Легенды Тофаларии. Путешествие за сто бродов. III

Легенды Тофаларии. Путешествие за сто бродов. III

Фото автора

Преодолевая Малую Бирюсу на двух участках, пускаем вперед самых шустрых. Остальные идут следом. Когда до заветного берега остается метров 200 – рукой подать, 3 машины останавливаются.

Длинный Bighorn (Алексея Федюнина) уперся в валуны, его поджимает вторая машина (длиннобазный Pajero Сергея Колмогорова), а ту – Pajero Томичей (Галузина и Глумова). Чтобы обогнуть преграду, Bighorn’у нужно сдать «задним ходом». Как назло, «глохнет» мотор замыкающего Pajero; все в ловушке. Место глубокое, течение сильное. Назад не сдвинуться: камни. Посылаем SOS тем, кто уже отдыхает на другом берегу.

Дважды просить не надо – на помощь летят Cruiser Олега Булгакова и Surf Джеки (Евгения Митрофанова). Обходят камни по стремнине и сдергивают замыкающего назад. Машины выбираются из ловушки. На свободе водители маневрируют; машины обходят валуны, преодолевают затяжной перекат и выбираются на прибрежный булыжник. Весь день в воде – круто даже для опытных путешественников. Миновали 4 десятка бродов и два прохода по реке – 300 и 700 м (итого километр). Как награда – цветочная поляна, где мы разбиваем лагерь. Чудесное место – высокое, ровное, сухое. Отрадно ощущать под ногами твердую землю.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Ручей Хиллок. Машины Сибирского марафона на фоне горы Крейсер

Севшее за горы солнце уносит с собой свет и тепло. Наученные непредсказуемым климатом, достаем «спальники», которыми нас заботливо снабдила фирма «Рельеф». Сотрудники фирмы, в прошлом активные путешественники, подготовили к нашему трофи-приключению спецлинейку спальных мешков. Так мы стали испытателями «спальников» новой серии в реальных условиях. Теплых вещей у нас с запасом: когда возвращаться, еще неизвестно, а зима в горах ранняя. Той ночью (как и после) мы крепко спали, не боясь морозов. Тепло и уютно. Последняя мысль в уходящем сознании: «С утра провести профилактику, проверить масло…».

Утром ТО выявляет слабые места машин. У Дяди Саши (Toyota Surf; Александр Сухарев, Андрей Нагорнов) погнута защита «раздатки», Гаврилов на Cruiser’е порвал пыльник переднего правого, у Pajero Сергея Колмогорова и Максима Пугачева в передний мост попала вода. Беды поправимы – кувалдой, заменой поврежденного на новое и свежее. Серьезная поломка у Командора (Куликовы Игорь и Валентина): проверка масла в коробке показала, что гайка сливного отверстия расколота! Пока гайка была затянута сливной пробкой, она еще держалась, но стоило убрать пробку, – рассыпалась на части. Мнений два: склеить гайку (а ну как она развалится и ее частицы попадут в коробку?) или варить (но для сварки силумина нужно спецоборудование).

Пробуем сварочный карандаш. Как заверяет инструкция, он берет любой металл. Но два кусочка, сваренные для пробы, разваливаются, как только состав остывает. Решаем обточить по диаметру отверстия 6-гранный пруток со внутренней резьбой (найден в наших запасах) и вклеить его эпоксидкой. Высокой температуры и давления в коробке нет; должно держать. В помощь Командору остается Леша Федюнин. Он выполняет расчеты, собирает «болгарку», дрель, наждак (как здорово иметь под рукой надежный и качественный инструмент!). Ничего, что он работает от 220В, у нас с собой несколько преобразователей напряжения с 12В на 220В (спасибо нашему спонсору «Сарычев»-АNТЕХ!). Визг «болгарки», искры во все стороны…

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Радист трофи-экспедиции Максим Пугачев держит связь с Новосибирском

А кудесник радиоэфира Максим Пугачев налаживает связь с Большой землей. Наших сообщений ждут в Новосибирске (как оказывается, не только). У Максима 12-летний стаж, разряд по радиоспорту. Прежде в поездках мы обходились без дальней связи, а теперь надеемся передавать в Новосибирск «горячие новости» с маршрута. У Максима – свой интерес. У радиолюбителей своя категория «крутости» – работа в труднодоступном, по их терминологии «редком» районе, где до того еще никто не выходил в эфир. Принять такой сигнал на Большой земле, считается за честь; круто! Радист же, посылающий сигнал, круче вдвойне!

Распутав десятки метров проводов, воздвигнув антенну (11-метровая телескопическая конструкция) и закрепив ее растяжками, Максим приступает к работе. Связь слабая: шипение, треск, шумы – помехи из-за вспышек на Солнце. Ничего не разобрать, но у Максима слух тренированный. Один, другой, третий радиолюбитель выходит на связь и узнает про нашу трофи-экспедицию.

Максим твердит в микрофон одну и ту же «абракадабру»: Ульяна-Анна-9-Ольга-Василий-Анна-дробь-ноль-дробь-Павел (UA9OWА/0/P). Оказывается, «UA» (Ульяна-Анна) – Россия, «9О» (9 Ольга) – новосибирцы, «WА» (Василий-Анна) – позывные станции в Новосибирске, а «/0/Р» (дробь-ноль-дробь-Павел) означает, что станция работает в полевых условиях. Выходящих на связь особенно волнуют «дробь-ноль-дробь-Павел» и координаты нашей станции. Район, где мы находимся, редкий, и «взять» его – крупная удача. За время путешествия на связь выходят Алтай, Кемерово, Красноярск, Иркутск. Зарубежье: Узбекистан, Казахстан, Болгария, Венгрия… Интересуются нашими делами, желают «73», что на языке радиолюбителей означает «всего наилучшего»! Появились постоянные «собеседники», отмечающие координаты нашей радиостанции на картах. Ярослав из Нижнеудинска(!) постоянно на связи и снабжает нас прогнозами погоды. Связь с Новосибирском неустойчивая, но так приятно услышать сквозь треск, шумы и помехи голос Большой земли! Сеанс связи удался, но тогда мы еще не знаем, что следующий состоится лишь через неделю.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Сливная пробка с фрагментами расколовшейся гайки

…Ремонт командорского автомобиля закончен. Гайка выточена и вклеена эпоксидкой в нужное место. Когда клей подсыхает, заливаем в коробку масло; вроде не бежит. Ждем еще. Сухо! Если и утром не потечет, то поедем. Теперь в обязанности штурмана входит еще и контроль состояния «пломбы». Надеемся, что возвращаться к «сливной» теме уже не придется.

Вечерний отдых у костра. Вернувшийся с рыбалки с приличным уловом (хариус) проводник Палыч рассказывает о здешних местах, о Бирюсе. В ответ на наше восхищение рыбным изобилием говорит, что раньше рыбы водилось несравненно больше. Извели ее китайскими электроудочками. Ловили варварски, бездумно. В итоге загубили не только крупную рыбу, но и малька. В конце концов браконьеров поймали, да было поздно. Теперь рыба уже «не та».

Интересуемся, как здесь ездят зимой, как добираются по Бирюсе в Гутару. Говорит, что даже для тяжелых машин путешествие по зимнику – из разряда экстремальных. Река встает под лед поздно, примерно в конце декабря. Незамерзающие ручьи образуют огромные, в несколько метров, наледи. Множество перевалов, одолеть которые даже «посуху» – непростая задача. Места малоснежные: наст выдувается сильными ветрами, гуляющими по долине; скользко. В рейс водители уходят как на подвиг. На перевалах дежурят бульдозеры, которые расчищают дорогу после обильного снегопада и вытягивают машины. В поселки все необходимое (стройматериалы, горючее, продукты) нужно завезти в короткий срок. В конце марта вскрываются реки, и проехать уже невозможно…

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
«ММС Паджеро» не устоять под натиском опытных авторемонтников (слева на право): И. Панков,
М. Пугачев, И. Куликов, С. Колмогоров, А. Нагорнов

Утром штурман командорской машины сообщает, что под коробкой сухо; едем. Водная феерия продолжается, выходим на ручей Хиллок. Скорее, речушка, по которой нам предстоит преодолеть 10 км. Штурманы идут рядом с машинами в ледяной воде, убирая камни. Несколько раз выбираемся на берег, несмотря на ворчание проводника; хоть немного проскочить по земле. «Вода, вода! Кругом вода…», дорога прямо-таки струится под колесами. Десять километров одолеваем за 3 часа.

Крутой поворот вправо и – подъем на очередной перевал: 1500 метров. Оттуда уже виден Гутарский хребет. Поселок Верхняя Гутара по ту сторону хребта, до него менее 100 км. Наша задача – добраться до горной гряды, перед ней – финиш II этапа. От перевала туда вроде недалеко – какие-то 50 км. Спускаемся. Теперь мы в акватории Большой Бирюсы. Две Бирюсы – Малая и Большая – текут практически параллельно, разделенные горным хребтом. Дорога зажата между двумя каменистыми крутыми склонами. Любуемся многотонными валунами, покрытыми темным лишайником. Ребристые серые громады, все примерно одного размера. Место сказочное: вдоль дороги стоят огромные сосны, поросшие мхом, свисающим с веток. Необычного красного цвета камни вдоль обочины.

При объезде лужи из-под колеса Bighorn’а предательски выворачивается камень, и машину стаскивает на обочину. Тут же огромная ветка упавшей сосны бьет по машине, оставляя на ее борту глубокую царапину и трещину на лобовом стекле. Экипаж рад, что стекло устояло. Скоро царапины и удары по машинам перестанут нас травмировать; к технике следует относиться просто как к технике.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Обанкротившийся прииск Меричун: денег нет, хозяин сбежал, дорогая техника брошена на растерзание

Дорога из красного камня выводит нас к очередному броду – на реке Меричун. Преодолев ее, попадаем на участок золотодобытчиков. На берегу несколько строений. Домики закрыты и опечатаны. Брошенная техника; насчитываем 15 бульдозеров. Сколоченные из досок навесы-времянки – кузнечный и сварочный участки. Прииск закрыт. Начальник (хозяин) довел дело до разорения: «участок типа нерентабельный» (а на соседнем участке в год набирают около 200 кг золота – при плане в 150), зарплату рабочим не платил, погряз в долгах. После чего скрылся и находится в розыске. «Кинутых» старателей от души жаль. С другой стороны, бесхозные свалки в такой глуши – настоящий Клондайк для автопутешественников. Тут есть все: болтики, винтики, гаечки, проволочки, пружинки…

Золото здесь добывают с незапамятных времен (несколько столетий назад). Наш гид читает нам лекцию по технологии старателей прошлого и дней нынешних. На берегу из-под камней торчат остатки деревянного лотка-желоба – скорее всего из лиственницы. Технология добычи такая: в деревянные желоба загружалась золотоносная порода. На ближайшей горе устроен емкий резервуар для воды, который наполнялся из стекающего по склону ручья. После того, как лоток загружался, воду сбрасывали вниз по желобу, и она промывала породу. Процесс называется «мытье золота селевым способом». Крупные отмытые камни аккуратно складывали рядом, рукотворные гряды сохранились до наших дней.

…Попадаем на участки современной добычи золота. Варварское, хищническое отношение к природе; золото губит не только души… Каменная пустошь, марсианский пейзаж. Гнетущее впечатление от реки Большая Бирюса: мутная, буро-зеленая вода. Русла у реки сейчас нет, вода совершенно не похожа на прозрачную и чистейшую воду той Бирюсы, по которой мы совсем недавно ехали. А вообще-то здешние места красивы. Выступающие скальные породы – словно решетки огромного гребешка. Каменные пальцы, дыры пещер, скалистые расщелины, изогнутые ветрами деревья. Озираемся, раскрыв от восхищения рты. Но… стоит опустить взгляд долу, как возвращаешься к суровой действительности.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Здесь когда-то шла добыча золота, сейчас это «лунный пейзаж»

После нескольких «внеземных» километров оказываемся на действующем участке. Огромные бульдозеры сгребают в промывочную установку (называется «пром-прибор») подвозимую самосвалами золотоносную породу. Засыпанную в «пром-прибор» породу разбивают сильным напором воды из «водяной пушки». Подходим поближе; «водяной пушкой» – гидромонитором – управляет один рабочий. Длинным рычагом он направляет в узкий короб огромного «лотка» мощную струю воды; от ее напора куски породы – огромные камни – отлетают на десятки метров! Золотоносный же песок скатывается в небольшие отверстия на дне лотка и, пройдя еще несколько очисток, оседает в особых емкостях. Процесс идет в закрытых и опечатанных контейнерах, его уже не видно.

Пытаемся разговорить «водометчика». Он отвечает с неохотой; работают здесь вахтовым методом, посменно. По 12 часов; день на тракторе, другой – на лотке, третий – за рулем грузовика. Тяжело, но есть возможность заработать. На «пром-приборе» проверяют «молодых», впервые приехавших на вахту. Задание простое: «перерубить» ломом сверху вниз струю воды, бьющую из монитора. Кто поумней и посноровистей, успевает выпустить лом из рук. А кто излишне самоуверен и самонадеян, тот крепко держит лом в руках – и делает на ногах оборота три вокруг себя. После такой «проверки» руки неделю болят…

Еще километров 10. До действующего участка и после – километров 20, дорога нормальная. Преодолеваем брод Большой Бирюсы и оказываемся на ручье Катышном. Финиш II этапа! Дальше дорог нет – только зимник. Поздравляем друг друга с очередной победой и… раскладываем походные карты. Ручей Грязнуха, впадающий в Катышный. Охотничья избушка. Мы стоим у подножия Гутарского хребта. Отсюда два пути: один – зимник, другой – тропа. Проводник советует двигаться по зимнику. На другой стороне хребта, на тропе – крутые склоны; человек пройдет, а вот машины – вряд ли. Решаем провести разведку – прокатиться по зимнику и оценить состояние «дороги». Заодно решим, какие машины остаются и – самое главное – где? Кому-то из нас сторожить их. Кому? Все стремятся вперед. Пройденные километры показали, что преодолеть удается даже то, что кажется непреодолимым.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Штурм перевала. Семь километров такой дороги!

Следы машин обрываются метрах в 300 от охотничьей избушки. Дорогу несколько раз пересекает текущий зигзагами с горы ручей. После пологого склона – подъем покруче. Много поваленных деревьев, сдвинутых с дороги трактором. Крутые каменные участки. Поднимаемся на вершину перевала. Дальше идет спуск, но мы останавливаемся здесь, а поэтому до последнего момента не знаем, что нас ждет впереди. Возможно, оно и к лучшему.

Любуемся открывшимся видом. Вдали, через коридор окруженной чахлыми лиственницами дороги, видна заснеженная вершина – пик Триангуляторов, высочайшая точка Тофаларии. Слышен шум текущей где-то внизу горной реки. Крики любопытных, но осторожных кедровок. Заросли сладкой голубики. Прикидываем, как поступать завтра. Стоит ли разведывать другой обход или принять на веру совет проводника и не соваться туда? На вершине, где мы находимся, грунт мягкий; набуксуемся здесь.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Идет дождь. Колея наполнилась сбегающими с вершины ручьями

Вечером торжественный ужин по поводу завершения очередного этапа. У костра продолжается спор на тему «кто пойдет, а кто останется?». Оставаться не хочет никто, даже томичи хотят заглянуть за «бугор». Решено, едем все по частично разведанной дороге. Ближайшая задача – перебраться через Гутарский хребет и дойти до реки Мурхой. Чтобы не терять времени, разведку второй тропы отменяем.

Утром у охотничьей избушки появляется «урал», доставивший группу туристов-водников из Нижнего Тагила. Тоже своего рода экстремалы – хотят добраться до реки Тогул. Им предстоит пройти пешком еще около 80 км – с огромными рюкзаками. Примерно 5 дней пути. Просят подбросить их (или хотя бы рюкзаки) до Мурхоя.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
По этим дорогам еще никогда не ездили такие машины

– Да легко, – отвечаем, – только машины придется толкать.

– Нет, – говорят, – тогда мы лучше пешком.

Конечно, у них только по рюкзаку, а наши аппараты теперь предстоит тащить на себе.

Через пару километров – внеплановая остановка. Виновник – Pajero Колмогорова. Водитель сбивчиво объясняет, что «паджерик» вроде горит, но что и где – не понять. Якобы салон вдруг наполнился дымом. Принюхиваемся – дымом не пахнет. Лезем в салон – ничего подозрительного. Едем дальше. Через полкилометра то же самое; выясняем, что откуда-то пробивается пар. Лезем под капот и обнаруживаем в коробке-«автомате» розовую мутную эмульсию. Значит, туда попала вода. Дальше ехать нельзя, недолго и угробить «автомат». Листаем книжки, обследуем машину. Ясно, что «жидкость» надо менять на свежую. Спасибо спонсорам – новосибирской компании «Авторейд»; на все машины с «автоматами» они снабдили нас качественным и проверенным «дексроном» известной финской марки NESTE Oils – DEXRON IIIG ATF-X. Жидкость меняется вытеснением, так что нужно ее много. Сливаем, сколько удается, доливаем свежего «дексрона» и едем дальше. Важно устранить причину; но потеряв битых 2 часа, причину мы так и не установили. Решаем ехать дальше на свой страх и риск. Радует, что машины идут нормально даже там, где ожидались трудности. Однако судьба подготовила нам «трудности сверху». Дождь застает нас на последнем, самом крутом участке подъема. Дорога превращается в грязевой каток. Машины стоят на месте, шлифуя почву колесами. Колея наполняется водой. «Сильным» (две Toyota 80, два Surf’а, Prado) удается прорваться.

«Сильные» и «слабые» – деление условное. Но к «слабым» (по итогам путешествия – слабо подготовленным) относятся оба Mitsubishi, Toyota Лешего (Виктора Селиванова) и косвенно Isuzu Bighorn с УАЗом. Пять на пять. УАЗ «не согласен» с таким раскладом, и после того, как Сиваракша надевает на колеса цепи, уверенно карабкается вверх, оставляя нас в клубах дыма. Небезуспешно выступает Леша Федюнин со своим Bighorn’ом. Сначала он ходит, приглядывается, отмечает каждый камешек и выступ. Потом садится за руль и, к общему удивлению и восхищению, самостоятельно выбирается на горку вслед за УАЗом. Остальных с помощью лебедки затягивают Джеки и Гаврилов.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Преодолевая моховые болота, помогаем друг другу, используя лебедки, блоки и редкие крепкие деревья

Вершину проходим – вопреки вчерашним разведданным – без «напряга». Испытания начинаются на неисследованной стороне перевала. «Дорога» с виду нормальная и вроде проходимая. Но Куликов, преодолев метров 5, садится – да не просто, а очень основательно. Вытягиваем его обратно на бугор и внимательно изучаем место «посадки». Ни фига себе!

Болото. Почва под ногами качается, словно идешь по огромному надувному матрасу. Решаем преодолевать 30-метровый участок слету – с вершины. Главное – идти по нетронутой почве, благо ширина позволяет. Разогнавшись, пролетаем по болоту, разбрасывая комья грязи. После первых машин спуск уже не узнать. Где-то крутится мысль, что нам еще возвращаться той же дорогой, а мы ее сейчас так… Чудеса акробатики показывает Леший: разогнавшись на прямой, он взлетает на склон, проскакивает несколько метров и передним правым колесом попадает в колею. «Тойота» клюет носом, упираясь в землю. Машина буквально повисает на бампере, 3 колеса в отрыве от земли. На мгновенье она застывает в таком положении (у нас перехватывает дыхание) и… опускается на все 4 лапы. Всеобщий вздох облегчения. Повторять трюк не рискуем; отдаем предпочтение буксиру и стягиваем Лешего на твердую почву.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Образовав цепочку, передаем камни с берега, чтобы завалить валуны на дне реки

Первые метры склона – просто цветочки по сравнению с тем, что ожидало нас впереди. Зимник. «Дорога», пробитая трактором, – сорванная моховина и оголенный торфяник, который держит вес лишь за счет переплетенных корней травы. Корни крепкие, но стоит порвать их – и колеса уходят в топкий, вязкий грунт, из которого самому уже не выбраться. Участок около 2 километров. Тянем машины на себе. Помогаем лебедками, веревками, хай-джеками, мостками. Сражение за каждый метр. Выдергиваем, тянем, подкладываем…

Ночь застает нас на болоте. Ночевка прямо здесь. Девятикилометровый участок от начала «дороги» до реки Мурхой оказался крепким орешком. За день мы прошли каких-то 6 километров, причем первая половина пути далась относительно легко.

Забавно, но у нас вышла питьевая вода. Хотя мы буквально «шли» по воде, не видя необходимости везти ее с собой. В болоте искать воду бессмысленно. Собираем у кого что есть, завариваем чай и засыпаем под аккомпанемент дождя.

Подводя итоги дня, понимаем: начинается самое трудное. Красивый финиш II этапа – да. Но если идти такими темпами как сегодня, то 40 км до цели (поселок Верхняя Гутара) отнимут 10 дней. Примерно столько же займет обратная дорога. А если путешествие затянется? Тогда – «и в бочке дегтя есть ложка меда» – возвращаться придется по холодку, а раз торфяники подмерзнут, то машины пройдут по ним… легко! Почему-то такой вариант нас не устраивает.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Вытягивая машину, приходится еще тянуть «целую гору» мха и…

«И было утро, и была битва…». Назавтра меняем тактику. Что если ехать не по дороге, а – напрямую по моховине? Первым проверяет «качество» моховины Дядя Саша на Surf’е. Попытка удалась, следом перебираются остальные. Толстый слой мха, как ни странно, держит машины. По «дороге» упорно «скребется» Командор, таща за собой 5-дверный Pajero. Видя, что у других дела пошли, тоже выбирается на мох. Штурманы суетятся вокруг машин, цепляя и перецепляя веревки, разматывая и сматывая лебедки. Ноги вязнут в мягком мху; все равно, что бегать по перине. А побегать с веревками приходится изрядно. Задача штурманов – вовремя перехватить веревку или трос, чтобы набравшая ход машина не наехала на нее (на него); потом трудно доставать. Еще хуже, если трос или веревка намотается на колесо.

Набегавшись, падаем без сил, но немного отдохнув, снова принимаемся за работу. В ход идут пилы. Валим мешающие проезду деревья. Пильщики рванулись было с энтузиазмом, но «косят» деревья у поверхности мха. Такая работа не нужна – мох прогибается под тяжестью машины, корни упираются ей в днище. Просим «лесовалов» спиливать стволы как можно ниже, причем убирать только мешающие движению деревья. Небольшие используем как дополнительную опору, наезжая на них колесами. Деревца утопают в мох. А затем вновь поднимаются, как ни в чем не бывало (все равно жалко; справедливые упреки «зеленых» принимаем). Идем по неширокой полосе вдоль дороги. Местный лес гниет, бедолага; так что в принципе вреда от нас немного. За редкие крупные деревья цепляемся лебедками, применяя корозащитные стропы. Толстых и крепких мало; чтобы не вырвать дерево с корнем, придерживаем его, упираясь в ствол руками.

Неплохо себя показывают Cruiser’ы; казалось бы, тяжелые машины, но мощные движки, широкая резина (давление стравливаем до 0,8 атм) с приличным пятном контакта позволяют им легко идти даже по такому покрытию. Они не только проходят сами, но и тянут за собой других. Если дело совсем худо, разворачиваются и пускают в ход лебедки.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Брод реки Мурхой – сильное течение и большие камни

Упорно не хочет продвигаться своими силами Toyota Лешего. Причин несколько; главная, пожалуй, – в конструкции мостов. У ВНЕДОРОЖНИКА рессоры и стремянки расположены не над, а под мостом(?!), что понижает дорожный просвет и ограничивает проходимость. Когда автомобиль тянут лебедкой, он цепляет мох и тащит за собой огромные стога, а они – лишнее сопротивление и вес. Другой минус – подбор передаточных чисел (как у коробки гоночного автомобиля): с места «тойота» трогается с пробуксовкой. А здесь нужен аккуратный «натяг»; не помогают даже цепи. Третий фактор – сам водитель, выходящий из себя из-за первых двух. Каково управлять машиной, которая отказывается ехать?!

Участь «посиделок» постигает почти все машины, но кто-то справляется самостоятельно, а кого-то приходится тянуть. Своим путем идет Федюнин. Тщательно выбирает траекторию, отыскивает естественные опоры – к примеру, участки, поросшие белым мхом-ягелем. Мощный 3-литровый двигатель и коробка-«автомат», не дающая колесам срываться в пробуксовку, позволяют исполнить задуманное. Присев, Федюнин поднимает машину хай-джеком, подкладывает под колеса мостки; большую часть пути он проходит самостоятельно. На преодоление каких-то 2 километров уходят часы. Когда мы выезжаем к реке, нашему восторгу нет предела. Мы уже рядом с Гутарой, поселок совсем близко. Теперь около 20 км вдоль Мурхоя, а до населенного пункта примерно 40.

Намучившись за день, мы, тем не менее, полны решимости переправиться на тот берег. Мерим дно. Тут река поуже, чем на Бирюсе, но глубже – и течение сильнее. Готовим тропу, убираем крупные камни. Неподъемные обкладываем мелкими, передавая их по цепочке. Минут 40 работы – и первая машина уходит на ту сторону. За ней еще 7. На берегу остаются два томских экипажа, дальше они не пойдут. Свои замыслы они воплотили в жизнь (и даже с верхом), – с выходом на III этап. Ждать нас обратно нет смысла; неизвестно, сколько времени уйдет. Машины в такое время года здесь еще не ходили, нам предстоит впервые.

Ночевка на берегу Мурхоя. Утром томичи отправляются в обратный путь. Благодарим их за все. Отдельное спасибо Гаврилову: его (и его лебедки) помощь немало значила и на Бирюсе, и в болоте. Долго еще слышим их переговоры по авторации. Дела у них идут неплохо: уже к обеду томичи передают, что достигли вершины перевала и уходят вниз. Связь обрывается, наши друзья вышли из зоны приема.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Штурманам приходится работать в холодной, бурной реке

…Никак не определимся с тем, кому оставаться. Ехать хотят все; охота пуще неволи. Вперед!.. Начинается сильный ливень – и продолжается (с небольшими перерывами) до самой ночи.

Через 500 как бы «сухих» метров нас ждет очередной брод. Лезем в воду – готовить выезд. Трудно определиться, где его устраивать. В конце концов приходим к консенсусу и ждем первую машину. Командор, добравшись до противоположного берега, лебедкой вытягивает «круйзер» на берег. С помощью лебедки двигаем огромные камни, мешающие проезду. Ломиком и лопатами подравниваем берег. Крепим выезд мелкими камнями. В добрый час!

Еще метров 700 посуху и – очередной брод. За ним еще несколько сот метров по берегу и – новая водная преграда. Много времени тратим на прокладку «коридоров». Стараемся, чтобы броды получались «травмобезопасными» для автомобилей. Ведь нам предстоит здесь же ехать обратно. Двигать массивные камни в воде нам помогает река. Главное – раскачать камень; сильное течение подхватывает его и перекатывает в сторону. Деревья пилим только те, что мешают проезду, – бережем природу, силы и пилы. Увы, приключения отражаются на бортах автомобилей, которые покрываются паутиной царапин и неровностями вмятин.

Вечером приключается вторая серьезная неприятность (после расколотой сливной пробки), теперь уже с автомобилем Сиваракши. Под вечер на одном из бродов он на своем УАЗе налетел на камень. Подсел крепко – ни вперед, ни назад; его дергает Surf Джеки. С первой попытки снять УАЗ с камня не получается. Рвануть посильнее? Замечаем, что-то отвалилось. Заглядываем под машину… Мамочка, кардан пополам! Вероятно, сев на камень, машина погнула вал, а когда ее сдернули, он и переломился. Экстренные водолазные работы: крепим обломки к раме и вытягиваем машину на берег. Становимся лагерем, но ремонт оставляем до утра, которое мудренее вечера.

С восходом солнца разворачиваем СТО. Вадик – специалист по восстановлению УАЗов. И здесь он верен себе: правит места перелома. Из куска железа «болгаркой» вырезает 4 пластинки, а затем от аккумулятора приваривает их к кардану, скрепляя его половинки. Теперь остается поставить вал на место – и машина вновь готова к путешествию!!! Пользуясь паузой, устраняем мелкие поломки на других машинах. Специфические «травмы»: разбитые «глушаки», погнутые защиты.

Раз, другой мимо плывут водные путешественники. Разглядывают нас с любопытством, но дикого удивления от встречи в такой глуши не проявляют; наслышаны. Но вот претензий в свой адрес мы ожидали меньше всего. Оказывается, мы своими машинами где-то якобы повредили дорогу, да так, что по ней не прошли даже УРАЛы!!! Где, когда? Вины за собой не чувствуем: явная напраслина. Как потом выяснилось, водители УРАЛов, что завозят группы туристов, узнали что «какие-то УАЗики» прошли через перевал к Мурхою. «А УРАЛы хуже что ли?», – и взяли с туристов отдельную плату за лишний перевал. А сунувшись туда, крепко сели. Пришлось возвращать деньги, а вину валить на нас. Один из «уралов», оказывается, завяз так, что сам выбраться уже не мог. Водителю пришлось идти за помощью на прииск. Эта история только добавила нам заслуженной гордости.

Спонсоры экспедиции
Автомобильные масла NESTE-«АВТОРЕЙД»
Производственная фирма «СТРОП»
Компания «ФОТОЛЕНД»
Дизайн-мастерская «АРБАТ-ДИЗАЙН»
Выставочное общество «СИБИРСКАЯ ЯРМАРКА»
ЧП «САРЫЧЕВ»-ANTEX
ООО «РЕЛЬЕФ-ПЛЮС»
Информационная поддержка
«Авторадио-НОВОСИБИРСК»
«Радио-ШАНСОН»
«Радио НОВОСИБИРСК»
Генеральный информационный спонсор
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ «ТУРБО»