Алтайское ретроралли-2008

Алтайское ретроралли-2008

В рамках выставки «Авто-Экспо-2008» Алтайская федерация автоспорта в третий раз провела ралли старинных и редких автомобилей.

Перед стартом…

Когда подготовка к нынешнему ретроралли шла полным ходом, за считанные дни до старта с дистанции сошел крупнейший спонсор, поставив под вопрос сам факт проведения соревнований. Положение спасла администрация Барнаула. Но все же бюджет пришлось существенно урезать. Исчезли многие номинации, изменился маршрут, экономили на печатной продукции… Пришлось даже сократить состав участников. А ведь заявку на участие подтверждали почти 100 экипажей! Но зарегистрированы были лишь 35 (впрочем, год назад экипажей было 30): из Барнаула, Бийска, Кемерово, Новосибирска и села Солтон. Особо нужно отметить, что почти каждый второй экипаж был семейным. Участники были поделены на два основных класса: «ретро-редко» (старинные и редкие) и автомобили с ручным управлением. В классе «ретро-редко», включавшем 28 машин, 15 экипажей выступали на автомобилях «ГАЗ»: 21-х «Волгах», «Победах», ГАЗ-67, ГАЗ-69, ГАЗ-14 «Чайка» и даже на «эмке» ГАЗ М-1. Были «Москвичи», 407-й и 403-й. А еще УАЗик с т.н. горбатым «Запорожцем». А «заморские гости» были представлены новосибирскими Citroen 2CV, Volkswagen Karmann и Volkswagen T2, Buick Regal. Но самым редким автомобилем оказался самодельный джип «Астра» Владимира Махницкого (в 1980-х годах растиражированный в СССР благодаря «Мулу» умельца Станислава Хопшаносова, участника программы «Это вы можете»). Как ни странно, не было ни одних «Жигулей» первых лет выпуска, хотя положение о ралли допускало их участие. Не было и практически ни одного сельского участника. Участники в классе машин с ручным управлением (7 машин) стартовали на самой разной технике, от «Оки» (3 штуки) до Toyota Mark 2, с чудовищным «прямотоком», наводившим ужас на стритрейсеров.

«Самодел»: кажется невероятным, но «Астра» – самодельный автомобиль, к тому же он уже 22 года в движении

После старта

В полдень 16 мая экипажи начали выходить на старт 78-километровой дистанции, Она была почти вдвое длиннее прошлогодней, к тому же проходила не только по Барнаулу, но и через Новоалтайск. Безоблачное небо обещало сделать гонку жаркой…

Несколько экипажей по разным причинам не смогли стартовать, несколько прекратили гонку сразу после старта. Выбыли из борьбы, по разным причинам, 8 машин; такого история алтайского ретроралли еще не знала. Перегрелся двигатель новосибирско-французского красавца (или красавицы, в свое время считавшейся «гадким утенком») «deих сheveux». Сошли оба «фолькса», причем спортивный Karmann – после столкновения с автомобилем Toyota на барнаульской дороге – первое ДТП в истории алтайского ретроралли. Заклинило генератор на Buick’е…

А впереди участников ждали еще «верстовые гонки», проводимые в России впервые за 90 лет! Трасса «верстовых гонок» была проложена по грунтовой дорожке, проходящей вдоль новосибирской трассы, в нескольких километрах от Барнаула. Дорога неровная – как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Участникам следовало не только пройти ее с максимальной скоростью, но и разминуться с мощными столбами – опорами рекламных щитов, выполнявшими функции ретардеров…

Наверное, не часто таким VIР’овозам приходилось съезжать на грунтовку, и уж точно ни разу им не  приходилось участвовать в верстовых гонках

После финиша

Особенностью нынешнего ралли стало некоторое, как бы сказать помягче… В общем, недостаточно серьезное отношение многих участников к этим соревнованиям. Они почему-то считали, что их главная задача – проехать как можно быстрее трассу, хотя вся положенная документация была роздана заранее и время познакомиться с ней было. Суть ралли – пройти ЗАДАННЫМ маршрутом, с ЗАДАННОЙ средней скоростью, отметившись в требуемое время в ЗАДАННЫХ контрольных точках. Отсюда и астрономические суммы штрафов, наложенных за отклонение от графика движения.

Ока с ручным управлением
«Ока»: калькулятор в руках участника ралли –
признак серьезного подхода к соревнованиям

На этом фоне отлично выглядели экипажи машин с ручным управлением. До старта они помогали друг другу в подготовке и финишировали все до единого, показав более чем достойные результаты даже в общем зачете. Барнаульский экипаж Василия Кузнецова и Сергея Казанцева (победители среди авто с ручным управлением и 2-е место в абсолюте), выступавших на «Оке», заработал всего 180 очков штрафа, столько же, сколько призеры прошлого ретроралли, раллисты еще с советским опытом, в этот раз выступавшие на «Чайке» вне зачета, в качестве «нулевого» экипажа. В классе «ретро» (и абсолюте) победили барнаульцы Степан и Юрий Шейкины (ГАЗ-21Р). Второе место в классах «ретро» и «ручное управление» заняли соответственно Александр и Иван Долгих на «Волге» ГАЗ-21 и Андрей Греков и Светлана Воробьева на Toyota Funkargo. Кстати, оба экипажа набрали одинаковое количество штрафов. Третье место в классе «ретро» – у кемеровского экипажа в составе Василия Сметанникова и Евгения Швайко («Москвич»-407), а среди машин с ручным управлением – у экипажа, состоящего из Натальи Сосниной (сенсация автогонок «Авто-Леди-2008) и Александра Кравцова, выступавших на «Оке». Лучший результат у новосибирцев – 11-е место, на автомобиле ГАЗ-67Б под управлением Аркадия Гайдамака и штурмана-барнаульца Сергея Чугунова.

ГАЗ-67
«ГАЗ-67»: этому автомобилю принадлежит лучшее место (11-е) из всех новосибирцев. Кстати, он же единственный из пятерых своих земляков, кто осилил алтайские дороги

Алтайская федерация автомобильного спорта благодарит партнеров и спонсоров ретроралли: «Сбербанк России», «Росгосстрах», «Почту России», администрацию Барнаула, «АлтайГАЗавтосервис», «Автоотдел «Чемпион», а также всех тех, кто также принимал участие в подготовке и проведении этого авторетромероприятия.

P.S. В настоящее время Алтайская федерация автоспорта ведет подготовку к пробегу ретроавтомобилей «Колесо истории-2008». Подробности этого мероприятия и ретроралли можно узнать на сайте АФАС: www.afas.ru.