющим и обгоняемым: чем выше она, тем безопаснее обгон. И это вполне закономерно. При почти равных скоростях автомобили за равный промежуток времени будут проходить почти равное расстояние. Таким образом, для осуществления обгона вам понадобится большее время и большее расстояние. Особенно это опасно при обгоне по встречной полосе на узкой дороге. Финал может оказаться печальным. Поэтому чем выше разница скоростей обгоняющего и обгоняемого, тем проще и быстрее выполняется обгон.

Но! При скорости 120 км/ч за 30 секунд вы преодолеете один километр. А различить легковой автомобиль с расстояния в 1 километр, даже при благоприятной погоде, не всегда возможно.

Правила предписывают по завершении обгона в большинстве случаев вернуться на ранее занимаемую полосу. Выполняйте это требование таким образом, чтобы не создавать помех обгоняемому. НЕ ПОДРЕЗАЙТЕ! Обычно начинают перестраиваться вправо, когда обгоняемый автомобиль покажется в зеркале заднего вида. Но учтите, что на многих, особенно импортных, автомобилях стоят боковые зеркала с большой кривизной поверхности (т. н. «телевизоры»), что приводит к искажениям реальных расстояний в сторону их увеличения!
К великому сожалению, на наших дорогах часто встречаются водители, на которых сам факт обгона действует как красная тряпка на быка (их и называют быками). Как только такой водитель увидел, что его обгоняют, он начинает увеличивать скорость – чувство обиды и оскорбленное «я» напрочь отбивают у него мысль о возможных последствиях. И не дай Бог вам принять его вызов. В критический момент разум неожиданно вернется к вам, и вы вдруг поймете, что обогнать уже не успеваете и пора тормозить, но, к сожалению, это не только ваша мысль. К ней приходит и соперник. Патовая ситуация. Откажитесь от дуэли, будьте умнее соперника!

Особую осторожность нужно соблюдать при обгоне колонны автомобилей. Правила предписывают, чтобы между ТС, движущимися в колонне, соблюдалась такая дистанция, которая позволит обгоняющему их автомобилю без помех перестроиться на ранее занимаемую полосу. К сожалению, это соблюдается не всегда. Поэтому, если вы обгоняете колонну, обязательно убедитесь в том, что такая дистанция есть и в случае опасности вам будет куда спрятаться. Возьмите себе за аксиому: обгон будет безопасным лишь тогда, когда заранее обдуманы пути отхода в случае возникновения опасной ситуации. Обгон – это риск, а риск должен быть оправдан.

Теперь еще раз вернемся к автопоездам. Автопоездом называется транспортное средство, в состав которого входит тягач и один или несколько прицепов, в т. ч. и буксируемых автомобилей.

В наше время некоторые тягачи имеют огромную мощность и высокие скоростные характеристики, длина с прицепом подчас достигает 20 метров. Нередко такой автопоезд движется по трассе со скоростью более 90 км/ч. Если вам необходимо его обогнать, помните, что лобовое сопротивление грузовых автомобилей гораздо выше, чем у легковых. Вследствие чего вокруг себя они создают более мощные вихревые потоки. И чем ближе вы прижимаетесь, при обгоне, к такому автопоезду, тем больше вероятность того, что вас к нему притянет.
Все это происходит потому, что правая сторона вашего автомобиля, поравнявшегося с автопоездом, попадает в зону разряжения, а левая, наоборот, – в зону мощных вихревых потоков, и вас будет, как магнитом, тянуть под грузовик.

Еще хуже во время обгона попасть между двумя встречными автопоездами, даже тогда, когда между ними вполне приличное расстояние и обгон кажется безопасным. Тут вы попадаете в зону встречных вихревых потоков и рискуете на несколько мгновений потерять управление вашим автомобилем…

Не предпринимайте обгон в зоне ограниченной видимости. Чем выше скорость вашего автомобиля, тем дальше должно быть визуально контролируемое расстояние встречной и попутной полос движения.

Заранее включайте сигналы маневрирования и, лишь убедившись в том, что ваши намерения понятны другим участникам движения, приступайте к обгону.

В темное время суток, моргнув дальним светом, предупредите впереди движущегося о том, что вы его хотите обогнать, но не обгоняйте с включенным дальним светом, так как будете слепить обгоняемого через боковые зеркала.

Мы начали разговор об обгоне с банальной фразы. Но на самом деле, это – аксиома: нет уверенности в успешном завершении маневра – НЕ РИСКУЙ! Но если уж решился на обгон – обгоняй! А не телись, не мешкай, помни, что колебания никого до добра не доводили!

Только полное внимание, трезвый расчет и обдуманные действия помогут вам избежать нежелательных последствий во время обгона, да и всего процесса движения.

Словом, будьте благоразумны за рулем, и удачных вам километров!

Совет обгоняемому. НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ОБГОНУ! Если вас обходят, ослабьте ногу на педали газа и будьте готовы пропустить вперед обгоняющего. Вполне возможно, что ему будет некуда деться и он будет вас подрезать!