Hakkapeliitta в любых условиях…

Hakkapeliitta в любых условиях…

Фото Виктора Григорьева

Закончился февраль – последний месяц зимы. Но, как обычно бывает в Сибири, март еще долгое время расхлебывает зимние забавы. Начинаются резкие перепады температуры воздуха, и для автомобилистов открывается экстремальный сезон. С центральных улиц снег худо-бедно вывозили, и там нет толстого песочно-ледяного слоя «манны небесной».

На примыкающих же улицах машины снег просто укатывали колесами с той частотой, с которой он выпадал. В дни оттепели он начинает проваливаться, тем самым доставляя водителям массу проблем. Волею случая такие неприятные моменты заставляют подумать или хотя бы помечтать о добрых шинах. Хорошо, что мне мечтать не надо. Ведь на редакционном Suzuki Escudo стоят самые продвинутые зимние шипованные шины для внедорожников от финской компании Nokian Tyres, Hakkapeliitta Sport Utility 5. Намотав на них уже около 3 тыс. км, привыкнув к ним и зная их свойства и технические характеристики, уверенно езжу по любому покрытию дороги в зимних условиях.

В конце января ездил я в командировку в Кемеровскую область. Водители-новосибирцы знают маршрут не понаслышке. Особенно до границы соседней области. Многие участки трассы можно смело назвать естественным полигоном для испытания подвески и колес своей машины. Трасса, конечно, не дает расслабиться ни на секунду. Длинные участки чистого асфальтового покрытия чередовались с обледенелыми. Резкие изменения ходовой поверхности (асфальт, лед) никоим образом не влияли на поведение машины при скорости 80-90 км/ч. Одна из опаснейших ситуаций – когда  на скорости с асфальта вылетаешь на лед, и приходится «ловить» машину. В поездке такого не ощущалось, хотя ездил на заднем приводе. Пятно контакта шин с дорогой практически одно и то же. По поводу шума: принято считать, что шипованая резина шумит. Относительно чего? Наличие металлических шипов говорит само за себя и зимние шины, с глубоким протектором, не могут быть бесшумными на асфальте. Приходится тестировать разные «вседорожники», обутые в шипованную резину, с отличной шумоизоляцией салона. Не скажу, что на ходу отсутствовал шум от шин. К этому свойству шин, я отношусь лояльно. На вкус, цвет и шум – товарищей нет.

зимние шины Hakkapeliitta
Жесткость бокового ребра конструкции шины не дает «подламываться» ей в крутых поворотах
зимние шины Hakkapeliitta

Объезд препятствия я проводил совместно с Виктором Жигулиным, руководителем «Центра высшего водительского мастерства» по методике профессора Э.С. Цыганкова. Целью упражнения было проверить сцепление шин (снег, лед) в критической ситуации. На скорости 40 км/ч в режиме полного привода вхожу в полосу («змейка») мнимых препятствий. Фишки расставлены друг от друга на расстоянии 2-х корпусов машины.  Совершаю резкий маневр, чтобы избежать столкновения с препятствием на льду, запорошенном снегом. Надо понимать, что полностью полагаться на шины не стоит, какими бы они ни были. Тем не менее, отдаю должное сцеплению шин с таким коварным дорожным покрытием. Высший балл за управляемость. И повторюсь: какие бы ни были шины, полностью исключить возникновение аварийной ситуации они не могут, просто хорошие и проверенные шины помогают адекватно контролировать курсовую устойчивость, траекторию машины, ее торможение.

зимние шины Hakkapeliitta
Боковое сцепление, рисунок и глубина протектора – дают возможность совершать резкие и прогнозируемые маневры на скользком покрытии
зимние шины Hakkapeliitta
«Побить» рекорд скорости 321 км/ч на природном льду не получилось

Виктор Жигулин тоже намотал кругов 10 и оценил шины по достоинству. На «отлично». А его авторитетному мнению я доверяю. В общем, на тренировочной трассе автодрома «Юниор» удалось попробовать шины в различных скоростных режимах в поворотах, на прямых участках; разгон-торможение на самом коварном покрытии дороги. Все автолюбители знают, что такое на дороге лед, прикрытый снегом. Сцепные свойства шин Nokian Hakkapeliitta Sport Utility 5 понравились мне во всех отношениях. На наших испытаниях  Nokian подтвердила прекрасные результаты, полученные независимыми экспертами, в части разгона и замедления на укатанной зимней трассе и на льду.

зимние шины Hakkapeliitta
Крутой поворот. Снос машины начинается с 50-и км/ч.
И отличный выход на прямую
зимние шины Hakkapeliitta
Прогнозируемое торможение

Причем рыхлый снег – тоже их стихия. Здесь шипы уже не так важны. Ключевую роль играют рисунок протектора, расположение канавок и, конечно, состав, из которого сделана покрышка. Вот «медвежий коготь», да супергладкая поверхность внутри канавок и делают основную «работу» на снегу.

зимние шины Hakkapeliitta
В свое удовольствие

Вывод такой: финны делают действительно замечательные покрышки. Теперь меня трудно убедить в том, что есть лучшие зимние шины. Возможно, и есть, но мне нравится уверенно ездить на Nokian.