За три дня вокруг Обского моря

Сибирские дерби

«Джип-джип, ура!» — боевой клич новосибирских джиперов «Клуба 4х4».

День первый

Ралли-рейд стартовал не откуда-нибудь, а прямо из центра города — с площади Ленина. Восемь разномастных джипов в сопровождении «фордов» ГИБДД без единой остановки промчались по городу и на «рысях» двинулись к месту проведения первого этапа трехдневной гонки «Сибирские Дерби». Спустя полтора часа за спиной осталась развилка Ордынское — Камень-на-Оби — Кочки и через пять минут мы прибыли непосредственно на место старта. Справа от трассы, возле лесополосы нас ждала передвижная радиостанция фирмы «ИНТЕХ» на базе «ГАЗели», готовая обеспечить связь с любым контрольным постом в радиусе 30 км.

Алексей Карпенко на TOYOTA HILUX
Дебют. Алексей Карпенко на TOYOTA HILUXE из «Евросервиса»

В течение часа спортсмены проверяли свои машины перед гонкой и обсуждали будущие поездки на Алтай, а вот о предстоящей гонке не было произнесено ни слова. В том, что постоянных членов новосибирского «Клуба 4х4» я назвал «спортсменами» нет никакой ошибки. Просто уровень этого трехдневного этапа намного выше проводившихся ранее «Лучшего джипа года» и «Сибирских Дерби», так как он является прологом открытого международного Кубка России по ралли-рейдам «Сибирь-Ралли 2000». На этот раз участникам предстояло, ориентируясь по легенде, преодолеть около 40 км трассы, перемежающейся бездорожьем, проселками и дорогами общего пользования. Финиш — в Камне-на-Оби.

И вот дан старт первому экипажу — это Александр Полехин и Сергей Пожиленко на серебристом LEXUS-450 («Регион-Трэйд»). Затем через каждые пять минут уходят со стартовой линии: TOYOTA HILUXE («Регион-Трэйд»), ВАЗ-21213, УАЗ-31512 («УАЗспецпроект»), УАЗ-469 («Мистер Хан»), Toyota HiLuxe–бигфут, TOYOTA LAND CRUISER и квадрицикл Yamaha.
Мне не удалось проехать по трассе, так как регламент соревнований запрещает нахождение посторонних лиц в машине участника во время гонки и пришлось отправиться сразу на финиш с машиной сопровождения «УАЗспецпроекта».

Константин Цевменко
Константин Цевменко: к победе… и за победу!

Хуже всего на свете — ждать. По рации сообщили, что 201-й экипаж прошел третий КП, и у нас появится минут через сорок. Но не прошло и пятнадцати минут, как на горизонте показалась пыль. Такую пыль мог поднять, наверное, только LEXUS-450. Судья приготовился фиксировать финиш, фотографы расчехлили аппараты, но только автомобиль приблизился и все рассмотрели… «Москвич-412». Ложная тревога!

LEXUS появился вовремя. Поднимая столбы пыли до небес, на фоне заходящего солнца, с включенными фарами, едва касаясь земли (ай, да скоростной участок!) летел серебристый монстр. Зрелище впечатляющее! Но зачем он тормозит? Он думает, наверное, что финиш «базой», то есть нужно остановить машину так, чтобы финишная черта оказалась между передним и задним мостами. Вот, черт возьми, потеряны драгоценные секунды! Ну ладно, подождем какой результат покажет следующий участник. Им должен был быть TOYOTA HILUXE — вторая машина команды «Регион-Трэйд».

Виктор Жигулин
Виктор Жигулин: «Все только начинается»…

Прошло немного времени и показалась… НИВА? Точно, так и есть. Выступающий под 203-м номером экипаж Жигулина Виктора опередил TOYOTA HILUXE и финиширует вторым. Бедная «Нива»! Как ее подбрасывает на грунтовке… По времени Жигулин ненамного отстал от Полехина.
Постепенно финишировали все джипы и ждали только Дениса Качалкова на квадрицикле. По рации сообщили, что он еще не появлялся на третьем КП. Ожидание длилось долго, но когда вдали поднялись клубы пыли от «Лексуса» Качалкова-старшего, и рядом с ним все увидели четырехколесную «Ямаху» его сына, то радость джиперов была неподдельной — мальчишка прошел всю трассу! Сразу после гонки Качалковы вернулись в Новосибирск и от участия в дальнейших этапах благоразумно отказались. А по результатам гонки места распределились следующим образом: I место — А. Полехин, II место — В. Жигулин, III место — К. Цевменко.
Необходимо отметить тех, без кого это мероприятие вряд ли бы состоялось — спонсоров. Это: «Регион-Трэйд», «Евросервис», «СПАС-Алтай 001», «УАЗспецпроект», «ИНТЕХ», «СОТЕЛ» (г. Барнаул), «Левый берег», ВИНАП и компьютерная фирма «Кардинал».

Вокруг джипов сразу же собралась толпа
Барнаул. Вокруг джипов сразу же собралась толпа

День второй

Переночевав в местной гостинице «Обь», на следующее утро спортсмены отправились на окраину Камня-на-Оби, где им предстояло пройти небольшой дополнительный этап. Требовалось как можно быстрее пройти дистанцию, объехав четверо «ворот» и сделав три круга.
Первым на старт вышел LEXUS-450 под управлением Сергея Пожиленко, который на высокой скорости практически ровно преодолел всю дистанцию, и в течение получаса сохранял неоспоримое лидерство. Когда на трассу выехал Константин Цевменко никто не предполагал, чем это закончится. Еще до старта 310-й номер заявил, что будет беречь подвеску своего «лэндкруизера», и даже тронувшись со старта, дал понять: «Тише едешь — дальше будешь». Мудрая пословица подтвердилась здесь же, на глазах у изумленных зрителей и судей. «По прямой» Цевменко выжимал из турбодизеля все, что можно. Машина летела. Подвеска не успевала реагировать на все неровности «дороги», и здесь просто сработал главный принцип: «Больше скорость — меньше кочек». Зато при прохождении резких поворотов педаль акселератора заменялась на «тормоз в пол». На первом круге Константин выиграл несколько секунд, а на втором и третьем разрыв во времени лишь увеличился, и первое место перешло от бензинового LEXUS к турбодизельному LandCruiser. А на третье место, неожиданно для всех вырвался новичок соревнований Александр Никитчук на Isuzu MU, опередив Виктора Жигулина.

Не обошлось в этот день без неприятностей, но те, кто не верит в предсказания, могут не дочитывать и переходить сразу к следующему эпизоду. Итак, на старте «уазспецпроектовский» «УАЗ». Судья готов дать сигнал и отсчитывает последние секунды. И тут громогласное предупреждение Александра Глазкова (пилот «бигфута») стартующему экипажу: «Штурман, там два опасных левых поворота, езжайте тише!» Было это сказано со смехом и всеми принято за очередную шутку. Взревел мотор и «уазик» рванул по прямой. Но вот и первый поворот… налево. Машина практически уже завернула за «ворота» и вдруг левые колеса отрываются от земли и «уазик» опрокидывается. На счет «раз» — правый бок, «два» — крыша, «три» — левый бок и «четыре» — встал на все четыре колеса. «Сделал крышу» — так это, кажется, называется у гонщиков. Экипаж выручили ремни и дуга безопасности, а машина «отделалась» пробитым радиатором, смятым капотом и треснутым стеклом; завершить этот круг и проехать еще один она смогла, но затем судья дал «отмашку» на финиш.

После подведения итогов этого этапа победителям вручили шампанское, которым здесь же всех присутствующих и обрызгали. После этой процедуры машины спешно выстроились в колонну и в сопровождении машины алтайской ГИБДД двинулись на Барнаул. Ведь прибытие участников ралли-рейда входило в расписание городского празднования Дня Молодежи. Встретили нас тепло, и многие барнаульцы воспользовались случаем сфотографироваться на фоне «бигфута»…

День третий

Честно признаюсь, этот день я бы охарактеризовал, как говорят американцы, «не мой день». И, скажем так, по техническим причинам о гонке в этот день ничего интересного сказать не могу, так как был непосредственным «виновником торжества». Хотя это сильно сказано и согласен лишь на роль соучастника переворачивания черного Isuzu MU, штурманом которого меня угораздило стать в этот «Трудный Понедельник». Когда мы стартовали в Новоперуново (читайте, пожалуйста, правильно название этого селения), я еще был полон сил и желания привести нас к финишу и попасть в первую пятерку призеров. Но видно, не судьба. Нам было уготовлено стартовать третьими, согласно результатам воскресного этапа, вслед за Цевменко и Полехиным, что, в общем-то, даже и неплохо. Но что говорить, коль мы с пилотом оказались абсолютными новичками в гонке по бездорожью… Этот факт оказался решающим, и благодаря стечению обстоятельств наш, ни в чем не виноватый Isuzu, оказался на боку.

Как обычно случается при опрокидывании, масло попало в камеру сгорания, но, слава Богу, двигатель быстро заглушили и его не успело заклинить. Около четырех часов пришлось потратить на снятие форсунок и «очистку» топливной системы от масла. Конечно, о продолжении гонки пришлось забыть, а об итоговых результатах трехдневной гонки мы узнали только в Новосибирске на площадке перед гостиницей «Обь», где состоялась официальная церемония награждения победителей.

Первое место занял экипаж под номером 310 — К. Цевменко–А. Исаенко (TOYOTA LAND CRUISER), II место — А. Полехин–С. Пожиленко (LEXUS -450), III место — В. Жигулин–А. Авдонин. Но главное для джиперов не победа, а… сами знаете что. И подтверждение тому — хорошее настроение, брызги шампанского и троекратное: «Джип–джип, ура!»
А. Гусишный (фото автора).

P.S. Автор благодарит организаторов ралли-рейда «Сибирские Дерби» А. Меньшикова, Е. Деревенчука, Е. Алексаняна, Б. Леонтовича за содействие в подготовке материала.