Без воздуха

колеса Tweel

В Детройте на NAIAS 2005 дебютировали не только автомобили – прототипы и серийные. На Всемирной североамериканской автовыставке французская Michelin продемонстрировала удивительные колеса Tweel (Tyre/WhEEL – колесо-шина) для разнообразных транспортных средств – без… воздуха. Именно колеса, а не просто шины, поскольку Tweel представляет собой целостную конструкцию – от ступицы до протектора.

Считают, что первое колесо несколько тысяч лет назад создал безвестный гений, живший в древнем Шумере. А с тех пор как в 1888 шотландец Джон Данлоп взял патент на пневматики для велосипеда, не прекращались настойчивые попытки избавиться от необходимости накачивать шины воздухом (см. «Шины для бронемашины», «Турбо», 2002, №3). И Michelin, которая в 1948 запатентовала революционные покрышки с радиальным кордом, тоже не оставалась в стороне. Собственно, колеса Tweel выпускаются уже пару лет – для низкоскоростных транспортных средств (моторизованные кресла для людей ограниченной подвижности и др.). А теперь Michelin показала колеса без воздуха для полноценных легковушек: на Tweel катается самый настоящий Audi 4!

Необычное колесо создано в Michelin Americas Research and Development Centre (американский центр НИОКР Michelin) в Greenville, Южная Каролина. На первый взгляд, устройство колеса без воздуха несложно: упругие радиальные перемычки берут на себя функции пневматического тороида. Несложно, но практически замысел реализован только в XXI в.: продуманная до тонкостей конструкция, спецматериалы, высокоточная технология изготовления. Бесспорны преимущества Tweel: устранение риска проколов (особенно на высоких скоростях), необходимости отслеживать давление в шинах – и постоянно поддерживать его. Есть и не столь очевидные плюсы; как утверждают у Michelin, колеса в сборе легче обычных и отличаются меньшим сопротивлением качению.

Колесо
Tweel просматривается насквозь. А как в снегопад?

И еще: жесткость колеса Tweel настраивается независимо по разным направлениям. Скажем, радиальная жесткость задается на уровне легковых шин низкого давления, а поперечная – намного выше (по сведениям от Michelin, раз в 5). То есть, такое колесо мягко поглощает неровности дорожного покрытия, но так называемый поперечный «увод» у него мал. А значит, и планка управляемости автомобиля на Tweel поднимается еще выше.

Разумеется, только обширная практика покажет, насколько достоверны рекламные заявления Michelin. Так, в солнечной Сибири зимой между перемычками немедленно набьется снег, обледенеет… Как тогда с эластичностью колес? Да и грязь в весенне-осеннюю распутицу, – особенно когда подмерзнет; представьте, сколько потянет каждое из колес. Балансировка нарушится. Похоже, революционная инновация – для другого климата, а мы еще поездим на старых добрых пневматиках. От Michelin.