экс-автогонщик, тренер
и судья I категории по автоспорту
Дождались наконец-то зиму, «переобулись», а льда на дорогах нет. Вот и катаетесь на шипованных шинах по асфальту как на коньках, и я вместе с вами! А вот снегопады никто не отменял, о них и поговорим. Вернее о том, как они влияют на безопасность дорожного движения.
Рассекая на личном ТС по дорогам Сибири, необходимо учитывать общую продолжительность действия на дорожно-транспортную ситуацию неблагоприятных метеорологических явлений. А конкретно – такого «явления» как зима. В течение года количество ДТП за зимний сезон на 25% больше, чем за такой же период времени при ясной погоде.
Усложнение условий движения при воздействии неблагоприятных метеорологических явлений (всю зиму) обусловлено рядом факторов:
- уменьшение коэффициента сцепления шин с дорогой из-за изменения дорожного покрытия под воздействием осадков (в виде снега), гололеда, повышенной влажности воздуха;
- изменение внешнего вида проезжей части дороги и обочин из-за образования снежных заносов (т.е. сугробов), которые искажают восприятие дороги водителями;
- увеличение сопротивления движению в результате появления на дорожном покрытии слоя снега, грязи и т. п.;
- снижение эксплуатационно-технических характеристик автомобилей и, в первую очередь, систем обеспечения безопасности движения (тормозная система, обеспечение видимости и обзорности).
- Воздействие этих факторов вызывает типичные ошибки, приводящие к ДТП. Перечислим основные ошибки:
- выбор высокой скорости движения, не соответствующей дорожным условиям и условиям видимости;
- резкое изменение скорости и траектории движения в условиях ограниченной информации о ДТС;
- движение на малой дистанции;
- не использование стеклоочистителей, неправильное использование (или не использование вовсе) других приборов;
- движение в условиях ограниченной видимости посередине дороге (а тем более с выездом на полосу встречного движения!);
- плохая очистка ветрового стекла от намерзшего слоя льда (кстати, на стеклоочистителях он тоже намерзает).
Наибольшую опасность для водителей представляет сильный снегопад с мокрым снегом. Облепленные им стекла автомобиля резко «теряют» видимость, а сцепление шин с дорогой снижается в разы.
Еще большую опасность представляет метель.
Главный вопрос в такой «снегопадной» ДТС: что делать?
Первым делом включите ближний свет фар, габаритные огни и освещение номерного знака.Не забудьте также включить стеклоочистители. Если на щетках намерз лед и снег – остановитесь и очистите их.
Кроме того, периодически:
- проверяйте тормоза, чтобы узнать: не пострадали ли они от влаги?;
- опускайте боковые стекла для удаления с них снега;
- очищайте фары и остальные светосигнальные приборы.
Интервал/дистанцию выбирайте как при движении в гололед, соблюдая все меры предосторожности.
Скорость движения выбирайте в зависимости от дорожных условий, интенсивности движения и условий видимости.
Увидев пешехода в капюшоне, немедленно снижайте скорость: возможно, этот «рассеянный с улицы Бассейной» начнет переходить дорогу, не глядя по сторонам.
При остановке автомобиля оставляйте его (автомобиль) с включенными фарами.
И последнее: при движении в снегопад будьте предельно внимательны!
В следующий раз поговорим о движении при гололеде.
Счастливого пути!