экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту
Тема сегодняшнего урока – повороты. Как ни странно, но по большей части движение по дорогам состоит из поворотов: трогание с места, обгон, объезд, парковка, остановка и другие маневры. Удержать автомобиль на заданной криволинейной траектории – не такая уж сложная задача… для опытного водителя при невысокой скорости и хорошем сцеплении шин с дорогой. А вот для начинающего или неуравновешенного человека – даже в благоприятной ситуации – расклад другой.
Даже вполне уравновешенный водитель порой оказывается в ситуации, когда скорость слишком высока – или дорога очень уж скользкая. И тогда он с ужасом обнаруживает, что машина неуправляема, а ситуация вышла из-под контроля.
Здесь и выясняется, что в повороте нужны особая техника руления и нестандартные приемы управления автомобилем. А повернутая на определенный угол «баранка» еще не гарантирует безопасность.
Так в чем же заключаются техника прохождения поворотов? Однозначный ответ на этот вопрос знают автогонщики: мастерство, чувство единства водителя с автомобилем – и прогноз поведения машины в ответ на управление.
При прохождении поворотов на автомобиль действуют (в первую очередь) центробежные силы, которые стремятся вынести его с траектории; они же изменяют силу сцепления колес с дорогой. Наружные относительно поворота колеса (автогонщики называют их упорными) загружаются, а внутренние – разгружаются. Их реакция на управление становится неодинаковой. Поэтому интенсивное торможение в повороте на высокой скорости приводит к потере устойчивости автомобиля и даже к его опрокидыванию.
В автоспорте есть целая наука о прохождении поворотов. Вот самые первые из действий водителя перед вхождением в поворот, назовем их опережающими действиями:
– сбросьте скорость, даже если очень торопитесь (потеряете пару секунд, зато не попадете в аварийную ситуацию); а секунды вы наверстаете, раньше начав ускорение на выходе;
– сосредоточьтесь, чтобы не ошибиться в выборе траектории;
– попытайтесь оценить крутизну дуги и сложность поворота (радиус, длину, покрытие дороги и неровности, наклон дорожного полотна, наличие обочины и пр.);
– прикиньте правильную скорость прохождения поворота и сравните ее с вашей, чтобы выбрать оптимальный способ торможения (о замедлении – в следующем номере).
Учтите, что:
– при движении с высокой скоростью тормозить на дуге поворота опасно и даже невозможно; так что сначала тормозите, затем переводите машину на дугу поворота;
– дотормаживать допустимо и в повороте, но сначала в него надо попасть;
– перед входом в поворот можно переключиться «вниз» (надо помнить, однако, что устойчивость автомобиля может нарушиться!).
Не льстите себе – трезво оценивайте свое мастерство; не увлекайтесь скоростным вождением в поворотах. Ведь сильно загруженное (упорное) колесо серийной легковушки с мягкой подвеской и высокопрофильной покрышкой «подгибается», контакт с дорогой перемещается на боковую поверхность шины, лишенную протектора. Вот тут-то и начинается боковое скольжение колеса, и автомобиль сходит с заданной траектории.
Мы тоже не станем спешить, так как наша траектория продолжается в следующих номерах журнала.