Блиц-криг

Блиц-криг

В 9-й раз с 1999 года объявлены результаты ежегодного международного конкурса International Engine of the Year 2007 (мотор года 2007) – для автомобильных двигателей, выпущенных в прошлом году и раньше. Абсолютным победителем 3-й год подряд (и в 5-й раз за все время) названа конструкция BMW: 3-литровая «шестерка» Twin Turbo. Ей отдали голоса 53 представителя жюри (из 62) из 30 стран мира. И из России тоже.

Триумф

Как и раньше, конкурс проводился по целому списку номинаций. И вот какой вышел расклад:

Лучший новый двигатель 2007 3-литровая «шестерка» BMW Twin-Turbo (модель 335i)
Самый экономичный силовой агрегат «гибридный» Toyota HSD (Prius)
Лучший высокодинамичный мотор 5-литровая «десятка» BMW (M5, M6)
Двигатель до 1 л 1-литровая «тройка» Toyota 1KR-FE (Aygo и Yaris, Citroen C1, Peugeot 107)
Двигатель до 1,4 л Volkswagen Twincharger (Golf, Touran, Jetta)
Двигатель до 1,8 л 1,6-литровый BMW/PSA турбо (Mini, Peugeot 207)
Двигатель до 2 л 2-литровый VW TFSI (Golf, Audi A3, A6, SEAT Leon, Skoda Octavia)
Двигатель до 2,5 л 2,5-литровая «шестерка» BMW (325, 525, X3, Z4)
Двигатель до 3 л BMW Twin-Turbo (335i)
Двигатель до 4 л 3,6-литровая «шестерка» Porsche турбо (911)
Двигатель cверх 4 л 5-литровая «десятка» BMW (M5, M6)

 

International Engine of the Year 2007 «шестерка» BMW Twin-Turbo (335i); поздравления от сибирских автомобилистов!

О необычном бензиновом моторе Twin-Turbo – не путать с бесподобным турбодизелем BMW Twin Turbo Variable! – речь шла 2 года назад (см. «Bi-турбокупе», «Турбо», 2005, №5). Победитель набрал в абсолютном зачете 395 баллов – огромный отрыв от занявшего 2-е место замечательного фольксвагеновского Twincharger (у него 259 баллов). На 3-м месте турбомотор Porsche (252). А в общем и целом поражает тотальное превосходство немецких моторостроителей – 7 двигателей-призеров из 9. Blitz-Krieg! Странновато, конечно, что в списке не нашлось места «гибридному» бензин-электрическому силовому агрегату Lexus GS450h – уникальная конструкция. Видимо, состав жюри все-таки с европейским перекосом; Господь им судья.

Баварские моторы

Так или иначе, Deutschland uber alles! Может, потому, что конкурс проводится на Engine Expo в Штуттгарте? Причем 4 из лауреатов – баварские моторы, хотя новейшие изделия BMW не приняли участия в конкурсе. Не успели. О 4-литровой «восьмерке» для спорт-модели M3 очередного поколения уже говорилось (см. «Женевские призеры», «Турбо», 2007, №4).

А вот еще рядная 3-литровая 24-клапанная «шестерка» (диаметр цилиндров и ход поршней 85 х 88 мм) – все та же, но с непосредственным впрыском бензина HPI.

Лучший новый двигатель 2007: BMW Twin-Turbo

Алюминиево-магниевый блок цилиндров, фазовращение Doppel-VANOS на впуске и выпуске, «послойное» смесеобразование, допускающее работу двигателя на сильно обедненной топливовоздушной смеси (см. «Долгий путь к себе», «Турбо», 2002, №5). Вроде GDI от «трех бриллиантов» в конце 90-х, только теперь уже II поколение. Высокоточное дозирование горючего правильно ориентированными форсунками (с пьезоэлектрическими клапанами) позволило преодолеть известные слабости I поколения: бескомпрессорный двигатель отличается исключительно высокой отдачей и экономичностью. Хотя и обходится без фирменного ГРМ Valvetronic… Со степенью сжатия 12(!) «шестерка» развивает до 272 л.с. при 6700 мин-1, наибольший крутящий момент – 320 Нм при 2750-3000 мин-1.

Форсунка непосредственного впрыска HPI установлена вертикально, и «факел» распыления бензина тщательно согласован с размещением свечи зажигания

Неординарный мотор комплектуется вдобавок системой Stop & Go («старт-стоп»), которая глушит его даже при кратковременных остановках. А также фирменным «наворотом» Brake Energy Regeneration: мощный альтернатор при разгоне не работает, а включается по преимуществу при замедлении – и тем самым рекуперирует какую-то, пусть малую, долю кинетической энергии автомобиля (в «штатный» аккумулятор). Так сказать, микро-«гибрид» по-баварски.

С таким силовым агрегатом (ручная 6-ступенчатая КПП) классный седан 530i снаряженным весом от 1605 кг способен разогнаться с места до 100 км/ч за 6,3 сек. Максимальная скорость – 250 км/ч – ограничена электроникой. Причем бензина он расходует в среднем (EU) лишь 7,7 л на 100 км пробега. С 6-скоростным «автоматом» еще лучше: 7,5 л – как с хорошим турбодизелем [Сравнимый Mercedes E320CDI с 7-скоростным «автоматом» расходует в среднем 7,3 л на 100 км. Тяжелого топлива — то есть, фактически (в пересчете на затраты энергии) «биммер» 530i с бензиновым двигателем экономичнее! И заметно динамичнее, — не говоря уже об экологии]! Но без заморочек, присущих двигателям с воспламенением от сжатия.

Кстати о дизелях: в конкурсе International Engine of the Year 2007 не отмечен ни один из них. Несправедливо; возьмите, например, последнюю конструкцию от… BMW, разумеется. В основе все та же 2-литровая 16-клапанная «четверка» (диаметр цилиндров и ход поршней 84 х 90 мм), но с турбонаддувом Twin Turbo Variable – как у 3-литровой «шестерки» для моделей 335d, 535d, X3 3.0sd. Система подачи топлива common rail III поколения (пьезоэлектрические клапаны в форсунках) с давлением впрыска до 2 тыс. бар! А главное – 2-ступенчатый наддув с 2-я турбокомпрессорами. Один (поменьше) работает от самых «низов» и живо откликается на «газ». Другой (крупнокалиберный) включается позднее и обеспечивает чрезвычайно высокое (абсолютное) давление наддува – до 3 бар.

Турбодизельная «четверка» BMW: взята «сотенная» планка!

Со степенью сжатия 16 (на диво немного для дизеля) новый мотор выдает до 400 Нм крутящего момента при 2 тыс. оборотов. А 200 Нм тяги доступны уже от 1200 мин-1 – действует малая турбина. Что же касается мощности, то при 4400 мин-1 баварский двигатель развивает до 150 кВт – 204 л.с.; неплохо и для 6-цилиндрового двигателя. А главное, впервые пробит «звуковой барьер»: литровая мощность легкового турбодизеля превзошла 100 л.с. (102,25)! Давно ли нас поражал показатель в 65 л.с. на литр рабочего объема?

Блок цилиндров из алюминиевого сплава – с «сухими» чугунными гильзами цилиндров; двигатель стал легче на 17 кг. При том, что он оснащен 2 балансирными валами – для уравновешивания сил II порядка. И «сажевым» фильтром – для улавливания твердых частиц в выхлопных газах. Супер-дизель предназначен для «единички» и «тройки»; его предполагается комплектовать теми же системами Stop & Go Brake и Energy Regeneration. Показатели легковушек с таким турбодизелем пока не опубликованы, однако можно догадываться…

Двухступенчатый турбоагрегат Twin Turbo Variable

Да, получается не столько обзор международного конкурса, сколько триумф баварских моторостроителей. А что делать? Мастерство не скроешь; впечатление такое, что по богатству гаммы силовых агрегатов и их техническому совершенству BMW впереди планеты всей. Судите: бензиновые двигатели от 1,6 литрового 16-клапанника (совместно с PSA) до 6-литрового 12-цилиндрового для флагмана марки 760i. А между ними – «шестерки», «восьмерки» и «десятка». Бескомпрессорные и с турбонаддувом, с непосредственным впрыском и ГРМ Valvetronic. Наконец, 12-цилиндровый 6,75-литровый шедевр для Rolls-Royce Phantom: прямой впрыск бензина и Valvetronic. Тоже баварская работа.

Цельноалюминиевый 12-клапанник Toyota 1KR-FE весит меньше 70 кг. Скромное японское достижение

И турбодизели – от 2-литровых «четверок» к 3-литровым «шестеркам» мощностью до 286 л.с. Плюс колоссальная 4,4-литровая «восьмерка» для 745d – с максимальной мощностью в 300 л.с. и крутящим моментом до 700 Нм. На все случаи жизни – разве что «полного гибрида» пока нет. Так ведь уже готовится – совместный с General Motors и DaimlerChrysler проект Dual Mode (см. «Универсальное решение», «Турбо», 2007, №2). Трех лет не пройдет, как появятся легковушки с «гибридными» силовыми агрегатами. Неясно только, с бензин– или дизель-электрическими, но в любом случае на передовом уровне. BMW (Bayerische Motorenwerke) – «Баварские моторные заводы»; название обязывает.