экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту
В старых учебниках по вождению автомобиля была написана следующая фраза: «Езда на автомобиле в городе с интенсивным движением представляет для водителя большие трудности, чем в других условиях…». Сегодня эта цитата приобрела еще большую актуальность: к плотному городскому движению добавились пробки.
Но наш сегодняшний разговор не о пробках, а о внимательности и прогнозировании ситуации в городских условиях движения.
Ежесекундно меняющаяся ситуация и огромный поток информации требуют повышенного внимания водителя. Ситуация на дороге ни на секунду не должна выходить из-под его контроля. Один из моих учеников сказал:
– Стоило взглянуть, на какую волну настроен приемник, и вот они… задние фонари!
Потеря контроля над ситуацией даже на доли секунды способна привести к критической, а затем и аварийной ситуации. Опрос, проведенный среди 1000 совершивших ДТП водителей, дал такие результаты: 95% из них совершили аварии по невнимательности.
В городских условиях водитель должен уметь получать и анализировать большое количество информации. Новички чувствуют себя на городских улицах неуютно из-за неумения отсеять второстепенную информацию от важной, так необходимой для анализа. Опытный водитель всегда осуществляет движение на прогнозе. Он замечает потенциально опасных пешеходов на краю тротуара. Он знает, что из-за остановившегося на остановке маршрутного автобуса или троллейбуса могут выскочить дети – и обязательно снизит скорость у остановок общественного транспорта. Такой водитель постоянно держит ситуацию под контролем, он всегда знает, что происходит спереди, сзади и сбоку от его автомобиля.
Кроме того, классный водитель в состоянии предугадать самый неожиданный маневр другого участника движения – и готов в любую секунду отреагировать.
Во время занятий, когда речь заходит о приемах из автоспорта, мне часто задают вопрос:
– Это надо автогонщикам, а нам это зачем?
Отвечаю. На автогонках все едут в одну сторону, и цель у всех одна. А в городе каждый едет по своим делам, и что у кого на уме – неизвестно. Утром и вечером большинство едет на работу и с работы. Днем количество целей увеличивается в разы. Один ищет пункт оплаты телефона, другой высматривает парковку, а третий, допустим, читает вывески; в общем, каждый решает свои задачи. И выходит, что простому водителю, не гонщику, грамотные управляющие приемы из автоспорта очень и очень важны. У автогонщиков есть чему поучиться, уверяю вас.
Очень важно соблюдать дистанцию с идущим впереди автомобилем. Предвижу возражения: чуть больше дистанция, и сразу кто-то влезет! Относитесь к этому спокойно. Ничего плохого не произойдет, если вы чуть-чуть притормозите чтобы восстановить безопасное расстояние; наоборот. А двигаясь за кем-то вплотную, вы теряете обзорность. Маленькое расстояние до задних фонарей лишает вас главного – времени и места для контраварийных действий.
Запомните простую истину: столкновения в основном происходят не из-за высокой скорости, а из-за недостатка места для маневра и большого тормозного пути.
А мы с вами, коллеги, прощаемся до встречи на страницах следующего номера журнала, где продолжим эту же тему.