Близнецы

Близнецы

Четыре десятка лет назад американские автомобилисты получили первые (во всяком случае после II мировой) отечественные модели с передним приводом. Значимая веха в истории автомобилестроения – причем не только для США.

Oldsmobile Toronado
Oldsmobile Toronado

Между двумя войнами там уже выпускали переднеприводные легковушки, – например, эксклюзивный Cord 810. А потом о них забыли – до начала 60-х, когда у General Motors запустили проект XP-727. В руководстве GM решили, что с революционной новинкой выступит отделение Oldsmobile – из осторожности. И в ноябре 1965 года изумленным американцам показали «чудо в перьях»: спорт-купе под названием Toronado. Обратите внимание: не Tornado, а именно Toro-nado (что по-испански означает «плывущий бык»). Заявка на оригинальность; «торонадо» и в самом деле не походил ни на что – по обе стороны Атлантики.

Oldsmobile Toronado
Oldsmobile Toronado на рекламном плакате 1966 года

Под капотом продольно размещалась чугунная V-образная «восьмерка» 425. При диаметре цилиндров и ходе поршней 104,8х100,965 мм (4,126х3,975 в дюймах) ее рабочий объем равнялся 6967 миллилитрам; мало не кажется? Комплектовался мотор, разумеется, карбюратором (хотя первые системы впрыска бензина появились на американских двигателях еще в 1957-м, тогда они не прижились). Так вот, при степени сжатия 10,5 простенькая 16-клапанная «восьмерка» с 4-камерным карбюратором Rochester развивала до 390 л.с. при 4800 мин-1 и выдавала почти 645 Нм крутящего момента! Правда, «брутто», что соответствует примерно нынешним 310 л.с. «нетто». Все равно не слабо.

Литражный мотор работал с 3-скоростным гидромеханическим «автоматом» Turbo Hydra-matic, который пришлось хитроумно реорганизовать – под передний привод. Гидротрансформатор остался – как обычно – на маховике, а планетарную коробку передач от него отделили и развернули на 180° вперед. Связь между гидротрансформатором и планетарной КПП – через многорядную бесшумную цепь Morse Hy-Vo шириной 50,8 мм; ей пришлось передавать порядочный крутящий момент.

Oldsmobile Toronado
На рулевой колонке – характерная «кочерга» переключателя диапазонов «автомата».
Пол под ногами ровный
Oldsmobile Toronado
Купе-хардтоп без разделительной стойки между боковыми окнами

Выходной вал планетарной коробки стыковался с главной передачей и дифференциалом, откуда тяга транслировалась полуосями со ШРУСами на ведущие колеса. Причем поперечный приводной вал (правый) пришлось пропустить сквозь поддон двигателя; иначе не получалось.

Рулевой механизм: «винт-шариковая гайка» (с гидроусилителем), стандартный для американского автомобилестроения тех лет. Передняя подвеска обычная – на двойных поперечных рычагах; вместо пружин (размещать которые неудобно из-за полуосей) применили продольные торсионы. Сзади неразрезный мост на продольных однолистовых рессорах. Поскольку мост не ведущий, там просто легкая балочка – как в свое время у «Москвича» 2141. Покрышки размером 8.85×15 – еще с диагональным кордом.

Oldsmobile Toronado
Схема переднеприводного силового агрегата Toronado: многорядная цепь, разворот потока мощности вперед, поперечный трансмиссионный вал и полуоси (одинаковой длины слева и справа) со ШРУСами

Toronado позиционировался как 6-местная легковушка; действительно, спереди и сзади на «диванах» усаживались по трое взрослых. Ширина на уровне плеч вполне позволяла, и трансмиссионный туннель ноги не стеснял. Габариты у «плывущего быка» вполне американские: длина – 5360 мм, ширина – 2007, высота – 1379 (со стандартной нагрузкой). Колесная база – 3023 мм, колея – 1613/1600. Снаряженный вес немаленький – от 1955 кг (из которых на «холостые» задние колеса не приходились и 9 центнеров). Однако люкс-спорт показывал впечатляющую динамику: с места до 96,5 км/ч (60 миль) Toronado мог разогнаться за 8,5 сек., максимальная скорость – под 220 км/ч; о расходе бензина умолчим. И держание дороги у переднеприводной машины отличалось от тогдашних американских автомобилей в лучшую сторону; первый блин вовсе не пошел комом. В первый же год продали без малого 41 тыс. Toronado; автомобилисты оценили новинку.

Oldsmobile Toronado
Полуось с резино-металлическим демпфером – и оребренный тормозной барабан

Ну как не отдать американским автомобилестроителям должное: пока в Европе спорили, совместим ли с передним приводом мотор рабочим объемом в 3 л, у GM без лишних слов поставили 7-литровый. А с другой стороны, не удосужились оснастить «плывущего быка» дисковыми тормозами – хоть на передних колесах. Причудлив ход инженерной мысли…

Через год после «плывущего быка» появился его «близнец» Eldorado – от Cadillac. Вообще-то такое название велось еще с начала 50-х и резервировалось для эксклюзивных купе и кабриолетов. Неудивительно, что в 1967 году спецназвание присвоили революционно новой модели; грамотный маркетинговый ход.

Та же самая конструкция, что и у Oldsmobile, но на слегка «растянутой» колесной базе – 3048 мм. И в длину Eldorado набрал все 5613 мм; истинный американский «крейсер». Внешне переднеприводный «кадиллак» нисколько не походил на «торонадо», хотя основные кузовные панели у них унифицировались (вместе с заднеприводной Buick Riviera II поколения!). Литраж «восьмерки» 429 равнялся уже 7025 «кубикам», но максимальную мощность (с тем же 4-камерным карбюратором) объявили на уровне 345 л.с. – SAE «брутто». Для солидности; все же Cadillac, хоть и спорт-купе. При снаряженном весе от 2245 кг, Eldo мог разгнаться до 96,5 км/ч в пределах 10 сек., максимальная скорость – без малого 210 км/ч.

Oldsmobile Toronado
Toronado собран на лонжеронной раме. «Холостой» задний мост подвешен на продольных листовых рессорах – с двумя парами(!) телескопических амортизаторов

Массивная машина катилась на внушительных колесах размером 9.00×15. Что характерно, Eldorado с самого начала получил тормоза с вентилируемыми дисками спереди (сзади все равно барабаны); в том же году передними дисками стали оснащать и Toronado. За богато укомплектованный переднеприводный «кадиллак» в 1967-м запрашивали от 6277 долл. (без доставки), «олдс» шел на 1,5 тыс. дешевле. Какие времена…

В первый год продали почти 18 тыс. необычных Eldorado, а до 1970 года их разошлось 65 с лишним тыс.

Cadillac Eldorado 1967 года
Великолепный Cadillac Eldorado 1967 года

За первым поколением последовали другие, тоже переднеприводные; модель под таким названием выпускали еще 3-4 года назад. Toronado сошел с пробега раньше (в 90-е), но первую американскую легковушку с передним приводом запомнили как Oldsmobile. И где теперь славная марка, история которой отсчитывалась от 1897-го?