«За» и «против»: цитаты времени

Все чаще со стороны проправительственных СМИ мы слышим, что введение новых пошлин – вынужденная мера по поддержанию отечественной автопромышленности, а так же производств, развернутых на территории нашего государства иноземными автоконцернами.

«Вынужденную» меру, предложенную премьером и принятую правительством РФ, каждый оценивает со своей колокольни. Мы собрали нарезки из высказываний важных лиц государства и представителей общественности, как «за» введенные новшества, так и против оных.

«Автор» законопроекта Владимир Владимирович Путин: «Мы повысили пошлины на ввоз подержанных автомобилей и не стали снижать пошлины на новые автомобили. Конечно, мы действовали в интересах наших отечественных производителей, к которым мы относим и наших иностранных инвесторов, включая, например, «Фольксваген», либо другие немецкие компании (цитата взята из беседы в ходе встречи В.В.П. с главными редакторами ведущих германских СМИ в Дрездене). Например, «Вольво» только что построили у нас большой завод по производству автомобилей. Если бы мы понизили ввозные таможенные пошлины на новые машины, либо повысили пошлины на машины, бывшие в употреблении, то фирмы, которые проинвестировала сотни миллионов долларов, не смогли бы реализовать продукцию на нашем рынке. Вот и все. То же самое касается «Фолькваген» и других немецких компаний»

«Постановление направлено на поддержание отечественного автопроизводителя. Это временные меры и своего рода эксперимент, чтобы в кризисных условиях средства оставались здесь, а не уходили за границу» — заявил вице-спикер Государственной Думы Владимир Пехтин.

Следующее высказывание уникально самим своим существованием. Речь держал председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. «Необходимо строить на территории Приморья автосборочные предприятия тех же японских автокомпаний, чьи «бэушные» машины импортируются в Россию. Это необходимо, чтобы решить вопрос занятости, будь то перегонщиков, портовиков и людей, которые занимаются растаможкой этих автомобилей». А пока, считает депутат, РЖД обязана по минимальным ставкам и с максимальной эффективностью помогать транспортировать продукцию АвтоВАЗа и иже с ним на восток.

Высказывание номер два поразило меня и моих коллег своей простотой и непосредственность: «К сожалению, нет понимания у массового потребителя, что эти мероприятия направлены не на усугубление ситуации, а прежде всего на поддержку российского автопрома». ВНИМАНИЕ: «Мы все-таки будем навязывать покупать отечественные машины. Хотелось бы понять, насколько они будут соответствовать понятию о безопасном и надежном автомобиле», – сказал депутат.

ПО МНЕНИЮ УВАЖАЕМОГО СЕРГЕЯ ШИШКАРЕВА, КАЖДЫЙ РОССИЙСКИЙ ГРАЖДАНИН ОБЯЗАН ИСПЫТАТЬ НА СЕБЕ ПРОЧНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДИМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ АВТОМОБИЛЕЙ. А-ЛЯ МАНЕКЕНЫ НА КРАШ-ТЕСТАХ EURONCAP, ТОЛЬКО БЕЗ ДАТЧИКОВ.

Введенные меры вызвали горячие отклики в среде автомобилистов и общественных автомобильных организаций. В результате – массовые акции протеста. Мнения обычных граждан можно было прочитать на плакатах, которые они держали в руках «Запретите что-нибудь себе!; «Верните отобранную свободу выбора!» В ответ, в защиту государственного проекта были подняты профсоюзы наших отечественных автомобильных заводов. Но не все рабочие шли на акции добровольно, некоторые стояли под флагами и проправительственными лозунгами «Мы за Путина, мы за автопром!» за галочку в личном деле, зарплату или свое рабочее место.

Вот как высказался глава независимого профсоюза предприятия «Единство» в Тольятти, сопредседатель межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности Петр Золотарев: «Лично я к повышению пошлин на иномарки отношусь двояко. С одной стороны, это как-никак поддержка автопрома или попытка ее оказать со стороны правительства. С другой стороны, Дальний Восток – это тоже Россия. Пусть он и дальше от Москвы, чем Тольятти, но там живут такие же граждане. И в том, что они занялись бизнесом по продаже старых иномарок, вина правительства, которое не создало нормальных условия для людей».

Слово от Федерации автовладельцев России (ФАР) держал ее председатель Сергей Канаев: «В условиях кризиса эта неадекватная мера не способствует защите отечественного автопрома, а только ведет к обнищанию большого числа граждан и созданию недобросовестной конкуренции».

С простыми гражданами и общественными лидерами солидарна большАя часть политиков: «Мы должны добиться отмены этого решения, чтобы партия власти не решала проблемы олигархов за счет граждан. Мы должны добиваться, чтобы государство работало на нас»,- Сергей Митрохин, депутат Мосгордумы и лидер партии «Яблоко».

Депутат от ЛДПР Игорь Рожков в ходе обсуждения проблемы на одном из заседаний, напомнил, что аналогичные меры и разговоры велись в 2002 году, когда правительство Михаила Касьянова ввело заградительные пошлины на иномарки старше 7 лет. Депутат отметил, что тогда тоже руководствовались развитием отечественного автопрома, но прогресса за 5 лет добиться так и не удалось. «Это сиюминутная мера, выгоды от нее экономической нет, а убыток очевидный», – заметил Рожков.

С ним согласился депутат Виктор Войтенко, по его мнению, устранение таможенным запретом конкуренции в виде «бэушных» машин для внутренних компаний вызовет рост цен. «Какие принимаются меры для того, чтобы предотвратить рост цен?» – задал чиновнику Минпромторга вопрос Войтенко. Последний на это не смог ответить.

Известный политический деятель конца 90-х, знакомый не только правительству РФ, но и Украины, председатель партии СПС Борис Немцов тоже не остался в стороне: «Дорогие друзья, коллеги! Я солидарен с вашими справедливыми и законными требованиями и полностью вас поддерживаю. Повышение пошлин на иномарки – удар по более чем двадцати миллионам автолюбителей нашей станы, удар по рабочим местам в сфере автобизнеса. Путин принял это решение, чтобы защитить приближенных к себе олигархов, владельцев автоконцернов С.Чемезова (АвтоВаз) и О.Дерипаску (АвтоГаз). Ни к чему, кроме как к повышению цен на автомобили и консервации отсталого российского автопрома такие действия Путина не приведут. По сути, выбирая между двадцатью миллионами автолюбителей и олигархами, он выбрал вторых».

Свое слово взяли и организации, имеющие слабое отношения к автомобилям: «Правительство, повышая таможенные пошлины, должно было предвидеть, что люди без источника заработка будут уезжать из региона. А для малочисленной Сибири, заселение которой необходимо, наоборот, стимулировать, — это стратегический просчет и ущерб, который не оценишь рублем», — считает исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Понамарев.

Такой шаг правительства негативно оценила и Еврокомиссии. Европейские чиновники убеждены, что такое решение противоречит двустороннему соглашению о вступлении в ВТО подписанному не так давно. «Европейская комиссия серьезно сожалеет о такой позиции. Данная мера противоречит соглашению, которое мы имеем с Россией с 2004 года в рамках ее вступления в ВТО», – говорит представитель Еврокомиссии.

Особенно остро на заградительные пошлины среагировала, конечно, Япония. По словам представителя пресс-службы МИД Японии Ясухисы Кавамуры, правительство Японии обратилось к российским официальным лицам с просьбой не вводить запретительные пошлины. «Мировое сообщество в настоящий момент столкнулось с крупнейшим за последние 100 лет экономическим кризисом. Наш исторический опыт показывает, насколько важно в этих обстоятельствах развивать международную торговлю, а не ставить на ее пути новые преграды», – заметил тогда Кавамура.

Итак, сколько людей, столько и мнений. Интересно, придет ли Россия к консенсусу в отношении хотя бы одного законопроекта.