Чем мы дышим? Травой!

Салонный фильтр

Каждый сезон автомобилисты меняют воздушный фильтр, чтобы их железным коням было чем дышать. Но мало кто задумывается: а чем же дышит сам водитель в процессе езды? Вроде как за качество воздуха отвечает салонный фильтр, коим комплектуются иномарки (большинство), а с недавних пор – и отечественные автомобили.

Вот здесь вас может поджидать сюрприз. У некоторых даже новых автомобилей коробка под салонный фильтр нередко оказывается пустой, чтобы снизить стоимость «производства». Конечно, рыночная цена от этого не изменится. И доверчивый покупатель будет ездить, уверенный, что его легкие защищены.

Но даже если фильтр есть, за его качество и «чистоту» после продажи никто уже не отвечает. В суровых сибирских условиях пыль, пыльца, пух и прочие весьма неприятные для носа элементы превращаются в грязь, которая застывает прочной коркой на поверхности фильтра. Под воздействием влаги микроорганизмы, содержащиеся в воздухе, с удовольствием размножаются в созданной для них таким образом среде. В итоге, вытащив однажды на свет Божий фильтр, вы можете лицезреть великолепные заросли вреднейших бактерий, которые влегкую поражают ваши (простите за каламбур) легкие известными лишь узким специалистам болезнями.

«Чистота дыхания»

Она оценивается при использовании показателей качества воздуха (ИЗА 5 индекс загрязнения атмосферы). Это сумма пяти предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ за год. Средний показатель ИЗА по России в течение последних семи лет составляет чуть более 5,0; в Новосибирске он колеблется от 17,2 до 30,8.

Медики подсчитали, что в течение жизни через легкие человека проходит около 250 миллионов литров воздуха. Современный человек проводит за рулем автомобиля в среднем по 3-4 часа в сутки, а кто-то и весь день. Значительная часть потребляемого водителями воздуха идет через автомобильный кондиционер или печку. Если верить исследованиям, то в салоне автомобиля концентрация вредных веществ в 3 раза (а то и в 6 раз) выше, чем на улице или на «свежем» воздухе. Представьте, чем и в каких количествах успевают наглотаться ваши легкие за сравнительно недолгую поездку!

Немного теории

Салонный фильтр очищает поток воздуха,  поступающий внутрь автомобиля, оставляя «за бортом» пыль (а также бактерии, грибки, пыльцу, насекомых, пух, споры растений…) и позволяет нам легче дышать. Конечно, в случае, если фильтр сделан добросовестно и установлен недавно.

К подобным фильтрам автопродуценты предъявляют жесткие требования. Хороший фильтр должен качественно очищать поступающий воздух (расчетный показатель – до 90% вредных веществ), оставляя в последнем как можно меньше «грязных» частиц. При этом сохранять свои свойства и работать в процессе жесткой эксплуатации в течение срока, рекомендованного заводом-изготовителем. И, конечно, пропускать максимальное количество свежего, чистого воздуха.

Как устроен салонный фильтр? Все просто. Несколько слоев фильтрующих поверхностей с различными функциями. Первый и самый «простой» – слой бумажный, который задерживает частицы крупного размера (больше 10 микрон). За ним технологи располагают электростатический фильтр, останавливающий частицы размером меньше 10 микрон. Следом производители помещают (в некоторые модели фильтров) специальный слой, снабженный активированным углем, который фильтрует воздух. То есть не пускает вредные газы и неприятные запахи; процесс именуется адсорбцией. И последний – дополнительный – фильтр завершающей очистки; так сказать, запасной парашют. Есть фильтры однослойные, а есть и трехслойные; все зависит от того, какой вид выбрал производитель автомобиля для своего подопечного.

«Кислородная маска»

Выбирая новый фильтр, убедитесь, что он снабжен всеми этими слоями (см. информацию на упаковке). Идеальный вариант, а для аллергиков – просто единственный. Но! Мало только знать о фильтре и радоваться, что он в автомобиле есть.

Вы трогаетесь с места – а от воздуха, который гонит кондиционер, хочется чихать и плакать? Это чревато ослаблением внимания за рулем, а значит, повышается риск аварии.

Летом становится чересчур жарко, а зимой печка плохо греет? Панели возле воздуховодов быстро становятся пыльными и электризуются? Если вы хотите избавиться от этих проблем и не желаете получить «запыление» легких (пневмокониоз) – позаботьтесь о своевременной замене салонного фильтра. Его следует менять до того как скопившиеся в нем грязные частицы «забьют» фильтр, мешая воздуху свободно проникать в салон и, следовательно, ухудшать его вентиляционные качества.

Производители рекомендуют менять салонный фильтр каждые 15000 км пробега – или раз в год.

Учитывая, что с каждым днем экологическая ситуация в Новосибирске особо не улучшается, стоит задуматься: а чем дышите лично вы? Может быть, тоже травой?