ГАЗмен. Тест-драйв Mercedes E320

Тест-драйв Mercedes E320

фото Владимира Новицкого

Автомобили престижных марок всегда в почете. Однако сегодняшний тест-экземпляр примечателен не столько происхождением, сколько технической начинкой. Кому не знаком Mercedes Е-класса? Казалось бы, ну что необычного в общеизвестной модели? Но не всегда по «внешности» узнаешь о такой особенности машины, как способность ее двигателя работать на двух видах топлива: на обычном бензине – и газе. Сразу оговоримся, что речь пойдет только об одной из разновидностей газового топлива – смеси бутана-пропана.

Тест-драйв Mercedes E320

Газ завоевывает признание; угнетающий рост цен на бензин и дизтопливо заставляет автомобилистов задуматься. Сжиженного газа расходуется (в литрах) процентов на 10-15 больше, чем бензина или дизельного топлива. Но при сравнительно низкой цене бутан-пропановой смеси получается значительная финансовая экономия.

В народе бытуют разные мнения о переходе на газ. Одни сокрушаются о потере мощности или сетуют на дополнительный вес автомобиля. Другие всерьез опасаются взрыва при аварии…

Чтобы получить ответы на вопросы и выдать на-гора свое мнение о «газифицированном» автомобиле, мы решили выбрать на драйв-тест именно такой. Волею случая получили Mercedes E320; автомобиль принадлежит Роману Николаевичу Митьковскому, директору установочного центра «Автогазаппаратура». Владелец выступал в роли эксперта, готового ответить на все вопросы и развеять опасения. Конечно, вопрос о топливе стоял на первом месте; однако тест есть тест, а значит, и самому автомобилю мы тоже уделили немало внимания.

Глазастый

Обновленный Е320 представлен публике в 2002 году. Тест-машина – как раз 2002 года выпуска. Экстерьер претерпел незначительные изменения. Сглаженные линии, чуть «мягче» обводы светоблоков. В целом хорошо знакомая внешность: в городе такая модель встречается часто. А вот технические характеристики по сравнению с предыдущей моделью изменились: автомобиль «полегчал» и уменьшил «максималку» на 6 км/ч.

Тест-драйв Mercedes E320
Ничто не выдавало в нем «газмена»

Порода

«Мерс» есть «мерс»: кожаный салон, качественный пластик, вставки «под дерево». Электрорегулировки водительского сиденья в 3-х направлениях с оригинальным расположением ручек: в отличие от большинства моделей – на верхней панели двери, рядом со стеклоподъемниками и регулировками зеркал. Ухватистый и чуткий 4-спицевой руль с клавишами управления музыкой и «салонным» hand’s free на ступице. За ним – панель приборов с черными делениями: серебристая – в цвет автомобиля, наверное. Серьезный минус, потому как в солнечную погоду глаза режет. Кроме того, сенсорная панель, извещающая о времени с момента последнего запуска двигателя, о запасе топлива и его примерном расходе «на сотню», – теряется в яркой окантовке.

Тест-драйв Mercedes E320
Богато!

Центральная консоль изобилует клавишами, кнопками и переключателями. Заглавную роль взял на себя, конечно же, «телефон»; однако и без него панель выглядит загруженной: кнопки управления подогревом сидений, кондиционером, дисплеем, и даже рычажок, позволяющий заблокировать все, – защита от детей или от домашних питомцев.

Тест-драйв Mercedes E320
А сенсорных панелей здесь не видно…

Удобны кожаные сиденья с отличной боковой поддержкой и роскошный задний диван. Правда, сидеть там лучше вдвоем – третьему пассажиру 2-й ряд удобств не предоставит. Да и воздуховода от кондиционера ему, в отличие от других, не полагается. В целом салон вместительный и комфортный – как-никак Mercedes.

В связи с установкой спец-оборудования в салоне появился еще один переключатель. Правда, невооруженным глазом заметить его трудно: спрятан в особом отделении «бардачка» между водителем и пассажиром. У него два положения – бензин и газ; одно нажатие, и система сама переходит на другой вид топлива.

В салоне приятно пахнет кожей, никакого намека на газовый «аромат».

Тест-драйв Mercedes E320
Тумблер переключения «газ-бензин»
Тест-драйв Mercedes E320
Все под рукой

Мощность

Под капотом у «мерина» – V-образная «шестерка» с 224 породистыми немецкими лошадками в стоке (то есть до установки газовой системы). Разгон очень динамичный, машина идет легко.

Коробка передач и подвеска нареканий не вызвали. Фирменная зигзагообразная линия КПП исчезла. Переключения «автомата», замаскированного под «ручку», – мягкие, практически не ощущаются, что в бензиновом режиме, что в газовом.

Дорогу «крейсер» держит уверенно, на кочках не раскачивается. Подвеска (передний мост на 4-х рычагах и задний – на рычагах, ориентированных в разных плоскостях) отлично справляется со своими задачами. В качестве опции можно выбрать пневматическую подвеску.

«Круговые» дисковые тормоза (спереди вентилируемые) сразили наповал. Тормозная система моментально отзывается даже на самое слабое нажатие на педаль.

Тест-драйв Mercedes E320

Газобаллонная аппаратура

Устройство несложное: на блоке цилиндров монтируется (через особый держатель) ряд дополнительных газовых форсунок с датчиком, контролирующим их работу. Цилиндр – форсунка; устанавливается также спец-ЦПУ, регулирующее подачу того или иного горючего. Кроме того, монтируют газовый фильтр.

Тест-драйв Mercedes E320
Ряд газовых форсунок. Для эстетов…
Тест-драйв Mercedes E320
Газовый фильтр можно подобрать из «нашего «железа»

В кузове автомобиля (у легковых – как правило, в багажнике) размещают и закрепляют баллон выбранной клиентом емкости.

Тест-драйв Mercedes E320
Баллон занимает не так уж много места

Кстати, он ну никак не может пострадать при ударе. Его стенки в разы толще, чем у бензобака; так что скорее тот пробьется, нежели баллон. Придумывают «способ» заправки: отдельный лючок, вынесенный на внешнюю поверхность кузова авто – или хитроумно спрятанная крышечка. По внешности тест-машины ни за что не догадаешься о ее «газифицикации», поскольку заправочный лючок спрятан в багажнике – возле самого баллона.

Тест-драйв Mercedes E320
Заправочный клапан спрятан в багажнике

Размещение узлов системы не регламентировано: для каждого автомобиля по-своему. Потому и «забирают» машину у клиента на пару дней. Помимо монтажа оборудования, проводятся настройка системы и обкатка автомобиля. Кстати, на турбомотор времени уйдет больше – по понятным причинам. Для авто с 4-цилиндровым двигателем бутан-пропановое оборудование стоит от 20 тыс. руб., с 6-цилиндровым – от 35, и т.д.

Представленная система подходит для инжекторных моторов, которых подавляющее большинство. Оборудование есть и для карбюраторных, причем стоит оно намного дешевле.

Пускается двигатель на бензине, а уже после прогрева компьютер «смотрит», какой режим выбран водителем, и переключается на другое топливо – или же остается на прежнем. Он же контролирует запас топлива – как в баллоне, так и в баке. Если сжиженный газ вышел, система автоматически перейдет на бензин – и наоборот.

Тест-драйв Mercedes E320
Мозг всего оборудования

Само подключение происходит так: на месте или на ходу (в принципе – неважно, в какой момент движения вам в голову придет сменить вид топлива) водитель нажимает кнопку смены режима. Двигатель работает на «холостых» оборотах. Бензиновая смесь еще догорает, а бензиновые форсунки уже «закрываются» и начинается подача сжиженного газа. Получается забавно: в 6-м цилиндре еще бензин, а в первом – уже бутан-пропановая смесь. Переход последовательный: сначала 1-4-й цилиндры, затем 2-5-й и, наконец, 3-6-й. Под капотом слышны щелчки, по ним можно «увидеть» последовательность подключения.

В принципе автомобилист может ездить исключительно на газе. Единственное условие – хоть полчаса в день нужно покататься на бензине; тогда в работе агрегатов не возникает неполадок. Ну и, конечно, необходимо через месяц после установки приехать в фирму на «обследование».

Газ выгоден – безусловно. Особенно для обычной городской «маршрутки» – ГАЗели. В год, при огромном пробеге (скажем, тысяч 250 км), вы экономите на горючем примерно столько же рублей. Получается, что себя окупает не только система, но и сам автомобиль.

Компания «Автогазаппаратура» предлагает итальянские системы BRC. Как нам сообщил Роман Николаевич, BRC – одна из самых совершенных на рынке. Существует, конечно, множество аналогов польского, китайского и даже российского производства. Однако по качеству и по сроку службы они сильно уступают итальянскому оборудованию.

Гарантия дается на год, однако «ходит» оно, конечно же, намного дольше. Подобную систему Роман Николаевич впервые установил 3 года назад. Сейчас она работает на автомобиле его знакомого, который уже откатал на ней 300 с лишним тыс. км. За все время только несколько раз «чистили» форсунки, да меняли фильтр – как и на автомобилях с обычными бензиновыми двигателями.

Коснемся самых «болезненных» вопросов – таких, как мощность и вес. В ходе проведенного испытания мы замерили разгон до «сотни» в обоих режимах. Разница – доли секунды. Понятное дело, что говорить об изменении мощности можно лишь в том случае, если газифицированный автомобиль «загнать» на диностенд.

А вес… Судите сами. Баллон тянет килограммов на 30; существенно. Само собой, спортсменам, борющимся за секунды, лишние килограммы покажутся убийственными, но в обычной легковушке утяжеление равносильно посадке лишнего пассажира.

Есть несколько разновидностей газобаллонного оборудования. На тест-экземпляре установлена система последнего – IV – поколения с автоматическим переходом между режимами. Эта технология полностью соответствует требованиям ЕВРО 4.

Впечатления

В целом впечатления от автомобиля, двигатель которого работает на сжиженном газе, – положительные. Отличия – как визуальные, так и в плане ощущений на ходу – в глаза не бросаются. Конечно, если заглянуть под капот или в багажник, тайна раскрывается. Ну и на АЗС… вернее АГЗС. В обслуживании газобаллонное оборудование неприхотливо: полчаса в день на бензине, своевременная замена фильтра – вот, собственно, и все.

Кто-то относится к газу с сомнением, кто-то – с опаской. Так считают те, кому пока не довелось прокатиться на «газифицированном» автомобиле. Мнение же редакции однозначно: газ – исключительно выгодная альтернатива бензину.

 

Технические характеристики Mercedes E320
Тип кузова седан, 5-местн., 4-дверн.
Снаряженная масса, кг 1570
<Двигатель: бенз., 6-цил., V-образн., (с возможностью перехода на бутан-пропан)
Рабочий объем, см3 3200
Макс. мощность, л.с. 224 при 5600 мин-1
Макс. крутящий момент, Нм 315 при 3000 мин-1
Трансмиссия: задний привод
Коробка передач: автоматическая, 5-ступенчатая
Макс. скорость, км/ч 243
Разгон до 100 км/ч, сек. 7,7
Расход топлива, городской цикл, л/100 км 9,9
Размеры, длина/ширина/высота, мм 4820 / 1820 / 1450
Колесная база, мм 2855
Дорожный просвет, мм 160

 

Владимир Новицкий
за рулем c 1991 года,
ездит на автомобиле Suzuki Escudo

Кто знает, возможно, в недалекой перспективе нам светит ездить на альтернативном газовом топливе – за ним будущее. Выгодно с любой точки зрения: окружающая среда, экономия в эксплуатации, ресурс двигателя.

До испытаний Mercedes E320, переоборудованного на бутан-пропан, мое отношение к газовому топливу оставалось двойственным. Теория и практика несколько разошлись. Дело в том, что двое моих хороших друзей несколько лет назад получили неудачный опыт по установке газобаллонного оборудования, и оба сняли его – по объективным причинам. Не исключено, аппаратура попалась недоработанная – или электронные мозги глючили. Со слов специалиста, иной раз ставят «сырую» подделку. Или же берут комплектующие разных стран-производителей: форсунки венгерские – «мозги» польские (и наоборот). В общем, многое зависит от качества газобаллонного оборудования, правильной установки и грамотной настройки системы.

В установке оборудования на тестируемом автомобиле виден высокий профессионализм. Ничто здесь не напоминает об операции вживления, узлы газовой аппаратуры гармонично и эстетично вписались под капот. Уверен, что далеко не каждый автомобилист поймет и определит, что и где здесь установлено и как работает.

Сам баллон для бутан-пропана смонтирован в багажном отсеке – тоже аккуратно; вопреки бытующему мнению, полезную кубатуру уменьшил незначительно. Специалисты ставят баллоны различной емкости (по литражу) и с учетом особенностей автомобиля выбирают оптимальный вариант. Заправочный клапан по желанию клиента выносится в любое место, и смотрится он тоже нормально.

Мотор тест-машины работает на топливе двух видов – сжиженный газ или бензин; очень удобно в дальних поездках. По ходу эксплуатации выяснилось, что 80 л бензина и 65 л газа хватает в среднем на 1000 км. Согласитесь, прекрасная автономность.

Двигатель стартует на бензине, хотя особым плюсом при наших зимах стал бы запуск именно на газе. На ходу никакой разницы не чувствуется. А динамика разгона у «мерса» впечатляющая! В общем, мое отношение к газобаллонному оборудованию кардинально изменилось – в лучшую сторону. Говорят о газе разное, но лучше самому удостовериться. Мне понравилось.

 

  Виктор Жигулин
экс-автогонщик,
тренер и судья I категории по автоспорту

Лет 20 назад мне уже доводилось управлять автомобилем с двигателем, работающем как на бензине, так и на газе. Грузовик, а затем и легковушка. Неистребимый запах, а при работе на газе еще и потеря мощности. И вдобавок к сказанному – ранний ремонт головки блока (клапаны горели). Отсюда, естественно, недоверие к газовой аппаратуре. И когда мне предложили принять участие в испытаниях автомобиля с газобаллонной аппаратурой, положительных эмоций, честно признаюсь, не возникло…

Предоставленный на испытания Mercedes E320 вызвал удивление уже тем, что на такой машине установлена газовая аппаратура, – все же мы не в Европе. Открыв капот, замечаю отсутствие привычного редуктора давления – лишь блок форсунок. Интересно. Вдруг слышу легкое потрескивание (будто «прошивает» провод высокого напряжения): хозяин автомобиля нажал кнопку и перевел питание на газ. И сразу заметно – на слух, что двигатель работает мягче.

Превосходно, а теперь проверим «мерина» на ходу: для объективного сравнения чередую бензин и газ. Разгоняю автомобиль до 100 км/ч; по электронному секундомеру разница – в доли секунды. Но ведь один замер не показателен, поэтому выполняю несколько попыток; результат практически одинаков. Отмечаю, что в ходе скоростных заездов мой слух улавливает разницу в работе АКПП: при работе двигателя на газе «автомат» переключается более плавно и менее шумно, чем на бензине. Причем владелец автомобиля это тоже замечал, но решил, что ему кажется. А запаха совсем нет!

После нескольких заездов отправляюсь дальше, а в мыслях остаюсь на месте испытаний. И вдруг ловлю себя на том, что мне хочется перевести на газ свою машину.

А вам?

 

Редакция благодарит установочный центр «Автогазаппаратура» за предоставленный автомобиль