Безопасность пешехода

Безопасность пешехода

…Обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда.

И.Ильф, Е.Петров, «Золотой теленок»

Первой официально зарегистрированной пешеходной жертвой автомобиля стала в 1896 году жительница Лондона – некая Бриджет Дрискол. С той далекой поры печальный список пополняется ежесекундно… Но и меры безопасности пешеходов неустанно совершенствуются.

Тема пешеходных светофоров затрагивалась в журнале (см. «Несущий свет», «Турбо», 2004, №12). На сей раз речь пойдет о других средствах безопасности пеших участников дорожного движения.

«Зебра»

Впервые пешеходные переходы, декорированные белыми параллельными полосами дорожной разметки, появились в Германии в далеком 1953 году. А до того проводились эксперименты по обозначению пешеходных переходов у светофоров лучом прожектора или световой дорожкой от вмонтированных в дорожное покрытие светильников (фото 1).

Безопасность пешехода
Фото 1

Однако надежность технических изысков оставляла желать лучшего, да и удовольствие по их монтажу и обслуживанию оказалось слишком дорогим. В итоге прижилась «зебра», а на наиболее оживленных магистралях стали устраивать подземные и надземные многоуровневые переходы. Первоначально асфальтобетон «зебровали» любой подходящей по цвету и составу краской, но после длительных испытаний появились специальные быстросохнущие износо-термостойкие составы. Порядок нанесения стали определять государственными стандартами. Например, по отечественному ГОСТУ 23457-79 ширина пешеходного перехода не меньше 4 м. Вне зависимости от направления перехода линии всегда наносятся параллельно оси проезжей части. При ширине перехода сверх 6 м «зебру» дополняют стрелки, упорядочивающие движение пешеходов. Посреди проезжей части в зоне перехода организуются островки безопасности, в идеале усиленные тумбовыми ограждениями и соответствующими знаками (фото 2).

Безопасность пешехода
Фото 2

В свете последних разработок «Росавтодор» рекомендовал для разметки автотрасс специальную краску АК-585, представляющую собой суспензию пигментов, наполнителей и целевых добавок – в растворе акрилового сополимера. Для улучшения видимости и износостойкости в краску добавляют световозвращающие микростеклошарики (МСШ) из расчета 20-40% – в зависимости от освещенности участка. Но водителям стоит помнить, что сцепление колес на таком покрытии ухудшается приблизительно на четверть. Так что поскользнуться на «зебре» вполне реально, и тормозить перед черно-белой пешеходной тропой лучше заранее.

За рубежом пробуют применять выпуклые (лучше воспринимаемые глазом) дорожные знаки «пешеходный переход» – в дополнение к ярким мигающим светильникам. А немцы придумали «горбатую зебру» (фото 3), создающую иллюзию неровной дороги. Водители инстинктивно притормаживают перед виртуальным препятствием, напоминающим «лежачего полицейского».

Безопасность пешехода
Фото 3

«Безопасные» автомобили

Как правило, в столкновении автомобиля с пешеходом побеждает прочная техника. Причем архитектурные изыски («олени» и пр.) безжалостно режут и кромсают зазевавшуюся жертву. Вот почему практически исчезли надкапотные фигуры, острые клыки и кили, муссируется вопрос о запрете металлических «спойлеров». А уважающие себя автомобилестроители оснащают свои изделия системами пассивной безопасности и для пешеходов. Над такими устройствами работают давно, о чем, например, свидетельствует заметка из журнала «За рулем» №23-24, 1932 года: «Одним английским изобретателем была построена в Лондоне специальная сетка для спасения неосторожных пешеходов. Сетка укреплена впереди автомобиля и состоит из обтянутого резиной металла. Она сконструирована таким образом, что, попадая на нее, человек принимает сидячее положение. Первому испытанию подвергся сам изобретатель, причем наехавший на него автомобиль не причинил ему никакого вреда. На фото – чучело, подхватываемое спасательной сеткой» (фото 4). Другое изобретение датируется 1940 годом (фото 5); по мысли автора, при наезде машины на пешехода тот откатится в сторону по роликам из мягких валиков. Всерьез рассматривались всевозможные надувные резиновые кузова и бамперы, но дальше пробных образцов дело не шло.

Безопасность пешехода
Фото 4
Фото 5

В начале 90-х годов конструкторы Toyota опробовали пешеходную «подушку» безопасности на модели Crown Majesta. «Подушка», размещенная под капотом у лобового стекла, при срабатывании бамперного датчика перекрывала зону возможного контакта головы человека с металлом, сводя к минимуму тяжесть травмы (фото 6). К началу нового века подобные проекты вынашивались и у Ford’а (фото 7).

Безопасность пешехода
Фото 6
Безопасность пешехода
Фото 7

Но генеральным направлением стали разработки деформируемых при столкновении с пешеходом зон контакта. На опытной модели Focus модифицированные капот, бампер и фары способствуют гашению энергии удара и уменьшению травм ног пешехода (фото 8). Контакт фиксируется датчиками, после чего капот смещается назад, и его задняя кромка приподнимается пружиной либо подачей газа под давлением, снижая риск травмы головы (фото 9). Бампер наполнен пенным составом дифференцированной плотности, специальный желоб уменьшает ударную нагрузку на ноги. Сминаемое обрамление фар уводит светооптику вглубь кузова. По сообщениям фордовских специалистов, система неактивна на стоянке; после доработок она появится на серийных моделях Ford в 2007 году.

Безопасность пешехода
Фото 8
Безопасность пешехода
Фото 9

Для перспективных систем защиты пешеходов IPPS (Intelligent Pedestrian Protection Systems) специалисты компании Siemens VDO предлагают стекловолоконные оптические датчики, проложенные в виде полосы по периметру бампера. Световод все время «прошивается» импульсами, и микропроцессор сравнивает интенсивность излученного и принятого сигналов. Если происходит затухание сигналов, значит, световод пережат посторонней деформацией, и пора принимать соответствующие меры. Впечатляет время срабатывания такого датчика – всего 3 миллисекунды (0,003 с.). Система будет работать в диапазоне скоростей от 20 до 60 км/ч, наиболее характерных для происшествий с пешеходами.

Так что ждать есть что, и не так долго. А пока (перефразируя известное изречение) спасение пешеходов – дело рук и ног самих пешеходов.

Автор выражает признательность за тематическую консультацию старшему офицеру технического отдела УГИБДД ГУВД НСО – майору Суханову Игорю Анатольевичу и начальнику отделения ГИБДД г. Новосибирск-95 капитану Лыкову Сергею Владимировичу.