Безопасность на дорогах: чем и с кем боремся?

По материалам газет и сети Интернет

Дорожно-транспортные происшествия и аварии с их ужасающей статистикой в России всегда рассматривались (и будут рассматриваться) с двух точек зрения: государственной и гражданской.

Сомнений в благих намерениях родного государства в смысле повышения безопасности дорожного движения и снижения аварийности лично у меня нет. Априори: государство заинтересовано в сохранении работоспособности и жизней своих налогоплатель… То есть, граждан. Которых ежегодно в результате аварийности и смертности на дорогах Россия теряет порядка 40 тысяч. Поэтому государство, не щадя сил и средств налогоплатель… В общем, борется за безопасность на российских дорогах. Всеми доступными цивилизованному миру средствами – как техническими («лежачие полицейские», видеокамеры), так и правовыми (отмена привилегий, ужесточение наказаний). Ну, хочется же, чтобы неприглядная статистика ДТП начала, наконец, снижаться; почему нет?

А потому.

Эксперимент как зеркало менталитета

Ежедневно дорожно-транспортная милиция России борется и предупреждает. И ежедневно улицы отечественных мегаполисов заполняют тысячи лихих и пьяных водителей. Все правильные слова уже сказаны, в том числе главным борцом с правовым нигилизмом – президентом Дмитрием Медведевым. Дело за техникой.

И вот вам введение видеофиксации нарушений ПДД с последующей рассылкой нарушителям штрафных квитанций с фотографиями. Видеокамеры фиксируют такие «подвиги» как проезд на красный свет светофора, пересечение двух сплошных и превышение скорости. Аппаратура фотографирует даже грязные номера и даже в ночное время суток, параллельно проверяя ТС на угон: современная электроника позволяет. Затем информация поступает в региональные управления ГАИ на распечатку. В итоге получается лист с фотографией машины, в котором прописана соответствующая статья Административного кодекса (КоАП) и указаны данные владельца автомобиля. Специально обученные сотрудники ГАИ запечатывают такие листки в конверты и отправляют по почте владельцам заказным письмом. В среднем письма идут в течение 10 дней…

А ведь неплохая задумка! Видеокамеры не станут вступать в разговор по душам с нарушителем и «входить» в его «положение». Заменим субъективный взгляд на дорожно-транспортную жизнь постового гаишника беспристрастным электронным оком!

Но у рядовых участников дорожного движения свое осмысление темы – на уровне безусловных рефлексов и «национальной привычки» отношения к закону. Проверка народно-правового нигилизма на «вшивость» и прочность силами ГАИ/ГИБДД происходит буквально на наших глазах почти что в режиме реалити-шоу.

Какие «песни» – такие мы

Дмитрий Бадовский, заместитель директора Института социальных систем при МГУ имени Ломоносова, выделяет несколько социальных прослоек рядовых участников дорожного движения и очерчивает их диспозиции. Основных – 4.

Одна из них – это те, кто вспоминает, кому продал машину по доверенности, и на что теперь может нежданно-негаданно попасть. Другая – т.н. «бомбилы» и прочие счастливые обладатели госномеров регионов, лежащих за границами мегаполисов; до них местные сотрудники ГИБДД доберутся еще не скоро. Третья – автолюбители с активной жизненной позицией, скоростными рывками бесшабашно тестирующие новую систему (работают камеры или муляжи? Придет квитанция или нет? Всех ли перевешают или утонут в протоколах?). Четвертая, наиболее многочисленная – это те, кто ищет способа избежать всевидящего ока ГИБДД в «лице» видеокамер. Они – реалисты; обсуждают пленочки, спреи, лаки для ногтей, гели для волос, а также антирадары и прочие штучки, которые позволят нарушителю оставаться невидимкой.

Пятая – крайне узкая прослойка, озабоченная фактом высылки квитанций о штрафе с фотографией. А вдруг жена спросит: «С кем это ты в машине ехал?!».

Есть и шестая прослойка водителей – законопослушная: те, кто начинает ездить с оглядкой на спидометр и даже восхищается познаниями властей в области НЛП-управления. Типа, это ж надо: в городе, где часто невозможно передвигаться со скоростью более 5 км/ч из-за пробок, переключить людям мозги так, чтобы про эти пробки все забыли, а думали только о том, как бы не превысить скорость! Я вас умоляю!..

Невооруженным взглядом видно, что лозунг «Врешь, не возьмешь!» берется массами на вооружение почти автоматически.

Вопросы, вопросы…

Пока Госдума думает, как проверять законы на взяткоемкость и коррупциогенность, народная экспертиза государственных новаций на подвох и социальную справедливость уже вовсю (традиционно) идет. Критерии – перманентные: житейский опыт и «банальная эрудиция» граждан.

Первый вопрос, который приходит на ум: будет ли у правоприменителя свобода рук в трактовке и исполнении закона?

Разъяснения представителей ГИБДД (внешне успокаивающие, а в действительности настораживающие): на первых порах будут штрафовать не всех подряд, а проявят гуманизм к превышающим скорость менее чем на 20 км/ч. «За скорость» будут наказывать только после превышения разрешенного режима на 40 км/ч и более. И если статья КоАП предусматривает «ценовую вилку» по штрафу, то будет выписан минимальный штраф. При пересечении водителем двух сплошных для обгона автомобильного потока, его не будут лишать прав письмом. На основании фотоматериалов его дело передадут в мировой суд. Переведем на гражданский язык: практика трактовки закона «по ситуации» и «на усмотрение» сохранится, а также приобретет новые формы.

Хочется спросить еще вот о чем: окажутся ли все равны перед законом или кое-кто, как всегда, попадет в разряд неприкасаемых? Вопрос повисает в воздухе.

В отличие от расплывчатой юриспруденции верхов, у народа есть свои четкие (как теорема Пифагора) и выстраданные правовые аксиомы. Одна из них гласит: чем больше привилегии меньшинства, тем сильнее сопротивление большинства и активнее поиск им уловок для ухода от неравного (как брак на картине Пукирева) закона.

И если эксперимент хотя бы частично удастся… Если произойдет хотя бы какой-то прорыв… То, наверное, большинство граждан все же не будут иметь ничего против и будут только рады. Вместе с Дмитрием Медведевым.

Первые «подвиги»: снято и послано!

За первые 12 часов работы на дорогах видеокамеры зафиксировали 2,5 тыс. нарушений ПДД в Москве и Московской области. На тот момент штрафы еще не поступили автовладельцам, но гаишники утверждали, что с 1 июля нарушать стали меньше. Дай-то Бог!

В Краснодарском крае работают 5 камер. В краевом центре за первую неделю они зафиксировали всего 344 нарушения, в основном скоростного режима. Местные гаишники тоже уверяют, что их водители стали более дисциплинированными.

В остальных регионах установленные кое-где камеры еще не работают: не подключены к базе данных, которая должна определять владельцев автомобилей.

Направлены по адресам первые протоколы. По закону, у автомобилиста есть 10 дней на обжалование решения ГАИ (например, если правила нарушил не хозяин машины, а тот, кто ездил по доверенности). И еще 30 дней на то, чтобы заплатить штраф. Отсчет сроков начинается с момента, когда почтальон под расписку передаст заказное письмо владельцу ТС.

 
«Черная метка» от ГИБДД

Мнения и сомнения

Правозащитники уверены, что…

…в ближайшее время ГАИ захлебнется от потока нарушений;

…в стенах соответствующих учреждений образуются длинные очереди людей, которые будут доказывать, что это не они были за рулем;

…получение штрафов беспристрастных камер «неприкасаемыми» и самими гаишниками на собственных машинах вызовет у них недовольство и спровоцирует двустороннее давление на ГАИ;

…возникнут аварии из-за разной скорости водителей на дороге (один автомобилист будет ехать 60 км/ч, а другой – 100 с лишним). Не дай-то Бог!

Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин заявил, что желаемое улучшение культуры вождения придет только после реформы ГИБДД. «В Южной Корее только после создания дорожной полиции изменилась катастрофическая ситуация на дорогах, – прокомментировал Похмелкин. – В России инспекторы только и могут стоять в засадах, а предупреждать нарушения и аварии – не могут».

Ужесточением наказаний – по нетрезвым водителям

По статистике, каждое тринадцатое ДТП со смертельным исходом происходит по вине выпивших шоферов.

По сведениям ГИБДД, в этом году (с января по апрель) в России произошло около 2,5 тыс. ДТП с участием пьяных водителей, погибло около 500 человек.

По данным, которые привел премьер Владимир Путин, только за один день, 20 июля, в России произошло 707 ДТП, в которых были ранены 924 человек и 122 погибли.

Выступая 21 июля на заседании правительства России, глава МВД Рашид Нургалиев отметил, что уголовная ответственность предусмотрена только для тех водителей, по чьей вине погибли или серьезно пострадали люди: максимум – это 7 лет лишения свободы. В нынешней редакции ст. 264 УК «как бы уравнивает» (по словам Нургалиева) граждан, которые находятся за рулем в трезвом состоянии, и пьяных водителей. В связи с этим был принят законопроект, ужесточающий наказания для нетрезвых водителей. Теперь нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения будет считаться отягчающим обстоятельством преступления, и наказания для пьяных автомобилистов, спровоцировавших аварию, будут более суровыми, чем для остальных. Например, если погиб один человек, срок лишения свободы составит от 5 до 7 лет, в отличие от 3-5 для остальных автомобилистов.

Известно, что жесткий «антиалкогольный» законопроект уже одобрил Владимир Путин. Также в целом положительно оценивают его правозащитники. По мнению лидера автомобильного движения «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, эти поправки в Уголовный кодекс особенно своевременны, так как «водители расслабились с введением в Административный кодекс поправок о предельно допустимой норме алкоголя» (с 1 июля).

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин объявил, что «МВД расписалось в собственной беспомощности в профилактике ДТП и переложило всю ответственность за них на судей». По его мнению, ужесточение наказания для водителей, «принявших на грудь» и совершивших ДТП, будет на руку сотрудникам ГАИ, которые смогут брать с пьяных еще большие взятки. Богатые виновники аварий будут больше платить, а бедные – больше сидеть. Однако поскольку Россия занимает первое место в мире по числу пьяных за рулем, необходимость ужесточения наказания для них Травин признал.

Председатель Госдумы Борис Грызлов высказал уверенность в том, что и депутаты поддержат ужесточение наказаний для пьяных водителей.

Штрафами – по не так паркующимся

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что необходимо поднять штраф за неправильную парковку в 5 (пять) раз. «Мы должны мотивировать водителей рублем, чтобы они перестали парковаться в ненужных местах», – заявила Матвиенко. Таким образом, губернатор предлагает вместо нынешних 100-300 рублей за неправильную парковку брать с водителей 1,5 (полторы) тыс. рублей.

Губернатор отдала соответствующее распоряжение, и несколько профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга занимаются подготовкой юридического и экономического обоснования ее предложения. Когда все документы будут готовы, чиновники постараются придать им федеральную силу.

«Вы посмотрите, кто паркуется на остановках общественного транспорта, кто перегораживает своими лимузинами выезды из дворов в центре города – это обеспеченные люди, которым заплатить 200 рублей штрафа ничего не стоит. Так пускай платят больше! – негодовал депутат петербургского Законодательного собрания Игорь Риммер. – А то доходит до того, что экскурсионному автобусу негде встать». Риммер пообещал, что увеличение штрафа за неправильную парковку не коснется пенсионеров и других социально незащищенных граждан.

Правозащитники же в этом не уверены. «Власти города, вместо того чтобы создавать условия для парковки автомобилистов, – считает петербургский адвокат Андрей Пыжиков, – решили нажиться на миллионах людей, которым негде оставить машину». По мнению Пыжикова, введением жесткого штрафа власти пытаются компенсировать убытки.

Как известно, с 1 июля в Петербурге введена бесплатная парковка за первые сутки в случае эвакуации неправильно припаркованного автомобиля. «Денежный поток прекратился. А средства там были очень серьезные: только в Петербурге выручка достигала миллиона рублей в день», – разъяснил правозащитник.

Такова текущая транспортно-юридическая жизнь на дорогах и в кабинетах с различных точек зрения. А как смотрите на нее вы?