Женевские призеры

Женевские призеры

В апреле откроется мотор-шоу в Нью-Йорке, а пока в большом мире авто затишье. Мысленно вернемся в Palexpo и попытаемся назвать несколько самых интересных экспонатов 77-й Женевской автовыставки.

Обычно ответственность за выбор берут на себя обозреватели американского еженедельника «AutoWeek», однако нынче они молчат. То ли экспозиция не показалась интересной, то ли настроение никакое. Неудивительно, ведь американское автомобилестроение переживает один из самых тяжелых кризисов в его долгой истории, и «большая тройка» не блистала в Женеве.

Что ж, принимаем командование на себя – и делаем выбор самостоятельно (хотя и в традиционных номинациях «AutoWeek»). Взгляните.

Самый значимый

KIA RIO HYBRID

Компактный седан с «гибридным» бензин-электрическим силовым агрегатом разработан у Kia на базе стандартного Rio в отделении НИОКР – при участии Hyundai Motor. Особенно значимо то, что в Palexpo представлен не просто прототип с дальним прицелом, а (мелко) серийная конструкция: в течение ближайших 2 лет корейский автомобилестроитель выпустит 3390 таких машин – по программе национального министерства окружающей среды.

KIA RIO HYBRID
«Рио» как Rio. «Гибрид» отличается лишь надписью по борту

Сам по себе экспонат ничем особенным не поражает: «рио» как Rio. «Частично гибридный» силовой агрегат создан по образу и подобию хондовской схемы IMA. Нормальный 1,4-литровый 16-клапанник Alpha ll доукомплектован «узким» тяговым электромотором, встроенным между маховиком и бесступенчатым вариатором CVT. Максимальная мощность д.в.с. – 90 л.с., э-мотора – только 12 кВт/16 л.с., но он развивает до 95 Нм крутящего момента, причем от 0 оборотов. Так что э-двигатель оказывает ощутимую поддержку бензиновой «четверке» при трогании с места и разгоне, а при замедлении автомобиля он работает в режиме альтернатора и закачивает часть кинетической энергии в никель-металлгидридный аккумулятор. Рекуперирование; кроме того, д.в.с. работает в режиме «старт-стоп» и глушится при каждой остановке на светофоре.

KIA RIO HYBRID
И под капотом не видно ничего особенного

«Частичный гибрид» не позволяет ездить на чистой э-тяге – слабоват. И все же, как утверждают у Kia, Rio Hybrid выбрасывает в атмосферу на 37% меньше вредных веществ и на 44% экономичнее по бензину. За счет широкого применения легких сплавов (капот, крышка багажника, колеса) и пластиков выставочный седан облегчен на 220 кг. Вдобавок он обут в покрышки с особо низким сопротивлением качению. Так что «гибрид» способен разогнаться с места до 100 км/ч за 12,2 сек., объявленная максимальная скорость – 180 км/ч. Ничего выдающегося, и все же Rio Hybrid – не рядовой экспонат в Женеве. Знак того, что легковушки с «гибридными» силовыми агрегатами уже не hi-tech изыск, доступный лишь продвинутым японским автомобилестроителям. Раз к такой технике приобщаются корейцы, значит, лет через 5-6 доступные «гибриды» станут обычным делом на мировом рынке. Трудно переоценить.

Лучший прототип

TOYOTA HYBRID X

С конца прошлого века продано уже 650 тыс. «приусов», и у Toyota Motor стремятся развивать успех. В Palexpo объявился однообъемный прототип Hybrid X, который продвигает тему, заданную седаном. Этакий «вэн» с «гибридным» силовым агрегатом HSD (Hybrid Synergy Drive – гибридный синергетический привод), каким оснащаются уже не только тойотовские легковушки, но и классные модели Lexus.

TOYOTA HYBRID X
Hybrid X – футуристический и неотразимый облик

Дизайн Hybrid X исполнен в европейском стилистическом центре Toyota ED2 (юг Франции). В духе J-Factor и Vibrant Clarity – две образные идеи, настойчиво проводимые в жизнь дизайнерами Toyota Motor. На застекленной панели крыши отчетливо проступают 2 U-контура, которые и дали повод для X-обозначения прототипа.

Длина Hybrid X – 4500 мм, ширина – 1850, высота – 1440; колесная база – 2800 мм. Однообъемник поставлен на внушительные колеса 225/40R20.

TOYOTA HYBRID X
TOYOTA HYBRID X

Задние двери распахиваются против хода и контролируются электроникой. В исключительно просторном и гибко вариабельном интерьере размещено 4 индивидуальных сиденья. Перед водителем «баранка» (рулевой механизм «по проводам»), на ступице которой размещен дисплей, высвечивающий жизненно важные сведения в режиме реального времени. Другой дисплей (с сенсорным управлением) по центру передней панели контролирует навигацию и телефонную гарнитуру Bluetooth. У Toyota особо подчеркивают возможности тонкой настройки атмосферы в салоне Hybrid X: не только температура и влажность воздуха, интенсивность и ориентация освещения (светодиоды), но и запахи. Особые диффузоры распыляют по салону деликатные ароматы – по выбору обитателей; самочувствие и настроение.

TOYOTA HYBRID X

Насчет техники прототипа подробностей немного. Судя по всему, спереди под капотом размещен «гибридный» силовой агрегат от «приуса» – с приводом на передние же колеса. Что ж, конструкция HSD настолько опережает свое время, что вполне уместна на шасси даже столь футуристического автомобиля. Средний расход бензина объявлен на уровне 3 л на 100 км пробега; невероятно хорошо – даже для HSD. Наверное, с подзарядкой тягового аккумулятора от электросети. Экологичный и экономичный, комфортный и практичный однообъемник многоцелевого назаначения – интереснейший прототип.

Самый прикольный

KTM X-Bow

Нынче как раз полвека спартанскому спорт-родстеру Lotus 7: дерзкая идея Колина Чэпмена живет! Сложился устойчивый сегмент рынка, где представлены легковесные и динамичные автомобильчики – такие как Caterham, Donkervoort и др. А теперь к ним, похоже, присоединится еще и изделие известной австрийской… мотоциклетной компании KTM; прикол.

KTM X-Bow
«Арбалет» на дистанции

В отличие от Lotus 7 и его наследников, у X-Bow (арбалет) центральномоторная компоновка. Легкая и жесткая несущая структура из углепластиков спроектирована и строится специалистами итальянской Dallara, которые располагают огромным опытом создания «формульных» monoposto. Силовой агрегат заимствован у Audi/VW: 2-литровый 16-клапанник TFSI с турбонаддувом и непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания. В базовой настройке он выдает до 300 Нм крутящего момента в диапазоне 2200-4000 мин-1 и развивает 220 л.с. мощности при 5900 мин-1. Предусматривается и «дозаряженное» исполнение – с максимальной мощностью в 300 л.с.; конструкция позволяет.

KTM X-Bow

Двигатель стыкуется с ручной 6-ступенчатой КПП – или с «роботизированной» DSG (тоже от VW) с 2-я сцеплениями; привод, естественно, на задние колеса. Подвеска «по кругу» на двойных поперечных рычагах, покрышки 205/40R и 235/40R на 17/18-дюймовых колесах. Тормоза Brembo с 305-миллиметровыми дисками спереди и 262-миллиметровыми сзади. Спорт-родстер снаряженным весом 775 кг способен остановиться со скорости 100 км/ч на дистанции в 33 с небольшим метров. И разогнаться с места до «сотни» может быстрее, чем за 4 сек. – с базовой настройкой двигателя; объявленная максимальная скорость – 217 км/ч. А низкий центр тяжести и правильная «развесовка» по осям обещают исключительное держание дороги и управляемость. Как сообщается, благодаря активной аэродинамике, в вираже аппарат держит поперечное ускорение до 1,23 g!

Длина машинки – 3670 мм, ширина – 1870, высота – 1160; колесная база – 2430 мм. У X-Bow нет даже «лобовика», зато предусмотрены 2 дуги безопасности над головами водителя и пассажира. В ближайшее время у KTM намерены выпустить пробную серию из 100 экземпляров, – между прочим, по 45-50 тыс. евро за каждый. Если пойдет, с 2008 года организуется серийное производство спорт-родстера – примерно по 500 машин ежегодно. Такой прикол не оставит (состоятельных) автомобилистов-энтузиастов равнодушными.

«Гвоздь» выставки

BMW X3

Даже и среди тех, кто не считает себя поклонником баварской марки, немало неравнодушных к великолепной «трешке» Motorsport. И вот теперь образ 2-дверного (пока) M3 IV поколения – на шасси купе E92.

BMW X3

Агрессивный и притягательный облик – с развитыми воздухозаборниками спереди и «силовой» выпуклостью на (алюминиевом) капоте. С раздающимися вширь колесными арками по бокам, мощным диффузором Вентури и двойным выхлопом сзади.

BMW X3

Многообещающая внешность; однако главное в том, чего не увидишь глазами. Прежде всего под капотом: там укрывается цельноалюминиевая V-образная 32-клапанная «восьмерка», – созданная специально для M3. Да, прощай неповторимая рядная «шестерка»; теперь у «трешки» Motorsport совсем иной силовой агрегат.

Правда, новый двигатель получен прямо из «десятки» M5 – отпиливанием 2-х крайних цилиндров. При развале в 90° «восьмерка» получилась гораздо органичнее, чем исходная конструкция – причем на 15 кг легче прежней «шестерки» (всего 202 кг). При диаметре цилиндров и ходе поршней 92х75,2 мм (точно как у мотора M5) рабочий объем равен 3999 «кубикам» – считай 4 л. И степень сжатия та же, что у «десятки» – 12! Наибольший крутящий момент (безо всякого наддува) – 400 Нм при 3900 мин-1, максимальная мощность – 420 л.с. при 8300 мин-1; колоссальная степень форсирования.

BMW X3
Компактная и мощная «восьмерка»

С таким мотором M3 окажется гораздо динамичнее, скажем, чем спортивно-гоночный Jaguar D-type, который полвека назад выиграл 24-часовые гонки в Le Mans. И года не пройдет, как вы – в принципе – сможете приобрести такую «трешку».

Хотя конструктивно двигатель довольно простой: коленчатый вал по-американски «крестообразный», а не «плоский» (как у гоночных «восьмерок» – и у Ferrari F430). Бензин впрыскивается во впускные каналы, а не прямо в камеры сгорания, и уникального ГРМ Valvetronic здесь тоже нет. Только фазовращение Doppel VANOS на впуске и выпуске, но отдача тем не менее неслабая.

BMW X3
Тщательно настроенная система выпуска из «нержавейки»

«Восьмерка» состыкована с ручной 6-ступенчатой КПП или с (неудачной) 7-ступенчатой SMG, а в перспективе ожидается «роботизированная» коробка передач с 2-я сцеплениями – наподобие DSG. В заднем мосту – электронноуправляемый M-дифференциал, который надежно контролирует распределение тяги по бортам.

Прототип катится на стильных 19-дюймовых колесах и резине Michelin Pilot Sport Cup размером 235/35R (спереди) и 265/30R (сзади). Передняя подвеска, естественно, McPherson, задняя – на двойных поперечных рычагах («пространственная» схема); многие неподрессоренные детали – из алюминиевого сплава. Благодаря удлиненной колесной базе, у новой M3 улучшена «развесовка» по осям; тому же способствует и широкое применение легких материалов в конструкции несущего кузова. Так, панель крыши выполнена из углепластика, что не просто облегчает машину, но и понижает ее центр тяжести.

Тут в голову приходит, что новая «восьмерка» не получила систему смазки с «сухим» картером (характерную для по-настоящему спортивных авто). То есть, упущена возможность посадить массивный силовой агрегат миллиметров на 125 ниже; что уж там говорить о крыше из пластика.

Нет, прототип M3 не назовешь воплощенным совершенством; резервы остаются. И тем не менее обаяние марки и модели неотразимо: гвоздь выставки.

Как вам «короткий список»? Вроде политкорректен и сбалансирован. Правда, «американцев» нет, так они и в Palexpo ничем не отличились. Вместе с тем, выбор «Турбо» не претендует на окончательную бесповоротность: а ваше мнение? Напишите – мы опубликуем.