Амортизатор – лучший друг подвески!

Амортизатор – лучший друг подвески!

С таянием снега наступает весенняя пора, когда автомобилисты прощаются с комфортом передвижения без колдобин и ям. Все вроде бы понятно: сибирские морозы, резкие перепады температур. Дорожное покрытие просто не выдерживает таких нагрузок, но появляются не только новые выбоины, но и прошлогодние огрехи дорожных служб. Их погрешности – для автомобилистов тяжелая головная боль. Поездив месяц-другой по улицам родного города, задумываешься о ремонте подвески; так или иначе, неприятные стуки не дадут покоя заботливому водителю. Позволим себе дать несколько советов при выборе амортизаторов – рассказать в общих чертах о ситуации на рынке.

Мы с удовольствием пользуемся плодами технического прогресса, которые стали для нас такими привычными, как, например, «мобильник» или компьютер. Трудно поверить, что первые автомобили вообще не оснащались какими-либо амортизаторами, гасителями колебаний – помимо многолистовых рессор. Представьте, как чувствовала себя Берта Бенц, без малого 110 лет назад преодолевшая 180 км на трицикле без каких-либо амортизаторов в подвеске, – пусть и со скоростью лишь 15 км/ч. Только позднее появились фрикционные амортизаторы (см. «Независимая пружинная…», «Турбо», 2003, №№8, 10, 12), которые как-то поглощали и рассеивали энергию колебаний, а также контролировали упругость рессор.

В наше время применяются исключительно гидравлические амортизаторы – 2- и однотрубные. Любые гидроамортизаторы (рис.1) демпфируют колебания за счет сопротивления, оказываемого жидкостью при перетекании через клапанную систему. На ходе сжатия амортизатора жидкость перетекает из подпоршневой в надпоршневую полость, а объем жидкости, вытесненный частью вошедшего в нее штока, перетекает в наружный резервуар. При отбое все происходит в обратном порядке. Силы сопротивления амортизатора создаются и регулируются клапанами сжатия и отбоя, а перепускные клапаны позволяют жидкости перетекать только в заданном направлении. Принцип работы однотрубного амортизатора идентичен 2-трубному (рис.2): демпфирование достигается за счет перетекания жидкости через сечения клапанов сжатия и отбоя. Разница в том, что оба клапана расположены на поршне, а единственная «труба» играет роль и корпуса, и рабочего цилиндра. Резервуара тут нет, изменение внутреннего объема компенсируется сжатием газа, находящегося под разделительным поршнем (азот под давлением 15-20 бар).

Двухтрубный гидропневматический амортизатор
Рис. 1 Устройство и работа двухтрубного гидропневматического амортизатора
Однотрубный амортизатор
Рис. 2. Однотрубный амортизатор

«Какой же лучше – 2- или однотрубный?», – спросите вы. Сравним кое-какие характеристики. У однотрубного амортизатора стабильность работы достигается благодаря давлению газа, которое препятствует вспениванию жидкости. Как известно, рабочая жидкость при интенсивных колебаниях вспенивается, и амортизатор теряет свои демпфирующие способности. Газ также служит дополнительным упругим элементом: он сжимается вдвигающимся штоком. Кинетическая энергия в амортизаторах превращается в тепловую, и в однотрубной конструкции тепло отводится эффективнее. У однотрубного амортизатора площадь поршня больше (в силу отсутствия наружного резервуара), что позволяет эффективнее гасить колебания. Кроме того, однотрубный амортизатор легче, что сказывается на плавности хода. Показательно, что на гоночных шасси применяют исключительно «однотрубники».

Тем, кто много колесит на автомобиле, следует держать на борту – про запас – комплект новых амортизаторов. Немаловажно, что «однотрубники» хранятся в любом положении, а вот 2-трубные в горизонтальном положении хранить нежелательно: перед их установкой потребуется прокачка. Однотрубные амортизаторы также не идеальны. Главный их недостаток – увеличенная длина. Но главное – цилиндр, который служит направляющей для поршня, не защищен снаружи корпусом и подвержен деформациям от отлетающих камней. Кроме того, уплотнение штока нагружено давлением демпфирования, и требования к его качеству повышены. А 2-трубные амортизаторы не так чувствительны к внешним повреждениям, они короче, так как компенсационная камера расположена вокруг рабочего цилиндра. Так что несмотря на все достоинства «однотрубников», мнения расходятся; скажем, в подвеске McPherson однотрубные амортизаторы устанавливают редко.

Кроме конструктивных особенностей, амортизаторы отличаются и способами крепления в подвеске (рис.3).

Крепления амортизаторов
Рис. 3 Разные подвески – разные крепления: 1-проушина – пружина; 2-вставной амортизатор; 3-штырь – штырь; 4-штырь – проушина; 5-штырь – поперечина

Автомобилистам предлагается богатый выбор амортизаторов, как по маркам, так и по модификациям. Самое главное – правильно подобрать амортизаторы под свои нужды. Для чего нужно определиться, где вы обычно ездите, предпочитаете ли жесткое демпфирование – или наоборот. И, в конечном счете, выбрать гасители колебаний именно под свой автомобиль.

Амортизаторы для отечественных автомобилей

Самые доступные по цене – «Плаза» и Finwhale, причем иномарка предназначена только для российских машин. На рынке амортизаторы «Плаза» представлены в широком ассортименте, ориентированном на покупателей с разными требованиями; стоят они 600-950 руб. Всего их 5 видов: «Плаза Стандарт» – однотрубные газонаполненные амортизаторы, популярная и активно применяемая модель; «Плаза Сэйф-Трек» – 2-трубные амортизаторы с газовым подпором низкого давления, конструктивно они подобны классическому варианту, но в резервуар для амортизаторной жидкости закачан газ под низким давлением (около 4 бар). Для быстрых и требовательных водителей предлагаются «Плаза Спорт» – однотрубные газонаполненные амортизаторы; однотрубные «Плаза Профи» предназначены для профессиональных спортсменов и спортивных команд. Особенность однотрубных газонаполненных амортизаторов «Плаза Арктика» – в том, что они способны сразу после начала движения включаться в работу даже при температурах от -54°С до +50°С. Причем на амортизаторы «Плаза» дается гарантия 6 месяцев, независимо от места установки.

Амортизаторы Finwhale представлены на рынке тремя моделями: Basic – 2-трубный амортизатор, газонаполненный амортизатор серии Emotion и амортизатор серии Dynamic, где направляющая оснащена специальной скользящей втулкой. Цена амортизаторов Finwhale колеблется от 450 до 1000 руб.

Если вы предпочитаете установить изделия именитой марки – пожалуйста, только обойдутся они дороже. Так, за передние амортизаторы немецкой Bilstein придется отдать 1250-1500 руб., задние дороже рубликов на 500, родные по стране происхождения с Bilstein амортизаторы Boge находятся в той же ценовой группе. Японские амортизаторы Kayaba приобретаются за 1500-1800 руб. Самыми дорогими оказались бельгийские амортизаторы Monroe: передние – 1800 руб., задние – 2250.

Амортизаторы для иномарок

На импортные автомобили подойдут все названные марки – кроме Finwhale, да и находятся они примерно в одной ценовой группе. Хочу подробнее остановиться на самых, видимо, ходовых в среде иномарок амортизаторах Kayaba; фирма входит в «тройку» крупнейших продуцентов такого вида изделий. Большинство автомобилестроителей уже с завода оснащают свои автомобили амортизаторами Kayaba; уже о чем-то говорит. Причем амортизаторы, поставляемые на вторичный рынок и на автосборочные конвейеры, одинаковы и выпускаются по одной и той же технологии. Встречаются 4 серии от Kayaba: амортизаторы Premium обладают повышенным запасом прочности – по сравнению с аналогичной конвейерной серией. «Выравнивание» их технических характеристик до уровня новых оригинальных амортизаторов происходит только после 60-70 тыс. километров пробега в сложных дорожных условиях; Excel-G – 2-трубные газонаполненные амортизаторы, в них работает запатентованный компанией Kayaba клапанный механизм. Gas-A-Jast – однотрубные газонаполненные амортизаторы с саморегулированием; здесь применяется всепогодная рабочая жидкость. Ultra SR – спортивные газовые амортизаторы; для иномарки они обойдутся в 2-3 тыс. руб.

Японские Tociko на порядок дешевле, хотя, думаю, в их качестве сомневаться не стоит.

Безусловно, на немецкий автомобиль лучше ставить амортизаторы Bilstein или Boge, что в принципе справедливо для любых запчастей. Bilstein – один из старейших продуцентов амортизаторов: фирма учреждена в 1844 году братьями Фердинандом и Августом Бильштайнами. Позже изделия Фердинанда получили известность под маркой Febi, а Август начал выпускать знаменитые амортизаторы Bilstein. Уже в 1928 году фирма официально заявила себя производителем автодеталей. Амортизаторы Bilstein идут на конвейеры крупных автозаводов в Германии. Цена их колеблется от 1800 до 4000 руб., но на заказ привезут и более дорогие модели.

На рынке под маркой Bilstein предлагаются 7 модификаций амортизаторов. B2 Oil – сочетается с любыми пружинами оригинального качества; оптимальное соотношение цены и качества. В4 Gas – газонаполненные амортизаторы для тех, кто предпочитает активный стиль вождения. B6 Sport – спортивные амортизаторы; они примечательны тем, что придают подвеске спортивный характер – без уменьшения дорожного просвета. Замечательное свойство, особенно в наших дорожных условиях. B8 Sprint – укороченный амортизатор для автомобилей с низкой посадкой; отлично сочетается почти со всеми видами пружин спортивной подвески. B12 Tuning Kit – представляет собой 4 амортизатора В8 Sprint плюс 4 пружины; оптимальная комбинация для вашего спортмобиля – от одного и того же продуцента. B14 PSS – регулируемый по высоте амортизатор для тех, кто сочетает поездки по городским улицам со спортивным вождением по сложным трассам. B16 PSS9 – настоящий гоночный амортизатор, адаптированный для серийных автомобилей; его конструкция позволяет регулировать дорожный просвет, а также усилия отбоя и сжатия. У Bilstein B16 PSS9 – 9 уровней регулировки, что позволяет точно настроить автомобиль под ту или иную трассу или задачу.

Другой известный продуцент амортизаторов – немецкая марка Sachs – предлагает 3 модификации: серия Super Touring – газонаполненные амортизаторы; серия Advantage – только газонаполненные однотрубные и 2-трубные амортизаторы. А также амортизаторы с боковой проточкой на зеркале цилиндра (амортизаторы отслеживают условия движения и работают в соответствующей зоне). Серия Unlimited включает два подвида: амортизаторы для спортивной подвески – и саморегулирующиеся амортизаторы (самоподкачивающийся упругий элемент автоматически поддерживает уровень при любой загрузке автомобиля и на различном дорожном покрытии). Амортизаторы Sachs находятся в одной ценовой группе с Bilstein.

Бельгийские амортизаторы Monroe уже давно и успешно выступают на российском рынке. Их цена – от 2200 руб. (передние) и 4000 руб. (задние).

Думаю, при выборе амортизаторов каждый опирается на личный опыт; сказывается также и приверженность к определенной марке. Ведь немало случаев, когда на один и тот же автомобиль устанавливают амортизаторы одной марки. Водители делятся впечатлениями, и выясняется: одного они устраивают по всем параметрам, а другой божится, что больше в жизни такую марку ни себе, ни другим не посоветует.

Надеюсь, наша информация как-то поможет вам в нелегком выборе. Желаем не заблудиться в богатом многообразии амортизаторов, представленных на рынке.