Вторая кожа

Вторая кожа - Пленка для оклейки автомобиля

Техпрогресс принес в новом веке много удивительного. Сегодня можно в считанные часы перенестись через океан, мгновенно связаться с друзьями в любой точке планеты или до неузнаваемости изменить свой автомобиль. А чтобы придать ему побольше комфорта или эффектно затюнинговать, нетрудно купить рулон специальной пленки и оклеить ею машину. Вариантов такой оклейки – великое множество.

Во все времена многие автомобилисты лезли из кожи вон, чтобы высветить своих железных коней в общем транспортном потоке. Крепили всевозможные пластиковые накладки, устанавливали громадного размера колеса, меняли светооптику. Не говоря уже о технических доработках заводской конструкции: об увеличении рабочего объема двигателя, уменьшении дорожного просвета, установке спортивных систем выпуска и т.д. Весьма трудоемкие процедуры отнимали у тех, кто решался на серьезный тюнинг, немало времени и, как правило, оказывались весьма дорогостоящими даже для любителей все делать своими руками.

Пленка для оклейки кузова автомобиля

Рынок «взломали» пришедшие из рекламы пленочные аппликации. Появилась возможность «за недорого» превратить машину в абсолютно неповторимое средство передвижения. Причем времени процедура занимает на порядок меньше, чем самый простой технический тюнинг. По затратам времени с оклейкой пленкой сравнится разве что установка воздухофильтра нулевого сопротивления. Причем о фильтре соседи по трафику не догадываются, а аппликация видна, что называется, за версту.

И еще одна деталь. Маркетологи, по долгу службы обязанные классифицировать любые «движения» на рынке, присоединили к пленочной аппликации еще и тонировку стекол. Тонировка ведь тоже пленка, просто изготовленная по другой технологии, но наносится она на стекло точно так же, как разноцветная пленка на кузов. Таким образом удается не только индивидуализировать внешность машины, но и повысить комфорт пассажиров и водителя. Так что аппликация – не просто «украшательство», а вполне практичный тюнинг.

Фонтаны ультрафиолета

В пользе и преимуществах тонировки уверены практически все автомобилисты, кроме, пожалуй, тех, кому доводилось пересекать на наглухо затонированной машине финскую, к примеру, границу. Или доплачивать за тонировку при техосмотре/регистрации. Действительно, бесцветные стекла смотрятся довольно «голо». И к тому же тонировка дает реальную экономию. Как? Элементарно! Летом при яркой солнечной погоде обивка салона и передняя панель подвергаются разрушительному воздействию ультрафиолета и жары: обивка выгорает, панель трескается. Даже полировка ничего не меняет – что сломано, то сломано. Тонировочная же пленка, даже самая «прозрачная», отражает до 99% ультрафиолета и почти 60% тепловых лучей. Ощутимо? Еще далеко не все: тонировочная пленка предотвращает рассыпание стекла от сильного удара, а также принимает на себя часть энергии и не позволяет разбить окно несильным ударом.

Тонировочная пленка предотвращает несанкционированное прослушивание – в силу изменения резонансной частоты стекла, – а также работает как дополнительная шумоизоляция. У нее приятный оттенок, но самое главное – изнутри пленка на стекле выглядит практически прозрачной, снижает риск ослепления фарами встречных автомобилей, устраняет блики (благодаря металлическому подслою), уменьшает усталость глаз. Самые ходовые тонировочные пленки выпускаются под марками Johnson и SUN GUARD.

Технология их изготовления одновременно и сложна, и проста. В основе тонировочной пленки – обыкновенный полимер, на который наносят слой краски; потом следует слой, отражающий ультрафиолетовые лучи. Затем идет слой металла – методом «спаттеринга», обеспечивающим ровное покрытие пленки и предохраняющим водителя от бликов, ослепления дальним светом фар. Пленка на прочном клеевом соединении крепко держится за стекло и, что самое удивительное, – она темная снаружи и светлая изнутри. Все просто: слой металла отражает солнечные лучи и не дает им проникнуть в салон. Поэтому в салон не заглянешь (и магнитолу, забытую на заднем сиденье, не увидишь), однако перед водителем открывается отличный обзор. Пленка идеально чистая, изображение не расплывается, на ней нет штрихов и рисок (хотя она режется ножом и царапается отверткой), поскольку дополнительный слой защищает поверхность от истирания.

Броня крепка

Бронированные стекла выполняют скорее сервисные, а не охранные функции. Тем не менее, как говорят, броня должна быть крепка. А автомобильное бронестекло – еще и прозрачно. Да, есть фирмы, предлагающие комплексное бронирование легковушек, но оно сильно утяжеляет автомобиль и не так уж актуально: в повседневности важно не столько защититься от шквального огня, сколько уберечь от воров импортную магнитолу и оставленную в салоне сумку. Кроме того, в криминальных хрониках все чаще приводят истории о водителях, выброшенных из машины, которую преступники вскрывают ударом дубинки по боковому стеклу. Водительские стекла и вправду бьют чаще всего, а самая простая бронирующая пленка обезопасит вас за рулем, – даже если нападающий вооружен дубинкой.

Правда, от лома или кирпича бронестекло обычной толщины не спасет; треснет. И только. Но треснувшее стекло не разрушится, и пробиться сквозь мозаику осколков преступнику не удастся. Специалисты рекомендуют бронировать все стекла в автомобиле – кроме лобового. Его неплохо обезопасить от нередких ударов шальных камней, но бронирование запрещено правилами техники безопасности: поскольку бронестекло не рассыпается и не пробивается механически, оно опасно для водителя и переднего пассажира при аварии. Впрочем, даже благодаря безопасному лобовому стеклу «триплекс» водитель не осыпан осколками с ног до головы из-за «встречного» камешка. Кстати, хорошо знакомый «триплекс» на самом деле того же происхождения, что и бронированные стекла. Всего лишь 2 слоя стекла, склеенные (в промышленных условиях, разумеется) защитной пленкой.

Живые картины

Вот мы и добрались до главного мотива перевода пленочной аппликации в разряд автомобильного тюнинга – до декорирования кузова. Полипленочная аппликация означает нанесение изображения с помощью разноцветных пленок, нарезанных на плоттере и наклеенных на поверхность. Само по себе декорирование пленками не ново и давно работает в наружной рекламе, но у автомобильной аппликации – целый ряд отличий принципиального свойства. Во-первых, предварительная обработка поверхности особыми составами, применение специнструментов и высококачественных пленок. Во-вторых, пленочная аппликация позволяет декорировать поверхность машины не разноцветными пленками, а нейтральной, на которую изображение нанесено методом электростатической, струйной или шелкографической печати. А значит, в отличие от художников, расписывающих кузов с помощью аэрографа, аппликатор совершенно не ограничен в сюжетах: любое изображение сканируется, печатается на пленке и «кладется» на поверхность.

Пленка для оклейки кузова автомобиля
Пленка для оклейки кузова автомобиля
Пленка для оклейки кузова автомобиля

Вообще, сравнивая пленочное декорирование с обычной техникой аэрографа, видишь массу выигрышных сторон аппликации. Аэрография – длительный и сложный процесс, к тому же требующий профессиональной покрасочной камеры. Существенный минус аэрографии – его необратимость: первоначальный вид после нанесения рисунка автомобилю возвращается исключительно перекрашиванием всего кузова (или декорированной поверхности). А пленка снимается за считанные минуты, не оставляя никаких следов. Расценки на услуги художника-аэрографиста порой достигают тысяч долларов за каждую декорированную поверхность. Что же касается пленочной аппликации, то подготовка макета изображения обойдется – в самом тяжелом случае – в 100 у.е. за квадратный метр, плюс 20-30 за адаптацию согласованного рисунка к автомобилю. И самое главное – на оклейку автомобиля с «ног до головы» уходит в десятки раз меньше времени, чем на разрисовку одного лишь капота. Аппликация занимает от 15 мин. до 6 часов – в зависимости от сложности рельефа поверхности. Тогда как аэрографистам даже для нанесения несложного рисунка нужно как минимум несколько дней, а серьезная сюжетная работа занимает не меньше месяца.

Пленка для оклейки кузова автомобиля
Пленка для оклейки кузова автомобиля

Что ждет индустрию тюнинга – неясно. Однако если развитие пленочных технологий продолжится сегодняшними темпами, то лет через 100 пленочная доработка автомобилей, возможно, станет профильной деятельностью тюнинг-ателье. Себестоимость такой технологии куда ниже технических доработок, а эффект просто поразительный. Тюнинговые фирмы хорошо знают, откуда «ветер дует». Так что не исключено, что будущее тюнинга – именно за пленкой.

Пленка для оклейки кузова автомобиля