Все смешалось в доме Обломских…

Все смешалось в доме Обломских…

Фото автора

Классикой навеяно… Вспомнился длинный и нудный (на мой взгляд) роман великого русского писателя И.А. Гончарова – «Обломов». Название вошло в обиход и стало символом тогдашней (да и нынешней) российской действительности. И раз уж разговор зашел о писателях… Вспомнилось и другое (более длинное) произведение другого великого русского писателя – «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Начиналось оно ставшей крылатой фразой «Все смешалось в доме…».

Эти ассоциации возникли у меня далеко не случайно. Дело в том, что на 4-й день работы автомобильной выставки в выставочном комплексе «КрокусЭкспо» в Москве в начале сентября посетители лицезрели странную картину: часть стендов уже представляла собой склад из коробок, перевязанных скотчем. Рабочие укладывали выставочный скарб на погрузчики и, пробиваясь сквозь толпу зевак, вывозили его прочь. Часть автомобилей-экспонатов уже находилась на пути к выезду, тогда как на других стендах кипела обыденная выставочная жизнь, шли презентации и раздача дешевых подарков.

Странность объяснилась просто: одновременно проводились две выставки – Интеравто’2007 и МИМС’2007. Они открылись в один день, а закрывались в разные. Организаторы так забавно поделили участников и выставочные площади (будто перетасовали колоду карт), что и не поймешь, кто и что от какой выставки. Однако посетителей вопросы организации не волновали – нашлось бы, на что посмотреть. Увы, ничего особо интересного и не обнаружилось.

Ведущие автомобилестроители, за редким исключением, проигнорировали московские автосалоны, что немудрено с такой организацией. Исключением стал концерн General Motors, а также корейские Kia и Hyundai. Однако особого ажиотажа их экспозиции не вызывали и практически всегда оставались пустынными – за исключением тех редких минут, когда на стенде Hyundai девушки модельной внешности исполняли упражнения с дверями прототипа Quarmaq. А в остальном – обычные автомобили, которые с тем же успехом (но бесплатно) можно посмотреть в городских автосалонах.

Расклад выглядел весьма благоприятно для двух крупнейших российских производителей – АвтоВАЗа и АвтоГАЗа, однако те не очень-то и стремились воспользоваться преимуществом. Над российскими стендами витал дух обреченности, и его чувствовали все.

На АвтоГАЗе решили сэкономить на выставочной площади и расположили экспонаты на малом «пятачке». Премьеру российского Chrysler Sebring обставили на «тройку с минусом»: автомобиль окружал неказистый винтовой пандус, с которого зрители могли обозреть крышу экспоната. Новинка получила имя Siber. По замыслу маркетологов из Нижнего Новгорода, словесное новообразование навевает ассоциации с Сибирью. В средней полосе до сих пор путают Новосибирск с Норильском, и Сибирь там представляется далеким и недостижимым краем. Таким же, каким станет новый ГАЗ.

Другое зарубежное приобретение – грузопассажирские Maxus – стояли под тентом (в павильоне-то), так что к ним трудно было подойти. Все говорило о том, что нижегородцы не стремятся показывать товар лицом – только издалека.

Стенд АвтоВАЗа выглядел скромнее, чем в прежние годы. Центральное место, как обычно, занимал мифический прототип среднего класса, который (в вариациях) экспонируется несколько лет подряд. Выпуск легковушки размерного класса С намечен на 2010 год, но зрители обходили автомобиль стороной. Чувствовалось, что и представители завода не верят в свой проект.

Разноцветные «Калины» перемежались экспонатами из заводского музея – «копейкой» и «Нивой», и никого не воодушевляли. Судя по темпам продаж и по неуклонному снижению интереса покупателей к продукции АвтоВАЗа, самое время задуматься о начале конца. Что тут скажешь, если новейшая Lada Priora с треском проваливает сравнительные тесты с тем же Chevrolet Lanos или «китайцами»? О них и пойдет далее речь.

На примере Lanos запорожского производства в полной мере понимаешь особенности нынешнего российского авторынка. Визит в ближайший автосалон (прицениться к моделям в пределах 300 тыс. руб.) дает ответ на многие вопросы.

Неказистый автомобиль, снятый с производства в Корее, представляется сегодня выгодной покупкой. За седан с тесным салоном, нависающим над передним рядом сидений ветровым стеклом, с «выпиленным лобзиком» кожухом рулевой колонки, гидроусилителем рулевого управления, передними стеклоподъемниками и кондиционером просят около 290 тыс. руб. Такую машину приобретают разве что с горя, но вот ведь удивительно – в наличии «ланосов» за такую цену нет! Предлагают такой же – с «дополнительным пакетом» (антикоррозионная защита, сигнализация, подкрылки и еще множество малополезных вещей) в нагрузку, так что цена вырастает до 330 тыс.! И разбирают – как горячие пирожки. Доводы в пользу подержанных автомобилей в силе, но как ни крути, многие по той или иной причине делают выбор в пользу новых автомобилей. А дефицит налицо. И не могли не воспользоваться им те, о присутствии кого мы не могли несколько лет назад и подумать.

Китайская экспозиция оказалась на московской выставке самой представительной. Модели на любой вкус, огромные стенды, крупнейшие российские дилеры, сделавшие выбор в пользу КНР. Агрессивной рекламе и усилиям по продвижению впору поучиться российским автомобилестроителям; но уже, видимо, поздно. Темпы обновления модельных рядов у китайских компаний поражают. И пусть они в большинстве своем не проходят по требованиям безопасности, пусть у них сомнительное качество и фенольный запах в салоне, пусть легковушки из Поднебесной представляют собой незаконные копии хорошо известных японских моделей – их присутствие на российских дорогах уже трудно не заметить. Эксперты сходятся в мысли, что в ближайшее время китайским компаниям удастся преодолеть предубеждение россиян, и продажи вырастут в разы.

Вкупе с китайскими компаниями на российский рынок приходят автомобили из Ирана и Индии. Экспозиция индийской Tata, хотя и располагалась в холодном и темном павильоне напротив экспозиции московского ЗиЛ (в основном посвященной одноименным «оригинальным» запасным частям), смотрелась не в пример интересней российской. И хотя перспективы индийского микрогрузовика на нашем рынке туманны, пикапы Tata, большегрузная техника и комфортабельные автобусы представляют собой неплохое предложение.

Традиционный раздел выставки, где выступали продуценты и продавцы запасных частей и оборудования для автосервиса, выглядел скромнее, чем прежде. Кое-кто из крупных российских компаний отказался от участия, истратив ресурсы на спецвыставку, которая состоялась весной. Другие участвовали номинально, только чтобы обозначить присутствие. Заметно меньше «драйва»; все уже давно знают друг друга – и клиенты, и поставщики. Ничего нового, что могло бы поразить и заставить учащенно биться сердце. И здесь так же, как и в автомобильной экспозиции, львиную долю выставочных площадей занимали китайские фирмы.

До очередного мотор-шоу в Москве, когда ожидается участие ведущих мировых автомобильных компаний, ждать целый год. А выставка 2007 года запомнится как смотр достижений китайского автопрома.