Газовые ценошутки

Текст из газеты «Метро Новосибирск» 2006 г.

Вот такая заметка появилась в некоторых СМИ (в качестве примера – текст из газеты «Метро Новосибирск»). Автомобилисты заволновались. Кто-то уже перевел свое авто на газ или намерен перевести… Получается, что затраты на дорогостоящий «апгрейд» искомой экономии не принесут? Попробуем разобраться.

Не забывайте, что существуют два варианта: природный сжатый газ (метан) и сжиженный нефтяной газ (бутан-пропановая смесь). И тот, и другой прекрасно работают в качестве моторного топлива, о чем в «Турбо» разговор шел уже не раз. Добавим только, что природный газ потребляется еще и в быту – газовые плиты, отопление и др.

Природный газ – дар недр, полезное ископаемое, которого хватит, по данным геологии, еще на 200 лет (даже если геологоразведка не найдет новых месторождений). Альтернативное газовое топливо – бутан-пропановая смесь – есть побочный продукт при перегонке нефти в автомобильное горючее. А поскольку бензин/дизтопливо как производили, так и продолжают производить, то нефтяной газ остается их неизменным спутником. Продуценты тратятся на «упаковку» (технология сжижения) и транспортировку смеси до потребителей. Дистрибуция.

Теперь о стоимости. Вот что нам сообщил Дмитрий Мельчуков, коммерческий директор компании «Аргут-С», оптового поставщика бутан-пропановой смеси: «Вообще, цена нефтяного газа достаточно жестко привязана к бензиновому ценнику. Для розничных потребителей она зависит от двух факторов: отпускных цен НПЗ и железнодорожных тарифов. Можно прогнозировать удорожание не более, чем на 10% в течение текущего года, но никак не в 2 раза, как сообщается в заметке».

А что же природный газ? Его стоимость регулируется Постановлением Правительства РФ №31 от 15 января 1993 года «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом»: «Установить на период действия регулируемых цен на природный газ, поставляемый населению, предельную отпускную цену на сжатый природный газ… в размере не более 50% от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, включая налог на добавленную стоимость». И его никто не отменял.

Арифметика проста. Берем для расчета ближайшее (по октановому числу) топливо: АИ-80 – 16 руб. за литр. Следовательно, цена природного газа не может превышать 8 руб., что, собственно, и наблюдается.

Так откуда же непроверенная информация? К сожалению, путаница с газовым топливом имеет место, хотя наша страна – один из ведущих в мире продуцентов «голубого» топлива.

В последнее время в СМИ обсуждается вопрос о цене природного газа (метана) – как моторного топлива. Но кое-кто из журналистов бежит впереди паровоза и заодно «повышает» цену на нефтяной газ, вводя автомобилистов в заблуждение (мягко говоря). А «виной» всему – заседание правительства от 30 ноября 2006 года, где обсуждался вопрос цен на природный газ. В итоге чиновники дали добро на 3-кратное удорожание газа для НАСЕЛЕНИЯ и ПРЕДПРИЯТИЙ равномерно к 2011 году! В первую очередь из-за того, что цены, по которым сегодня отпускается газ, слишком уж низкие (1,1 руб. за 1 м3) и убыточны для того же «Газпрома».

Поэтому и изобретена «формула равновесия» внутренних и экспортных цен с точки зрения стоимости газа на европейском рынке на уровне 260 долл. Учитывая 30-процентную экспортную пошлину и транспортные расходы, получаем 125 долл. за 1000 кубометров на внутреннем рынке. На такой уровень, как предлагают в правительстве, наша страна выйдет лишь к 2011 году.

График повышения цен на газ для населения выглядит так: 2007 год – рост на 15%, 2008 – на 14%, 2009 – на 13%. И так до 2011 года, когда внутренние и экспортные цены сравняются (хотя реально внутринациональные тарифы останутся на 43-45% ниже, чем в Европе). Внимание: речь на заседании шла опять-таки о ПРИРОДНОМ газе для бытовых нужд. И ни слова о нефтяном газе (бутан-пропановой смеси)!

Так что спешим заверить читателей: спите спокойно. И переводите свой автомобиль, если есть желание, на недорогое и сравнительно чистое топливо.