Уроки мастерства. Процесс движения

Будем надеяться, что вы усвоили наш предыдущий урок (№12, 2000) и трогаться с места научились. Пора выбираться в город. Нет, безусловно, в автошколе вы проходили городское вождение, добросовестно накатывая три положенных для сдачи экзаменов в ГИБДД испытательных маршрута. Но, во-первых, вы были не одни: рядом с вами сидел инструктор, постоянно подававший команды и готовый в любой момент прийти на помощь. А, во-вторых, – ну не будете же вы все время ездить по этим трем маршрутам!?

Итак, вы один в своем автомобиле на незнакомой улице. Даже если она исхожена вами вдоль и поперек тысячу раз, теперь она предстает совсем в другом свете. Ведь когда вы были пешеходом, вам и в голову не приходило обращать внимание на дорожные знаки и разметку, сигналы светофора и тому подобные вещи. К тому же вы на дороге не одни – вокруг вас всевозможная техника от велосипеда до какого-нибудь супер-трака, причем все это движется, так и норовя вписаться в ваш борт, а очумевшие пешеходы так и лезут под колеса. И если ад существует, то он выглядит, наверное, именно так.

Первое, чему надо научиться, садясь за руль – это терпению. Помните, что человек ждет максимум 30 секунд! Уже через 20 секунд любому из нас кажется, что мы стоим у светофора битый час. Не нервничать в пробке – это большое искусство, особенно если опаздываешь. Ко всему надо подходить философски!

Второе, что следует усвоить, – это золотое правило «учти дурака». Причем мы бы сказали, что «дураком» бывает не только злонамеренный дуболом, но и замотанный новичок. К тому же он может вас просто не заметить! Будьте предупредительны и не лезьте на пролом.

Отсюда еще одно правило – вас на дороге должно быть видно! Не экономьте на лампочках, в темное время не двигайтесь на подфарниках, а, как требуют того правила, включайте ближний или дальний свет. Ваши действия должны быть ясны для окружающих. Не ленитесь лишний раз моргнуть указателем поворота, но так же не забывайте его вовремя выключать.

Другими главными составляющими безопасного управления автомобилем являются постоянная собранность, внимание, умение читать и предугадывать дорожную обстановку. Научитесь распределять свое внимание! Необходимо, чтобы во время движения вы видели дорожную обстановку вокруг себя как минимум в радиусе 100 метров. Это поможет вам заранее принимать правильное решение с учетом изменения ситуации на дороге.

Конечно, это все приходит с опытом, с теми сотнями километров, что вы «наматываете на кардан». Но приобретать этот опыт можно по-разному. Можно так, как некоторые учат плавать: швырнул на глубину, жить захочет – выплывет. Да, из таких учеников вырастают неплохие пловцы, но – увы! – далеко не из всех! Можно и по-другому: постепенно переходя от простого к сложному.

Поэтому, прежде чем сесть за руль и отправиться в свою первую самостоятельную поездку, тщательно продумайте свой маршрут. Ведь в одно и то же место можно попасть различными путями. Выберите менее загруженный и по возможности менее разбитый. Если вы пользуетесь каким-то путем постоянно, то постарайтесь заранее изучить его, запомнить расстановку светофоров и знаков. Причем имейте в виду, что средства организации дорожного движения иногда меняют! Вообще, когда вы гуляете, обращайте внимание на то, как организовано движение на тех улицах и дорогах, по которым вы ходите пешком.

Далее, нет нужды говорить, что за руль можно садиться только трезвым, не утомленным или больным. Увы! Как показывает статистика ДТП, этим элементарным требованием постоянно пренебрегают. Если есть малейшие сомнения – прочь от машины! Лучше потратить деньги на такси, чем на похороны! Подробнее об этом мы поговорим в следующих номерах.

Теперь перейдем ближе к автомобилям. Начнем с того, что движение в городе отличается высокой интенсивностью, что приводит к образованию транспортного потока, который характеризуется малыми дистанциями и боковыми интервалами. В этом случае двигаться необходимо со средней скоростью потока, ибо в противном случае или вы будете создавать остальным участникам дорожного движения помехи, или они будут постоянно вам мешать. Все это может привести к ДТП.

Но в любом случае старайтесь избегать движения на повышенных скоростях с минимальными дистанциями. При скорости 36 км/ч автомобиль проходит за секунду 10 метров. Время реакции водителя составляет в среднем 0,8 секунды. Тормозной путь легкового автомобиля согласно требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации составляет 12,2 м (для машин, поставленных на производство до 1981 года -14,5 м). Причем это на сухом асфальтобетоне, а на гололеде он возрастает раза в три, даже если колеса вашего транспортного средства обуты в самые лучшие зимние шины (см. тест зимних шин в Турбо №11/2000). Нетрудно подсчитать, что если тормозить с 40 км/ч до полной остановки, ваш автомобиль пройдет метров 25. С увеличением же скорости тормозной путь и центробежные силы, действующие на машину, увеличиваются пропорционально квадрату увеличения скорости.
Поэтому не ограничивайте себе пространство для вынужденного маневрирования, а в случае возникновения на дороге какой-либо непонятной ситуации снижайте скорость до разумных пределов. Это позволит вам иметь лишние доли секунды для принятия необходимых мер и даст необходимый запас расстояния. Помните, что как для летчика не бывают лишними метры высоты, так и для водителя не помешают лишние метры дистанции! Особено важен запас расстояния при движении по скользкой дороге.

Как мы уже писали в предыдущей статье, движение по гололеду отличается от движения по сухому асфальту и требует особой осторожности. При движении по скользкой дороге равно опасны как резкое ускорение, так и резкое торможение! Поэтому повторюсь: приучайтесь все делать плавно, в ритме вальса, а не брейк-данса.

Теперь – практические советы

Если вы, двигаясь по дороге, вдруг попали на небольшой участок гололеда – не паникуйте. Спокойно проезжайте этот кусок дороги, не крутя рулем и не играя педалью газа, ибо даже легкое притормаживание двигателем может привести к заносу.

В повороты въезжать правильнее всего как можно медленнее, заранее переключив передачу на ту, которая понадобится вам после окончания поворота. Но если вы не рассчитали скорость вхождения в поворот, и ваш автомобиль, несмотря на вывернутые колеса, продолжает скользить как на лыжах прямо, то, не паникуя, верните руль наполовину обратно, затем быстро выжмите и резко отпустите педаль сцепления, не меняя положения педали газа. С небольшим заносом автомобиль направится именно туда, куда вам требуется.

Наверное, каждый человек, даже не водитель, прекрасно усвоил истину: если машину занесло – поверни руль в сторону заноса и ликвидируй его причину, то есть брось тормоз (если занос вызван торможением) или газ (если причина в ускорении). Совет верный, но, к сожалению, не полный. Если его выполнить дословно, то из-за недостатка навыка вы рискуете попасть из огня в полымя: скажем, из левого заноса тут же попасть в правый, затем может последовать череда сменяющихся заносов, которые прекращаются в ближайшем кювете.

Поэтому бывалые водители не советуют крутить резко руль и бросать педали. Приотпустив немного соответственно ситуации газ или тормоз, плавно поворачивайте рулевое колесо в сторону заноса. Как только автомобиль прекратит занос и начнет возвращаться к нормальному положению, сразу же выравнивайте руль. Здесь очень помогает чувство машины, но оно, увы, приходит не сразу. Чтобы довести вывод из заноса до автоматизма, потратьте пять – шесть занятий по паре часов где-нибудь на уединенной площадке без острых углов.

Несколько слов о различном поведении передне- и заднеприводных автомобилей в заносе. Если говорить коротко, то занос означает, что задняя ось имеет большую скорость, чем передняя, и стремится обогнать ее. Следовательно, чтобы выйти из создавшейся ситуации, необходимо уравнять скорости осей. Вот поэтому-то и рекомендуют при возникновении заноса в повороте на заднеприводном автомобиле убавить газ, а на переднеприводном увеличить. Но делать это необходимо с умом и в меру. И здесь также весьма полезна предварительная тренировка.

Зимой в Сибири, как вам известно, идет снег, который коммунальные службы убирают далеко не оперативно. В результате этого на проезжих частях дорог образуются снежно-ледовые колеи. Конечно, если есть возможность, не пользуйтесь этой улицей, не рискуйте, поберегите себя, свои нервы и машину. Но уж если выхода нет, то наберитесь терпения, выберите безопасную скорость и, избегая резкой работы рулем и игры газом, двигайтесь только по колее.

Если же колея глубокая, а клиренс вашего автомобиля недостаточен, то лучше двигаться, спустив колеса одной стороны в колею. Ехать же по снежно-ледовым гребешкам не советуем. В этом случае вас в любой момент может стащить в колею, а при некоторых условиях затем резко выкинуть в непредсказуемом направлении (хорошо, если в мягкий сугроб, а не под встречный автомобиль).

Как выезжать из колеи, довольно подробно учат в любой автошколе, даже есть вопрос в экзаменационных билетах. Поэтому здесь мы только скажем, что переднеприводный автомобиль позволяет легче вывести передний мост из колеи. Но вот беда, задние колеса не всегда желают следовать за ним, а довольно резво пытаются не допустить этого. Результат бывает весьма плачевный. Здесь большую роль играет состояние шин вашего автомобиля и наличие шипов.

Аналогично колее ведет себя автомобиль на трамвайных путях. Причем они гораздо опаснее, так как сами стальные рельсы на морозе становятся очень скользкими. Да, Правила разрешают при интенсивном движении использовать трамвайные пути попутного направления, а при левом повороте и развороте даже предписывают выполнять эти маневры с них. Но мы советуем: не увлекайтесь обгонами по по трамвайной линии медленно ползущей колонны. Сами были свидетелями, как года два назад на площади Сибиряков-Гвардейцев выброшенный с трамвайных путей автомобиль оказался на боку среди тополей у завода Сиблитмаш.

Полноприводные автомобили ведут себя в сложных дорожных условиях гораздо лучше. Они помогают своим владельцам справляться с глубокой колеей, они устойчивей в поворотах. Но и у них есть предел возможностей. И если вы захотите заглянуть за него, то у нас для вас есть два совета. Совет первый: срочно сходите к психиатру, может, еще можно вам помочь. Совет второй: если все так запущено, то хотя бы напишите завещание.

А вообще-то, все не так уж страшно и сложно.

Ваши опыт и мастерство будут расти с каждым днем, с каждым пройденным километром. Старайтесь чаще самостоятельно тренироваться на различных площадках и постигать секреты мастерства управления автомобилем.

Во время движения будьте внимательны и уважительны к другим участникам движения. Не бойтесь и не нервничайте за рулем, не впадайте в панику. Со временем к вам придет уверенность, и вы будете получать истинное удовольствие от ощущения власти над машиной, которая еще вчера уходила из-под вашего контроля, а теперь беспрекословно подчиняется вашим командам.

Желаем удачи!