Масляный и воздушный фильтр — барьер последний

Устройство масляного фильтра

Фильтры (топливный и воздушный) являются последним барьером на пути проникновения в двигатель абразивных частиц. Они содержатся во взвешенном состоянии в воздухе, топливе и даже масле. Без фильтров пылинки попадали бы в камеру сгорания, далее по стенкам блока цилиндра, смешавшись с пленкой масла, проникали в картер и далее разносились бы по всей системе.

Там они не только оседали бы в виде отложений, но и как наждак срезали поверхности всех трущихся пар — колец и стенок цилиндра, шатунных и коренных вкладышей, а также старались забить все мало-мальски калиброванные отверстия, например, форсунки и клапаны. Кроме предотвращения попадания новых — «внешних» загрязнителей, масляный фильтр задерживает еще и те частицы, которые образуются в результате сгорания топлива и масла (сажу). Они также смываются маслом и, проходя между поршневыми кольцами и стенками цилиндра, попадают в картер. Все загрязнители вместе, прежде чем попасть в систему смазки, прогоняются через масляный фильтр. Если он еще работоспособен и условия его работы нормальные, то взвешенные пыль и сажа задерживаются сеткой волокон фильтрующего элемента. В случае, если этот элемент уже забит или во время пуска двигателя зимой, когда масло еще не прогрето и слишком густое — открывается перепускной клапан и неочищенное масло поступает дальше. Таким образом, из двух зол выбирается меньшее — ни при каких обстоятельствах двигатель не должен работать без смазки.

Выбор воздушного фильтра определяется прежде всего его формой. Она может быть самой разной и обусловлена компоновкой агрегатов в подкапотном пространстве. Здесь автомобилисту в каком-то смысле проще — ведь не поставишь же цилиндрический элемент на место плоского! С масляными и топливными фильтрами ситуация более сложная. Кроме часто уникальных присоединительных конфигураций патрубков и штуцеров в сочетании с самыми разными гайками, есть еще и серьезные «внутренние»особенности.
Несмотря на банальность этой фразы, повторим в сотый раз — фильтр должен ТОЧНО соответствовать Вашему автомобилю. Это значит не «быть похожим» на тот, что стоял раньше и не «подходить по присоединительным размерам резьб или патрубков», а быть точно такого номера и названия, который рекомендует руководство по эксплуатации Вашего автомобиля или сравнительные таблицы фирм — производителей. Выбор неверного фильтра может привести к разрушительным и даже смертельным последствиям.

Так, например, масляный фильтр может иметь в своей конструкции до трех различных клапанов — перепускного, антидренажного и так называемого сифонного. При этом, если фильтр установлен в системе вертикально, масло само будет задерживаться в нем после окончания работы двигателя. Таким образом, отпадает необходимость в антидренажном клапане. Напротив, если установить фильтр без такого клапана на автомобиль, где предусмотрено горизонтальное его расположение — масло будет вытекать из фильтра и он будет оставаться пустым после выключения зажигания. Каждый пуск двигателя теперь гарантировано будет происходить с масляным голоданием, значительно приближая время капитального ремонта.

Некачественный или несоответствующий по присоединительным размерам топливный фильтр таит в себе явную и скрытую угрозу. Срыв топливопровода при работающем двигателе может привести к пожару, по быстроте распространения сравнимому со взрывом. С другой стороны, некачественный (дешевый) топливный фильтр для карбюраторного двигателя часто имеет острые (необработанные) кромки, образованные при отливке штуцера. Такой фильтр будет держаться прочно, но оставит после себя незаметные для глаза надрезы на внутренней части топливного шланга. Со временем, даже при установке качественного фильтра, эти надрезы могут привести к разрыву шланга и описанной выше трагедии.
Выбор качественного фильтра целиком и полностью зависит от доброй воли автомобилиста и возможности его потратить на десяток рублей больше и взять на себя труд доехать до фирменного магазина, а не покупать подозрительного вида товар на толкучке. Правильный же фильтр можно подобрать одним из следующих трех способов. Во-первых, можно максимально детально выяснить марку, тип двигателя и год выпуска Вашего автомобиля и тогда продавец в магазине по каталогу найдет нужные Вам фильтры. Далее, можно запомнить точно индекс и название стоявших ранее изделий, например марки Champion, и по тому же каталогу по таблицам взаимозаменяемости подобрать им замену, скажем Hengst. Третий путь самый экзотический — снять фильтр и отнести его на показ к продавцу. Последним мерилом правды и в этом случае выступит каталог применяемости фильтров.

Что же происходит, когда фильтры отрабатывают свой ресурс и выходят из строя, то есть полностью забиваются. В теории все просто: загрязненный до предела воздушный и топливные фильтры начинают создавать преграду нормальному течению воздуха и бензина и это, как правило, чувствуется по потере динамики автомобиля. В реальной жизни все может закончиться гораздо более разрушительно. Под давлением воздуха и жидкости фильтрующий элемент, особенно если он некачественный или недостаточно хорошо проклеен, прорывается. Такое сплошь и рядом встречается в случае покупки подозрительно дешевых фильтров. Если это происходит, не только неочищенные воздух, топливо и масло беспрепятственно устремляются в систему, они также захватывают с собой все накопившиеся до этого «запасы» грязи, усугубляя ситуацию еще и кашеобразной бумажной массой самого разрушенного фильтрующего элемента.

Есть только один способ избежать серьезного загрязнения всей системы смазки и ключевых узлов двигателя. Фильтры — топливный, воздушный и масляный следует менять, не дожидаясь появления каких-либо второстепенных «признаков» их загрязнения, а строго через установленные интервалы, причем в городе или «пыльной» местности типа пустыня это нужно делать с укороченным на 30% сроком эксплуатации.

Первой заповедью автомобилиста должно стать то, что регулярная смена расходных материалов (всех фильтров и масла) и выбор качественных проверенных изделий является залогом значительной экономии при капитальном ремонте или даже возможности избежать его полностью. Все это особенно актуально для нашей страны, когда бензин разбавляют не только водой, а висящей в воздухе пыли на улицах позавидует самый жестокий автополигон пустыни Сахара. Сроки замены каждого из типов фильтров указаны в инструкции по эксплуатации Вашего автомобиля. Если же их по каким-то причинам нет, то можно придерживаться следующего правила: масляный фильтр следует менять не более чем через 10 тысяч километров пробега, топливный через 30-40, а воздушный через 15-30 тысяч.